В хозяйственной практике нашей страны для определения величины издержек
производства используется термин «себестоимость».
Рассмотрим два основных подхода к классификации издержек туристического
предприятия.
Первый подход предполагает классификацию затрат по факту отнесения издержек на
конкретный вид туристической продукции или на определенное подразделение
туристического предприятия (отнесения вида затрат на себестоимость турпродукта).
В этом случае различают прямые и косвенные издержки.
Прямые затраты непосредственно связаны с производством и реализацией конкретного
вида туристической продукции и поэтому полностью могут быть отнесены на
себестоимость.
Характерные статьи прямых затрат:
Сырье и основные материалы;
Покупные готовые изделия или полуфабрикаты;
Силовая электроэнергия;
Основная заработная плата производственных рабочих; иные затраты аналогичной
природы.
Косвенные издержки связаны с производством одновременно нескольких видов
продукции, так что невозможно корректно выделить ту часть, которая приходится на
конкретный вид туристического продукта.
К их числу можно отнести:
Ремонт и содержание универсального оборудования4
Общие издержки отдельной службы туристического предприятия (службы
маркетинга, приема и размещения в отеле, курьерской и т.д.);
Общие издержки предприятия (аренда и содержание офиса, амортизационные
отчисления по собственным зданиям и т.д.);
Часть непроизводственных издержек (реклама, представительские и транспортные
расходы и т.д.);
Иные затраты аналогичной природы.
Данная классификация способствует решению важной задачи – оценке себестоимости
отдельно взятого вида туристической продукции в общей номенклатуре
турпредприятия. Себестоимость включает как прямые, так и косвенные издержки.
Методика включения прямых ясна. Косвенные же включаются в себестоимость согласно
двум наиболее распространенным принципам:
1. Равномерно по всем видам туристической продукции;
2. Отнесением большей части издержек на один вид продукции, более
востребованной покупателем.
Второй подход основывается на зависимости изменения издержек от какого-либо
базового показателя (как правило, от объема проданной туристической продукции). При
этом издержки подразделяют на два вида:
1. Фиксированные (постоянные);
2. Нефиксированные (переменные).
К переменным издержкам относятся такие, которые меняются прямопропорционально
увеличению или уменьшению объема туристического производства и продаж. При этом
предполагается. что затраты на одну единицу продукции остаются почти стабильными:
Затраты на покупку сырья и материалов;
Затраты на потребление электроэнергии и коммунальные услуги;
Транспортные издержки;
Торгово-комиссионные издержки;
Затраты на заработную плату (при условии, что она может повышаться или
снижаться при аналогичной динамике объемов продаж);
Иные издержки аналогичного характера.
Таблица 1. Динамика переменных издержек в зависимости от объема продаж.
Количество реализованных туров Затраты на 1 экскурсию, тыс. руб. Общие издержки в расчете на
реализованные туры, тыс. руб.
10 150 1.500
25 150 3.750
50 150 7.500
К постоянным издержкам относятся такие, которые не меняются при изменении уровня
туристического производства и продаж за какой-то определенный период времени:
Затраты на амортизацию зданий и оборудования;
Арендные платежи(если они не изменяются при изменении объемов производства
и продаж турпродукта);
Процентные платежи по заемным средствам;
Заработная плата служащим и управляющим (фиксированная оплата, оговоренная
контрактом и не изменяющаяся при изменении уровня производства и продаж);
Общие административные расходы
Иные издержки аналогичного характера.
Таблица 2. Влияние постоянных издержек в расчете на объем продаж.
Количество реализованных
туров
Стоимость аренды офиса
туристического предприятия в
месяц, $
Стоимость аренды на единицу
туристской продукции, $
10 2/000 200
25 2/000 80
50 2/000 40