Налогообложение при международной торговле
В международной торговле используется принцип взимания косвенных налогов в стране назначения товара, поскольку, в отличие от принципа взимания косвенных налогов в стране происхождения, он позволяет государствам проводить независимую налоговую политику и устраняет нежелательную конкуренцию по ставкам косвенных налогов в странах-экспортерах (рис. 15).
Рисунок 15. В левой части – принцип страны происхождения, в правой части – принцип страны назначения
Предположим, что один и тот же товар импортируется Польшей из Дании, России и Швейцарии. При применении принципа взимания косвенных налогов в стране происхождения товар, импортируемый из Дании, облагается налогом по ставке 25 %, из России – 18 %, из Швейцарии – 7,6 %. Таким образом, товары из Дании и России менее конкурентоспособны. Датскому и Российскому правительству необходимо понижать ставки. Но они этого не хотят, предпочитая более высокую долю косвенного налогообложения.
При использовании же принципа взимания косвенных налогов в стране назначения товара вне зависимости от того, из какой страны импортируется товар, он облагается налогом по ставке 22 %, и страны имеют возможность проводить независимую налоговую политику.
Для НДС данный принцип реализуется посредством обложения экспорта товаров (а также работ и услуг, непосредственно связанных с экспортом) по ставке 0 процентов.
Различие между освобождением от НДС и обложением по ставке 0 процентов в том, что в случае освобождения налог с организации не взимается, но при этом запрещается и вычет налога по полученным счетам-фактурам, а в случае обложения по ставке 0 процентов налогоплательщик получает право на вычет налога по полученным счетам-фактурам. Следовательно, во втором случае происходит полное освобождение стоимости товара от косвенного налога, что и требуется в международной торговле (рис. 16).
Рис. 16. Освобождение от НДС и налогообложение по ставке 0 %
Конечно, возможность получения возмещения НДС привлекает мошенников, стремящихся к незаконному обогащению за счет бюджета путем организации фиктивного экспорта и предъявления к возмещению налога по фиктивным счетам-фактурам или счетам-фактурам, выставленным от фирмы-однодневки. Поэтому во всех странах экспортные операции подлежат особому контролю со стороны налоговых органов.
В России экспортер обязан доказать факт экспорта, предоставляя в налоговые органы в 180-дневный срок соответствующие документы, основными из которых являются контракт с иностранным покупателем, таможенные декларации и перевозочные документы с отметками таможенного органа, выписки банка о зачислении валютной выручки, поступившей от покупателя. Если экспортер не сможет подтвердить факт экспорта, то он должен будет заплатить НДС, как если бы товары были реализованы на внутреннем рынке.