Самый красивый среди сильных
Среди кинологов не утихают яростные споры о том, чему же следует отдавать приоритет в оценке собак: экстерьеру или рабочим качествам? Сколько бы не ломали копья представители различных точек зрения на этот вопрос, ясно одно, что ни одна из спорящих сторон своих позиций не уступит. Устроители шоу-рингов и представлений будут измерять углы скакательных суставов у борзых и лаек, любоваться их силуэтом. Но дикие звери в лесу, нарушители границ или соперники бойцы в ринге, борясь за жизнь, проявляя чудеса ловкости и отваги, вряд ли будут принимать во внимание красоту внешних форм своего противника. Бесспорно одно, что побеждать будет не сложение и экстерьер собак, а сложный набор генетических, психических и прочих качеств, позволяющих животному опередить своего
соперника, избежать возможности быть им повергнутым.
Дикому кабану медведю или лосю без разницы какая его атакует собака- красивая или не очень, дорогая или нет. Он хочет жить, и ради этого будет показывать чудеса ловкости, силы и ума. Следовательно, собаке надо быть достаточно подвижной и быстрой, чтобы не быть вспоротой от паха до плеча, острыми как стилеты кабаньими клыками.
Поэтому мое твердое убеждение состоит в том, что предпочтение правильному сложению (структуре) должно оказываться только с точки зрения работы: охоты, службы, боя и т.д. И только из групп рабочих собак можно выделять красавцев, но никак не наоборот. Именно с этой целью проводятся натаскивание, притравка, полевые испытания охотничьих собак, роллирование и тестирование питбулей.
К слову сказать, очень здорово, что питам, которых содержат не для боев, найдено применение в таком виде соревнований как перетаскивание тяжестей. Видимо, генетически наследуемое сложение (не путать с экстерьером), благодаря славному боевому прошлому и настоящему этой породы, позволяет питбультерьерам с успехом участвовать в подобных состязаниях.
Кстати, в бою может победить и красивый, с точки зрения судьи-эксперта, и пес неказистый, с перекусом и без двух премоляров. Пожалуй, ни в одной породе мира нет такого разнообразия фенотипов. Питбули бывают белого, черного, рыжего, тигрового, серого, коричневого и даже трехцветного окраса. Существенное различие можно наблюдать и в сложении: от коренастых криволапых до борзоподобных с различными стилями работы в ринге.
Одни бойцы строят свою тактику на обороне, контратаках, используя особенности своего строения. Другие пытаются сокрушить противника впервые же минуты боя. Есть и непредсказуемые экземпляры, которые могут преподнести неожиданный сюрприз. Вот где открывается поле деятельности для селекционеров. Одни из них держат ловких, быстрых, выносливых, высоконогих собак, которые кувыркаются в ринге, как гуттаперчевые. Другие - отдают предпочтение менее подвижным, но сильным бойцам.
Целенаправленное разведение тех и других имеет свой смысл. А путем подбора пар даже одной линии можно вывести разнообразных представителей на любой вкус, с любым сочетанием перечисленных выше свойств. Американские хроники столетней давности свидетельствуют, что среди известных бойцов всегда были самые разные собаки.
ПОЛЕЗНО «ВИСЕТЬ НА УШАХ»?
Зачастую, при одном и том же линейном происхождении однопометников, при идентичных показателях: росте, весе, окрасе, технике ведения поединка, один из щенков будет явно сильнее физически. Естественно, на такого и следует делать ставку, тратить годы, нервы, деньги на тренинг. Даже очень опытному питмэну трудно определить, как построить подготовку собаки к боям. Одно дело подводить ее к длительному бою с известным
соперником, надеясь на выносливость, тягучесть своего питомца, экономно расходующего силы при любых обстоятельствах. Совсем другое - построить подготовку на силовой основе, ураганном натиске, а соответственно, и более короткой схватке. Необходимо учитывать: во-первых, какой из методов лучший для собаки данного сложения, что ей больше пойдет на пользу: сила или выносливость? Во-вторых, против какого соперника будет выступать ваш пес? И что ему больше понадобится в бою. В-третьих, владельцу или хендлеру необходимы специальные умения и знания для тренировки бойцов определенного стиля. В-четвертых, нужно учитывать: какой пит – вес соответствует каждому методу. Дело ещё осложняется и тем, что усиления одних качеств всегда ведёт к ослаблению других. Конечно же существует и в пятых и в шестых и в седьмых.
Но это далеко не все. Я до сих пор ничего не говорил о гейме. Он просто должен быть. Какой-это разговор особый. А еще ум, который передается по наследству. Умной собаке часто удается одерживать верх над более сильным, но чересчур прямолинейным собратом. Не хочется описывать конкретные матчи, их слишком много. Очень часто короткое их описание в
журналах не отражает всей полноты и ясности картины. Такие матчи надо смотреть вживую, затем много раз в записи, для того, чтобы делать какие-либо выводы.
Мне нравятся собаки, умеющие «отвисеться на ушах», ведущие бой в среднем темпе, маневренные в ринге, способные на исходе часа или двух измотать соперника, не получив серьезных травм и повреждений, уходящие из ринга на своих четырех.
И все-таки, мне по душе быстрый силовой стиль с разнообразными захватами.
Я признаю поражение и сниму своего пса, если увижу, что он уже выбился из сил, но сделал все возможное для победы. А потом стану искать причину поражения: кто больше виноват, я или моя собака? Может она не та, на которую стоит возлагать надежды? А может быть, обнаружив какую-то свою недоработку, попытаться исправить положение?