Гл. Vi. результаты непосредственного процесса производства 7
имости и меновой стоимости, т. е. товар. Отвлекаясь от этой формулы, отметим: в той же мере развивается торговля; фермер, например, для своих нужд производит покупки [Auslagen/, между тем как свои доходы он реализует путем продажи; стало быть, развивается торговля семенами, торговля удобрением, торговля племенным скотом и т. д., следовательно, также для отдельного фермера эти условия производства действительно из обращения входят в его процесс производства, обращение фактически становится предпосылкой его производства, так как условия производства все более и более суть действительно купленные (или могущие быть купленными) товары. Товарами они и без того являются для него как вещи, средства труда, которые вместе с тем образуют части стоимости его капитала. (Поэтому он зачисляет их проданными самому себе как производителю, когда он снова в натуре возвращает их производству.) И это развивается именно по мере того, как развивается капиталистический способ производства в земледелии, стало быть, по мере того, как оно все более и более редется фабричным способом.
Товар как всеобщая необходимая форма продукта, как специфическая особенность капиталистического способа производства наглядно обнаруживается в производстве в широком масштабе, которое создается развитием капиталистического производства, в односторонности и массовости продукта, которая неизбежно придает ему общественный и тесно связанный с общественными отношениями характер; напротив, его непосредственное отношение в качестве потребительной стоимости к удовлетворению потребностей производителя выступает как нечто совершенно случайное, безразличное и несущественное. Этот массовый продукт должен быть реализован как меновая стоимость, должен претерпеть метаморфоз товара не только как необходимость для поддержания жизни производителя, который производит как капиталист, но такя^е как необходимость для возобновления и непрерывного продолжения самого процесса производства. Поэтому он становится также достоянием торговли. Его покупатель — не [444] непосредственный потребитель, а купец, который занимается метаморфозом товаров как самостоятельным делом 3). Наконец, продукт раскрывает свой характер в качестве товара и тем самым свой ха^ рактер в качестве меновой стоимости тем, что вместе с капиталистическим производством постоянно умножается разно-
" SUmondi, [Npuveau* Principes d'Economie Politique, ou Ре la rieljesee dans ses rapports avec fa population. Parie, 1827, t. I, p. 136, 139, 140. Руоокий перевод, т. I, стр. 207—209].
К. МАРКС
образие сфер производства, следовательно, и сферы обмена продукта 4).
Мы исходим из товара, этой специфически общественной формы продукта, как основы и предпосылки капиталистического производства. Мы берем в руки отдельный продукт и анализируем определенности формы, которые он содержит как товар и которые накладывают на него клеймо товара. До капиталистического производства большая часть продукта производится не как товар, не становится товаром. С другой стороны, следовательно, большая часть продуктов, входящих в производство, суть не товары, они входят в производственный процесс не как товары. Превращение продуктов в товары имеет место только в отношении отдельных из них, касается только излишка производства или же отдельных его сфер (мануфактурные продукты) и т. д. Продукты во всем своем объеме не входят в процесс как предметы торговли и не выходят во всей своей массе из него как таковые 5). Тем не менее обращение товаров и денежное обращение в определенных границах, а потому и определенная степень развития торговли, есть предпосылка, исходный пункт образования капитала и капиталистического способа производства. Как такую предпосылку рассматриваем мы товар, исходя из него, как из простейшего элемента капиталистического производства. Но, с другой стороны, товар есть продукт, результат капиталистического производства. То, что сначала было элементом капиталистического производства, позднее оказывается его собственным продуктом. Только на его основе товар становится всеобщей формой продукта, и чем больше развивается капиталистическое производство, тем больше все составные части производства входят в его процесс как товар.
Товар, как он выходит из капиталистического производства, определенно отличается от товара, который служит элементом, предпосылкой капиталистического производства. Мы исходили из отдельного товара как самостоятельного предмета, в котором овеществляется определенное количество рабочего времени и который поэтому имеет меновую стоимость данной величины.
Теперь товар выступает в следующем двояком определении:
" Ср. [К. Маркс] К критике политическойэкономии. [Первый выпуск. Берлин, 1859], стр. 17 [настоящее издание, т. 13, стр.26]. См. также Wakefield 3.
51 Смотри французское .сочинение, вышедшееоколо 1752 г., где утверждается, что (здесь в рукописи Маркс оставил место для вставки.Ред.) во Франции только пшеница считалась предметом торговли '.