Муниципальное право как наука и как учебная дисциплина.
Муниципальное право в общественной жизни выступает и как отрасль права, и как отрасль правовой науки, и как учебная дисциплина.
Наука муниципального права является одной из отраслевых юридических наук, наряду с конституционным, административным, гражданским, уголовным, финансовым правом и т. д.
Наука муниципального права – это сфера исследовательской деятельности и система знаний, упорядоченных определенным образом, направленная на изучение правовой составляющей МСУ (муниципально-правовой действительности).
Как и любая наука, муниципальное право имеет свой предмет изучения, который шире предмета регулирования отрасли муниципального права. Муниципальное право как наука изучает не только общественные отношения в современной России, подлежащие муниципально-правовому регулированию, но и соответствующие правоотношения в прошлом, а также опыт зарубежных стран, труды ученых, прогнозы развития правоотношений в будущем.
Предмет науки муниципального права – это то, на что направлено ее изучение – совокупность объективных закономерностей развития правовой составляющей МСУ.
В исследовательском процессе ученые-муниципалисты используют различные методы изучения:
– общенаучные (диалектический, метафизический и синергетический);
– общегуманитарные (системный, структурно-функциональ-ный, исторический, социологический, логический, статистический и т. д.);
– частнонаучные / юридические (сравнительно-правовой, фор-мально-юридический, юридико-технический, грамматический, социально-правовой эксперимент и т. д.);
– собственно научные (теории сущности МСУ и др.).
Источники науки муниципального права:
– нормативно-правовые акты;
– акты, действовавшие в прошлом, принятые в зарубежных странах, проекты правовых актов;
– решения органов конституционного контроля, судебная практика, доктрина, обычаи;
– юридическая практика;
– труды отечественных и зарубежных ученых и др.
Изучение отрасли и науки муниципального права в вузах при получении специальности «Юриспруденция», а также некоторых других специальностей предусмотрено в рамках учебной дисциплины (курса) «Муниципальное право».
Учебная дисциплина «Муниципальное право» – научно обоснованная система знаний об отрасли и науке муниципального права, формируемая в учебных целях.
Задачи учебного курса состоят в изучении правовых, территориальных, экономических основ МСУ, организационно-пра-вовых форм его осуществления, функций и полномочий органов МСУ, ответственности в местном самоуправлении, его гарантий и защиты интересов. Особо выделяются задачи изучения форм непосредственного осуществления населением МСУ и участия населения в осуществлении МСУ.
Цели учебной дисциплины «Муниципальное право»:
– освоение знаний о природе и роли МСУ в современном государственном строительстве РФ;
– изучение нормативных правовых актов, являющихся источниками муниципального права;
– усвоение теории муниципального права на опыте России и других государств;
– создание четких представлений об организации МСУ, деятельности органов МСУ, а также депутатов и должностных лиц в системе МСУ.
№4.Основные теории местного самоуправления : их содержание достоинства недостатки .
Теория свободной общины (естественных прав общины) (Г. Гербер, О. Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер и др.). Данная теория была первой теоретической концепцией, объясняющей сущность МСУ. В ней получил развитие исторический опыт городского самоуправления феодальной Европы. В ее основе лежало «естественное право» общин на самоуправление.
Основные идеи:
– наличие у общины по своему характеру естественного и неотчуждаемого права заведовать своими делами;
– обязанность государства уважать свободу общинного самоуправления;
– определенная первичность общинного самоуправления перед государственным управлением.
В этой теории особый упор сделан на общность людей, живущих на соответствующей территории, а также на то, чтобы каждый человек воспринимал себя как часть сообщества, основой которого являются не только совместность проживания и интересов, но и духовная близость людей (укрепляемая зачастую и религиозным единством).
Общественная (хозяйственная) теория самоуправления (Р. Моль, А.И. Васильчиков, О. Гирке и др.). Эта теория, пришедшая на смену теории свободной общины, также в своей основе исходила из противопоставления государства и общины. Ее основатели и исследователи за основу брали не столько самоуправляющуюся общину как субъект права на самоуправление, сколько содержание коммунальной деятельности. Существуют как бы две категории дел: собственно государственные и дела общественные. Вторые – это дела преимущественно хозяйственные, они не носят политического характера и должны решаться органами, создаваемыми местным сообществом, а не государством.
Попытки построения МСУ на идеях общественно-хозяйственной теории свойственны периоду начального этапа буржуазного романтизма. Однако данная теория на деле быстро показала свою бесперспективность и нежизненность.
Это было обусловлено тем, что:
– как форма публичной власти МСУ существенно отличается от общественных объединений, не может оно уподобиться и хозяйственным организациям;
– на повестке дня многие годы оставалась и сохраняется в наши дни проблема распределения обязанностей по управлению публичными делами между центральными и местными властями, когда и государственные дела решаются на уровне МСУ, и локальные интересы становятся частью общегосударственной политики.
Таким образом, некая замкнутость МСУ на делах якобы сугубо местных невозможна.
Государственная теория самоуправления (Рудольф фон Гнейст, Лоренц фон Штейн). Пришедшая на смену общественно-хозяйственной теории данная теория существенно изменила подход к определению отношений: «община-государство».
Согласно этой теории МСУ рассматривается как форма распределения обязанностей по решению государственных дел между центральными и местными властями.
Характерные черты государственной теории МСУ:
– государство передает задачи местного управления органам, формируемым местным сообществом;
– органы МСУ находятся под контролем местного сообщества, а одновременно и под надзором государства, хотя прямого руководства местным самоуправлением со стороны государственных органов нет;
– органы МСУ, в отличие от государственных, не являются выразителями исключительно государственной воли, они имеют собственные особые интересы, которые могут не совпадать с интересами государства.
Теория дуализма (В.М. Гессен, большинство современных ученых в сфере МСУ и конституционного права). Указанная теория говорит об общественно-государственной природе МСУ. Она создает условия (возможности), способствующие обеспечению через МСУ эффективной двусторонней связи между человеком и государством, между гражданским обществом и государством.
Двойственная природа МСУ, которая служит основой теории муниципального дуализма, получила развитие в последнее десятилетие XX века. В значительной степени она связана с признанием того, что ни одна из ранее отмеченных теорий не соответствует всему многообразию существующих видов МСУ, так как возводит в абсолют какой-либо один из признаков МСУ.
Теория дуализма разработана еще недостаточно, однако ее содержание характеризуют следующие признаки:
– наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания;
– невозможность во многих случаях разделения собственно местных и общегосударственных дел;
– реализация органами МСУ функций публичного и частноправового характера;
– сочетание в МСУ государственных (публично-властных) и общественных (самоуправленческих) начал;
– выполнение органами МСУ полномочий, делегированных государством;
– наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий МСУ.
Таким образом, теорию дуализма МСУ следует рассматривать не как самостоятельную теорию, а как развитие, прежде всего, государственной теории.