Ящики/копилки/кружки для пожертвований
Ящики/копилки/кружки для пожертвований устанавливаются стационарно в различных общественных местах — магазинах, банках, салонах мобильной связи. Переносные ящики для пожертвований используются во время специальных акций по сбору средств от населения. Специфика этого инструмента заключается в том, что «обезличенный!» — без сопровождения живого сборщика (таким сборщиком может быть не только человек, но и животное, как, например, питомцы нижегородского приюта для брошенных животных «Тузик») ящик малоэффективен. К тому же сбор пожертвований через ящики осложнен процедурами учета пожертвований, о которых более подробно мы будем говорить на следующих занятиях. И все же организованная работа позволяет собирать в банки и копилки десятки тысяч рублей.
Разовые акции прямого сбора пожертвований
В бесконечном множестве вариантов акций можно выделить как минимум те, которые направлены на непосредственный, прямой сбор денег и те, которые обладают отсроченным эффектом поступления средств.
Для прямых акций характерными являются непосредственный контакт с целевой аудиторией, ее вовлечение в решение проблемы. Так ежегодная нижегородская акция «Белые цветы», проходившая в самых массовых точках города, позволяла сделать ее участниками несколько тысяч горожан, которые получали листовки с информацией о проблеме туберкулеза в городе, возможность тут же пожертвовать деньги и получить небольшой сувенир (наклейку) в знак благодарности. В другой акции, направленная на сбор денег для строительства пандусов для инвалидов-колясочников, организаторы обращались к водителям с призывом «поддержать владельцев самых тихоходных транспортных средств», вовлекая, таким образом целевую группу в действия по сбору частных пожертвований.
Как инструмент прямые акции обладают еще одним замечательным свойством – они привлекают внимание журналистов, создавая, таким образом, еще один ресурс. Ресурс известности, общественной значимости, доверия. Идеальное развитие акции может вызвать волну действий потенциальных жертвователей под лозунгами «Как! Ты еще не принял участие!? Все уже сделали это!»
Примером акции второго типа, когда деньги не поступают в организацию сразу, можно назвать любой аукцион проектов, предложений и т.д. Подобный опыт есть во многих городах, где социальные проекты представлялись в рамках Ярмарок социальных проектов и услуг. В обоих случаях готовился пакет предложений, выставляемый на специально организованном событии для выбора и поддержки потенциальными спонсорами.
Возможна и обратная ситуация, когда некоммерческая организация приглашает на свою презентацию группу потенциальных благотворителей и проводит своеобразный аукцион, выставляя в качестве лота различные варианты реализации и поддержки своего проекта, потенциально получая возможность, после индивидуальных переговоров по итогам встречи стать партнером всех пришедших на акцию спонсоров.
Квитанции в банке
Относительно новый, но уже хорошо себя зарекомендовавший инструмент сбора средств — перечисления денег по банковским квитанциям. Главным неудобством этого способа является относительная сложность действий потенциального донора для совершения пожертвования. Ведь даже чтобы перечислить рубль необходимо получить квитанцию, заполнить ее, возможно, даже выстоять очередь и, в конце концов, перечислить пожертвование. При этом возможны ошибки в заполнении графы назначение платежа сотрудниками банка (в разных городах были случаи перечисления «оплаты коммунальных услуг») и/или снятие с суммы перечисляемого пожертвования процентов за банковское обслуживание.
Избежать части затруднений возможно самим, отпечатав бланки квитанций с заранее заполненными полями. А в проекте московской организации театра-студии «Подвал» «Один плюс один» была заполнена даже графа суммы перечисления квитанции Автобанка — один рубль. Особую роль играет работа с руководством банка. Одним из пионеров налаживания успешных отношений с банковскими структурами стал Greenpeace-Россия. Уже в 1996 году Сбербанк России подписал соглашение о беспроцентном обслуживании добровольных пожертвований граждан в Greenpeace, положив начало многолетнего развития этого инструмента. Сейчас уже во многих регионах банки начинают идти навстречу активности фандрайзеров. Так Волгоградский Центр Поддержки некоммерческих организаций договорился с Управлением Сбербанка о размещении уже заполненных квитанции установленного образца во всех 85 филиалах Сбербанка Волгограда и Волжского. Во всех филиалах появились информационные материалы с логотипом кампании: желтая листовка с призывом спрашивать у кассиров специальные квитанции и плакаты с изображением семилетней волжанки Юли Седовой, пациентки онкогематологического центра.
Квитанции, возможно, скоро станут одним из популярных инструментов фандрайзера, так как при грамотной информационной кампании кроме стабильных поступлений денег они позволяют отслеживать динамику пожертвований, их размеры, и даже адреса реальных доноров для последующих почтовых рассылок именных писем и т.д.
Членские взносы
Членские взносы, порядок регулярных поступлений от учредителей (членов, участников) определяется учредительными документами некоммерческой организации. В уставе заранее должны быть оговорены суммы денежных поступлений, их размеры и формы. Членские взносы могут быть единовременными (при вступлении в организацию) и постоянными (регулярными): годовыми, месячными, квартальными, и т.д. Если же некоммерческая организация не имеет членства фандрайзер все равно может воспользоваться этим инструментом. Можно собирать взносы от членов или участников какого-либо социального проекта, события независимо от формы регистрации общественной или некоммерческой организации. Например, столкнувшись с классической нехваткой финансов при подготовке Ярмарки социальных проектов и услуг каждая некоммерческая организация-участник Ярмарки на оргкомитете решила внести по 50 рублей в виде добровольного взноса. При участии 30 организаций собранной суммы в полторы тысячи рублей как раз хватило на печать афиш для расклейки по городу и изготовление пары сотен приглашений.
Статья в газете
Этот острейший инструмент применяется фандрайзерами в случае столкновения с наиболее срочными, критическими ситуациями. Наиболее эффективен для сбора пожертвований от физических и юридических лиц для ликвидации последствий форс-мажорных обстоятельств. Активно используется государственными и муниципальными учреждениями при крупных катастрофах, войнах и т.д. В частности более десяти различных структур, в том числе МЧС, собирали пожертвования для воюющей Югославии и сразу на несколько разных счетов разными организациями в разных регионах собирались деньги для помощи родственникам погибших на подводной лодке Курск.
Для простой некоммерческой организации благодаря статье в прессе можно собрать деньги на лечение ребенка, помочь ветеранам и инвалидам, поддержать заключенных и обеспечить проведение праздника для социально-незащищенных слоев населения.
Деньги из бюджета
Чтобы получить деньги из бюджета, общественная организация может участвовать в грантовых конкурсов, если таковые бюджетом предусмотрены, и если она сама соответствует критериям отбора участников конкурса.
Так же можно рассчитывать на бюджетные средства, если организация действует в рамках муниципальных и государственных целевых программ социальной направленности. Войти в такую программу нелегко, хотя есть случаи, когда энтузиасты сами пишут и успешно лоббируют интересные для себя программы и их финансирование.
Одним из вариантов бюджетной поддержки является финансирование разовых сезонных мероприятий общественных — День пожилых людей, День защиты детей и т.д.