Муниципально-правовые нормы и институты
Муниципальное право как отрасль российского права
1. Понятие, предмет, метод;
2. Муниципально-правовые нормы и институты;
3. Муниципально-правовые отношения;
4. Субъекты муниципальных правооношений;
5. Источники муниципального права.
Понятие, предмет, метод
Муниципальное право как отрасль права появилось в 1993 году, когда была принята Конституция Российской Федерации.
До 1996 года велись дискуссии о необходимости выделения отрасли муниципального права, т.к. отрасль законодательства может существовать и без отрасли права. Например, существует отрасль воздушного законодательства в виде Воздушного кодекса РФ, но отрасли воздушного права не существует. Тем не менее, данная теория несостоятельна, т.к. о воздушном праве, в отличие от муниципального, в Конституции не говорится. Кроме того, местное самоуправление, как результат децентрализации власти, является частью российской государственности. Оно должно гарантировать такой тип управления, при котором населению предоставляется автономия в определенных видах деятельности. На основе МС должно функционировать как государство, так и общественные институты.
МС представляет собой определенную совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе определенной деятельности группы людей на определенной территории. Появление таких отношений вызвало необходимость их нормативного регулирования. Нормы различных отраслей права, регулировавшие эти отношения, объединились в одну отрасль, образовав муниципальное право.
Особенности метода муниципального права заключаются в участии в регулировании отношений территориального коллектива и органа.
Наряду с традиционными критериями выделения отрасли права – предметом и методом – дополнительным критерием выделения муниципального права как отрасли выступили положения Конституции о том, что самоуправление есть самодеятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения, и которые исполняют роль системообразующего начала в муниципальном праве. С учетом чего муниципальное право объединяет (функционально) нормы различных отраслей права, которые реализуются населением и образуемыми им органами. Соответственно, МП, таким образом, представляет собой комплексное образование, призванное регулировать базовые начала в тех или иных сферах общественной жизни, не поглощая при этом других отраслей права.
МП – определенная микромодель национальной правовой системы, которая действует на местном уровне.
Предметом МП являются отношения местного самоуправления, субъектами которых выступают население и образуемые им органы. Данные отношения реализуются на местном, локальном, уровне и ограничены рамками соответствующих территорий – территорий муниципальных образований (МО).
В предмете МП можно выделить три группы отношений, которые связаны:
1. Со способностью населения непосредственно решать вопросы местного значения;
2. С организацией деятельности органов территориального коллектива, т.е. органов, образуемых населением;
3. С функционированием различных отраслей местного хозяйства, в которых выявляется статус различных объектов муниципального имущества и полномочия местных органов по управлению данными объектами. При этом нормы муниципального права регулируют не всю совокупность отношений третьей группы, а только лишь их основы, это означает, что наряду с нормами МП данные отношения регулируются и нормами других отраслей права – гражданского, семейного, экологического, жилищного.
Муниципальное право, таким образом, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения местного самоуправления, составляющие предмет МП.
Комплексный характер отрасли МП определяется следующим:
1. Предметом и его содержанием – три группы элементов. Первая и вторая группы связаны с осуществлением властных полномочий, а значит, они характеризуют муниципальное право как отрасль публичного права. Третья же группа говорит об управлении хозяйством, которое осуществляется на основе договоров, характерных для частного права. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что муниципальное право является комплексной отраслью.
2. Характером норм МП. Достаточно большое число норм обладает двойственной правовой природой – МП пересекается с такими отраслями права как гражданское, земельное, водное и т.д.
3. Отсутствием конкретного метода правового регулирования. Для МП характерно сочетание императива и диспозитива в правовом регулировании.
Муниципально-правовые нормы и институты
Норма МП – общеобязательное формально определенное правило поведения общего характера, исходящее от имеющих на то право субъектов и обеспечиваемое мерами убеждения и принуждения.
В зависимости от того, в каких источниках содержатся данные нормы и кто их издал, они могут быть объединены в две большие группы:
1. Нормы, содержащиеся в законах и иных НПА ОГВ.
2. Нормы, содержащиеся в муниципальных НПА. Данным нормам присущи следующие признаки:
a. Принимаются только уполномоченными на то субъектами местного самоуправления;
b. Данные нормы принимаются в пределах полномочий муниципальной власти;
c. Действуют только в границах соответствующего МО;
d. Обязательны для исполнения всеми субъектами на территории соответствующего МО;
e. Данные нормы могут быть отменены только самой местной властью, либо решением суда;
f. Они всегда регулятивные.