В хозяйственной практике нашей страны для определения величины издержек

производства используется термин «себестоимость».

Рассмотрим два основных подхода к классификации издержек туристического

предприятия.

Первый подход предполагает классификацию затрат по факту отнесения издержек на

конкретный вид туристической продукции или на определенное подразделение

туристического предприятия (отнесения вида затрат на себестоимость турпродукта).

В этом случае различают прямые и косвенные издержки.

Прямые затраты непосредственно связаны с производством и реализацией конкретного

вида туристической продукции и поэтому полностью могут быть отнесены на

себестоимость.

Характерные статьи прямых затрат:

 Сырье и основные материалы;

 Покупные готовые изделия или полуфабрикаты;

 Силовая электроэнергия;

 Основная заработная плата производственных рабочих; иные затраты аналогичной

природы.

Косвенные издержки связаны с производством одновременно нескольких видов

продукции, так что невозможно корректно выделить ту часть, которая приходится на

конкретный вид туристического продукта.

К их числу можно отнести:

 Ремонт и содержание универсального оборудования4

 Общие издержки отдельной службы туристического предприятия (службы

маркетинга, приема и размещения в отеле, курьерской и т.д.);

 Общие издержки предприятия (аренда и содержание офиса, амортизационные

отчисления по собственным зданиям и т.д.);

 Часть непроизводственных издержек (реклама, представительские и транспортные

расходы и т.д.);

 Иные затраты аналогичной природы.

Данная классификация способствует решению важной задачи – оценке себестоимости

отдельно взятого вида туристической продукции в общей номенклатуре

турпредприятия. Себестоимость включает как прямые, так и косвенные издержки.

Методика включения прямых ясна. Косвенные же включаются в себестоимость согласно

двум наиболее распространенным принципам:

1. Равномерно по всем видам туристической продукции;

2. Отнесением большей части издержек на один вид продукции, более

востребованной покупателем.

Второй подход основывается на зависимости изменения издержек от какого-либо

базового показателя (как правило, от объема проданной туристической продукции). При

этом издержки подразделяют на два вида:

1. Фиксированные (постоянные);

2. Нефиксированные (переменные).

К переменным издержкам относятся такие, которые меняются прямопропорционально

увеличению или уменьшению объема туристического производства и продаж. При этом

предполагается. что затраты на одну единицу продукции остаются почти стабильными:

 Затраты на покупку сырья и материалов;

 Затраты на потребление электроэнергии и коммунальные услуги;

 Транспортные издержки;

 Торгово-комиссионные издержки;

 Затраты на заработную плату (при условии, что она может повышаться или

снижаться при аналогичной динамике объемов продаж);

 Иные издержки аналогичного характера.

Таблица 1. Динамика переменных издержек в зависимости от объема продаж.

Количество реализованных туров Затраты на 1 экскурсию, тыс. руб. Общие издержки в расчете на

реализованные туры, тыс. руб.

10 150 1.500

25 150 3.750

50 150 7.500

К постоянным издержкам относятся такие, которые не меняются при изменении уровня

туристического производства и продаж за какой-то определенный период времени:

 Затраты на амортизацию зданий и оборудования;

 Арендные платежи(если они не изменяются при изменении объемов производства

и продаж турпродукта);

 Процентные платежи по заемным средствам;

 Заработная плата служащим и управляющим (фиксированная оплата, оговоренная

контрактом и не изменяющаяся при изменении уровня производства и продаж);

 Общие административные расходы

 Иные издержки аналогичного характера.

Таблица 2. Влияние постоянных издержек в расчете на объем продаж.

Количество реализованных

туров

Стоимость аренды офиса

туристического предприятия в

месяц, $

Стоимость аренды на единицу

туристской продукции, $

10 2/000 200

25 2/000 80

50 2/000 40

Наши рекомендации