Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом
Предприятия и организации имеют право выбора аудиторской организации, индивидуального аудитора для проведения обязательной аудиторской проверки или для проведения инициативных аудиторских проверок или оказания других услуг, сопутствующих аудиту.
При выборе аудиторов следует обратить внимание на:
1) то, членами какой СРО аудиторов являются данная аудиторская организация или индивидуальный аудитор с указанием номера в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
2) соблюдение принципа независимости аудиторской организации, ее руководителей и должностных лиц, аудитора-предпринимателя и аудиторов от организаций-заказчиков, их руководителей и должностных лиц, отвечающих за соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, и их близких родственников;
3) наличие у аудиторской организации достаточного числа сотрудников (аудиторов) для проведения аудиторской проверки организации соответствующего размера;
4) наличие положительных рекомендаций от других клиентов;
5) отсутствие претензий к аудиторской организации или аудитору-предпринимателю со стороны других клиентов, налоговых и иных контролирующих органов;
6) и др.
Однако выбор аудиторских организаций несколько сужается при проведении обязательного аудита в:
- организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%;
- государственных унитарных предприятиях;
- муниципальных унитарных предприятиях.
Договор на проведение обязательного аудита БФО в таких случаях заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Планирование аудита
Процесс планирования осуществляется в соответствии с ФПСАД № 3 «Планирование аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 №532).
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и Vму аудиторских процедур. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу м/ду членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые Vм и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе (т.ч.): общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности; общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухучета и внутреннего контроля, в т.ч.: учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухучета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в т.ч.: ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей д/аудита; установление уровней существенности д/аудита; возможность (в т.ч. на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий; выявление сложных областей бух учета, в т.ч. таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, н-р, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и Vм процедур, в т.ч.: относительную важность различных разделов учета д/проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в т.ч.: привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов; кол-во территориально обособленных подразделений 1го аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; кол-во и квалификацию специалистов, необходимых д/работы с данным ауди-емым лицом;
е) прочие аспекты, в т.ч.: возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания, н-р, существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является средством контроля качества работы аудитора.
Программа оформляется документально, каждая проводимая процедура обозначается номером или кодом, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки в рабочих документах. В процессе подготовки программы аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Существенность в аудите
Аудиторв ходе проведения проверок обязан установить достоверность отчетности во всех существенных отношениях, то есть с такой степенью точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности делает на ее основе правильные выводы.
Существенной является информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала, если ее пропуск или искажение может повлиять на показатели финансовой отчетности, т.е. на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.
Аудитор оценивает существенность на основе своего профессионального суждения.
Уровень существенности – это предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Достоверность бухгалтерской отчетности – это степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой ее пользователь может производить правильные выводы и принимать правильные решения.
Аудитор (аудиторская организация) обязаны принимать во внимание две стороны существенности в аудите:
1) качественную, когда аудитор и аудиторская организация используют свои профессиональные суждения для определения уровня существенности, выявленных в ходе проверки отклонений порядка совершения экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных документов действующих в РФ;
2) количественную, когда аудитор и аудиторская организация оценивают превосходство по отдельности и в сумме, обнаруженные отклонения уровня существенности.
Базовые показатели бухгалтерской отчетности наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, они используются при нахождении абсолютного значения уровня существенности. Аудитор (аудиторская организация) обязаны устанавливать систему базовых показателей, а так же порядок нахождения уровня существенности. Они оформляются документально и должны быть утверждены руководством аудиторской организации.
Значение уровня существенности для аудиторской проверки определяется по завершении планирования аудита. Получаемое значение уровня существенности обязательно должно быть зафиксировано в общем плане аудита.
При определении уровня существенности аудиторы (аудиторские организации) берут определенную долю от базовых показателей:
1. числовых значений счетов бухгалтерского учета;
2. статей баланса;
3. показателей бухгалтерской отчетности.
Для определения уровня существенности используются:
- базовые показатели текущего года;
- усредненные показатели текущего года или прошедшего года.
Допускается как единый показатель уровень существенности для данной конкретной проверки, так и набор разных значений уровня существенности. Установив базу расчетов, аудитор (аудиторская организация) определяет процент, который должен применить.
Имеются следующие основания для нахождения уровня существенности и изменения аудитором системы базовых показателей:
- изменение законодательства в области бухгалтерского учета, налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;
- изменение законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;
- изменение аудиторской специализации;
- смена руководства аудиторской организации.
Процедуры нахождения уровня существенности – это математические расчеты, на основании которых аудитор исключает какие-либо значения из расчетов, все это должно быть отражено в рабочей документации аудиторской проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки. Уровень существенности должен быть выражен в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и составляется бухгалтерская отчетность.
Уровень существенности имеет большое значение на всех этапах аудиторской проверки:
- на этапе планирования – определяет содержание, затраты времени, объем применяемых аудиторских процедур;
- в процессе проведения проверки оказывают большое влияние на осуществление конкретных аудиторских процедур;
- на этапе завершения аудита – оценивает влияние обнаруженных искажений, ошибок и нарушений на достоверность бухгалтерской отчетности. Необходимо учитывать обстоятельства. Что отдельные искажения могут не являться существенными, но взятые в совокупности могут иметь существенный характер.