Исполнение обязанности по уплате налога. Обязанность по уплате налога сбора прекращается:
Обязанность по уплате налога сбора прекращается:
1. с уплатой налога налогоплательщиком;
2. со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества;
3. с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации;
4. с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Основным способом исполнения налоговой обязанности является уплата налога.
Как правило, налог должен быть уплачен в безналичной форме всей суммой не позднее установленного срока. Он считается уплаченным с момента представления в банк поручения на его перечисление (при наличии достаточного остатка средств на счете) или с момента удержания его налоговым агентом.
При нарушении срока уплаты налога налогоплательщику направляется налоговое требование. В нем указывается сумма просроченной задолженности по налогу (сумма недоимки), размер пени, срок уплаты налога (пропущенный), срок для исполнения требования, а также меры, которые применяются к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в срок.
На сумму недоимки начисляются пени, равные 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Если налогоплательщик не исполнит требование в срок, налоговый орган примет меры по принудительному взысканию суммы недоимки и пени. Порядок схематично можно представить следующим образом (рис. 27).
Требование об уплате налога |
Организации, ИП |
Физическому лицу |
Решение о взыскании за счет средств на счетах |
Решение о взыскании за счет иного имущества |
Иск в суд |
Взыскание |
По истечении срока исполнения требования |
Рис. 27. Принудительное взыскание налога налоговым органом
Налогоплательщик имеет право на перенос срока уплаты налога на более позднее время в форме отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита.
Отсрочка может быть предоставлена налогоплательщику в следующих случаях:
1. причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2. задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;
3. угрозы банкротства в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5. если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен в следующих случаях:
1. проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2. осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3. выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению
4. выполнение организацией государственного оборонного заказа;
5. осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
В первом и последнем случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму 30 % стоимости приобретаемого оборудования.
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) и инвестиционного налогового кредита принимается налоговыми органами на основании заявления налогоплательщика. Решения об изменении сроков уплаты налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты, принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований.
Существенные условия отсрочки и инвестиционного кредита представлены в таблице 27.
Таблица 27
Условия предоставления отсрочки и инвестиционного налогового кредита
Отсрочка | Инвестиционный налоговый кредит | |
Срок | От 1 месяца до 1 года | От 1 до 5 лет |
Налоги | любые | Региональные, местные и налог на прибыль |
Ставка процента | ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ – для последних трех случаев | От ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ до ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ |
Сумма | Вся сумма налога | До 50 % суммы налога |
Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:
1. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
2. проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
3. имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.
Переплата налога по заявлению налогоплательщика либо возвращается на его счет в течение одного месяца, либо зачитывается в счет предстоящих платежей. Излишне взысканный налог возвращается налогоплательщику с процентами, равными ставке рефинансирования ЦБ РФ. В любом случае налоговый орган вправе самостоятельно зачесть сумму переплаты или сумму излишне взысканного налога в счет недоимки данного налогоплательщика. Все зачеты проводятся только по суммам, подлежащим уплате в один и тот же бюджет.
Налоговый контроль
В широком смысле налоговый контроль – это вся деятельность налоговых органов по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов.
Однако в узком смысле под налоговым контролем понимают проведение налоговых проверок.
Налоговые проверки бывают камеральные и выездные.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основе бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и других документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, предоставленных налогоплательщиком.
Целью камеральной проверки является определение правильности заполнения налоговых деклараций, соответствия сведений, указанных в декларации документам и сведениям, которые имеются у налогового органа.
Если в ходе проверки будут выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между различными сведениями, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки должен быть составлен Акт проверки.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Выездные налоговые проверки являются формой последующего налогового контроля и выявляют большинство нарушений налогового законодательства. В то же время они достаточно обременительны для налогоплательщика, поэтому устанавливаются ограничения на время и количество проверок.
Выездной налоговой проверки может быть охвачен период, не превышающий трех предшествующих календарных лет.
Не допускается проведение двух и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением так называемой повторной проверки.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
· вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
· налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС РФ о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
Выездная налоговая проверка может также приостанавливаться по решению руководитель (заместителя руководителя) налогового органа в следующих случаях:
1. истребование документов (информации) у третьих лиц;
2. получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
3. проведение экспертиз;
4. перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа вправе осуществлять следующие действия с целью налогового контроля:
· истребовать у налогоплательщика документы, которые представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) или иного уполномоченного лица и печатью этой организации;
· истребовать у контрагента или у иных лиц документы (информацию), касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика;
· вызывать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
· производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика;
· осуществлять выемку документов и предметов. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно;
· назначать экспертизу для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле;
· привлекать к работе переводчика и других специалистов.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев должен быть составлен акт налоговой проверки.
В акте налоговой проверки указываются:
· сведения о проведенной проверке;
· документально подтвержденные факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки;
· выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ответственность за данные нарушения.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней должен быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
В случае если проверяемое лицо уклоняется от получения акта налоговой проверки, он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая от даты отправки заказного письма.
Проверяемое лицо в течение 15 дней вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту налоговой проверки в случае несогласия с фактами, изложенными в нем, а также с выводами и предложениями проверяющих. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Проверяемое лицо вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично или через своего представителя.
Если необходимо получить дополнительные доказательства факта совершения нарушений налогового законодательства, может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы). Срок дополнительных мероприятий не должен превышать один месяц.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение по результатам проверки должно быть вручено проверяемому лицу в течение пяти дней после его вынесения и вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение по результатам проверки, оно вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Налоговый орган вправе принять обеспечительные меры для выполнения своего решения.
Обеспечительными мерами могут быть:
· запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
· приостановление операций по счетам в банке.
По просьбе проверяемого лица обеспечительные меры могут быть заменены налоговым органом:
· на банковскую гарантию;
· залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества;
· поручительство третьего лица.
По выявленным нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении.
Решение по результатам проверки может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Если решение не вступило в силу, на него может быть подана апелляционная жалоба.
Если решение вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
В судебном порядке решение может быть обжаловано только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.