Бюджет и бюджетная система
Понятие«бюджет»употребляется в нескольких смыслах:
1. это самый крупный денежный фонд государства, его регионов и других территориальных единиц ( «карман» или «денежный мешок» государства, региона, района, города и т.д.);
2. это финансовый план, свод доходов и расходов территориального образования.
3. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
.
Доходы бюджетаскладываются из
1. налогов - до 90% поступлений;
2. неналоговых поступлений, т.е. доходов от предпринимательской деятельности:
- сдача в аренду и продажа госсобственности;
- доходы от госсектора в экономике
- другие источники.
3. безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, но в первую очередь – это финансовая помощь от вышестоящих бюджетов следующих формах:
дотация -денежные средства, предоставляемые на финансирования текущих расходов
субвенция –денежные средства, предоставляемые на финансирование целевых расходовсубсидия –целевое и долевое финансирование расходов
Расходы бюджета представляют собой финансирование функций и задач государства
Если доходы бюджета равны расходам – бюджет равновесный. Если доходы больше расходов – бюджет профицитный,если доходная часть меньше планируемых расходов существует дефицит бюджета.
В последнем случае одним из методов финансирования бюджетного дефицита являются займы.
Займы бывают:
1. внешние – у зарубежных государств и организаций;
2. внутренние
- у физических и юридических лиц
- у Центрального банка страны, если это не противоречит закону.
Займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг (облигаций) государства или по кредитным договорам.
Если государство не имеет возможности привлечь денежные средства в необходимом размере для покрытия бюджетного дефицита, правительство начинает процедуру секвестра, т.е. уменьшения расходов по статьям бюджета в соответствии с законом
Совокупность всех бюджетов государства составляет бюджетную систему (БС) страны.
Структура БС зависит от государственного устройства:
1. если государство федеративное БС состоит из трех уровней и включает:
- бюджет государства (В РФ – Федеральный бюджет)
- бюджеты регионов (В РФ – 89 бюджетов субъектов федерации)
- местные бюджеты (В РФ около 30тыс бюджетов городов, районов, сел)
2. если государство унитарное – БС имеет два уровня:
-
-
Бюджеты различных уровней отличаются не только размером, но и статьями доходов и расходов.
Федеральный бюджет Региональный бюджет Местный бюджет
Д Р Д Р Д Р
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Внебюджетные фонды (ВНБФ) – это средства органов власти разных уровней, предназначенные для финансирования расходов не включенных в бюджет.
В зависимости от финансируемых задач, все ВНБФ государства делятся на две группы
1. экономические – дорожные, экологические, Российский фонд технического развития и отраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), финансовые фонды поддержки отраслей и др.
2. социальные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Главными источниками формирования ВНБФ являются
- средства, выделяемые из бюджета,
- специально введенные целевые налоги и сборы.
Расходуются ресурсы фондов в строго целевых направлениях, которые отражены в наименованиях фондов. Использование средств не по назначению запрещено законом.
ГОСКРЕДИТ
Госкредит – это особая сфера экономических отношений, в которых государство может выступать в качестве кредитора, заемщика или гаранта. Чаще всего государство бывает заемщиком, т.к. постоянно испытывает потребность в финансовых ресурсах.
В результате таких займов у государства образуется государственный долг.
Государственный долг –это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами.
Госкредит находится на стыке двух категорий: финансов и кредита.
Аналитическая схема №4
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА