Порядок финансирования социально-культурных мероприятий
Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.
В условиях рынка финансирование социально-культурных мероприятий претерпело значительные изменения. Теперь наряду с бюджетными средствами активным источников финансирования являются внебюджетные средства, главным образов доходы от предпринимательской деятельности. Рассмотрим финансовую ситуацию, сложившуюся в сфере социально-культурной деятельности государства, на примере финансирования образования и здравоохранения.
Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266—1 (в ред. от 16 ноября 1997 г.) предусмотрено, что «право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях РФ.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного общего (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего) образования и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательных учреждений.
Как было сказано ранее, наряду с бесплатным образованием допускаются платные дополнительные образовательные услуги (в виде обучения по дополнительным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство и другие услуги). Но эти услуги должны быть дополнительным видов занятий после образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Данные услуги не относятся к предпринимательской деятельности.
Первым подразделением образования является общее образование, которое включает систему общеобразовательных школ: детские сады, школы начальные, неполные средние и средние, а также школы-интернаты.
В большинстве своем школы являются государственными и муниципальными, т.е. бюджетными, учреждениями. Для определения расходов каждой школы берется число классов и количество обучающихся в них детей. Класс — основной показатель установления расходов школы. От количества классов исчисляется большая часть школьных расходов. Основные из них — заработная плата учителям, административно-обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу, расходы на наглядные пособия (компьютеры, графопроекторы и др.), которые постоянно возрастают. Остальные средства расходуются на канцелярские и хозяйственные потребности (отопление, освещение, ремонт школьных зданий и т.д.).
В сельских школах с малым количеством учащихся нормативы финансирования должны обеспечивать все расходы школы независимо от количества обучающихся.
Следующим подразделением образования является профессиональное образование. Оно включает:
1) начальное профессиональное образование, т.е. профессионально-технические училища и специальные училища;
2) среднее профессиональное образование — средние специальные учебные заведения, т.е. техникумы, а также подготовка и повышение квалификации;
3) высшее профессиональное образование — это главным образом высшие учебные заведения. Кроме того, имеются прочие учреждения и мероприятия в области образования.
Порядок финансирования государственного, муниципального образовательного учреждения определяется Типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения. Нормативы финансирования в негосударственных образовательных учреждениях не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных, муниципальных образовательных учреждений на данной территории.
Кроме бюджетных источников финансирования, выступающих в качестве основных, законодательством допускается привлечение дополнительных финансовых, в том числе валютных, средств в виде платы за дополнительные образовательные услуги, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, включая иностранных.
Разнообразие источников финансирования определяет и порядок финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Кроме сметы, отражающей бюджетное финансирование, оно может иметь свой бухгалтерский баланс и расчетный счет, а также валютный счет. Финансирование и материальные средства образовательного учреждения изъятию в конце финансового года не подлежат и не могут засчитываться в объем финансирования следующего года.
В организации и финансировании образовательных учреждений большую роль играют учредители, в лице которых могут выступают:
а) органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления;
б) отечественные, иностранные и зарубежные предприятия, учреждения всех форм собственности, их объединения и ассоциации;
в) отечественные, иностранные и зарубежные общественные и частные фонды;
г) гражданеРФ и других государств.
Допускается создание образовательного учреждения несколькими учредителями. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, в котором предусматриваются порядок и условия финансового обеспечения образовательного учреждения.
Теперь рассмотрим порядок финансирования высших учебных заведений. В условиях рынка он значительно изменился. Бесплатное образование гарантируется гражданам Российской Федерации, прошедшим конкурсы и если образование данного профессионального уровня гражданин получает впервые. Основными показателями, определяющими суммы средств на финансирование учебных заведений, являются количество студентов и число групп раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению. Сумма средств определяется по государственным образовательным стандартам.
В последние годы активно развивается законодательство в сфере образования. Федеральным законом РФ от 13 января 1996 г.* были внесены изменения и дополнения в закон «Об образовании», а Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. полностью посвящен вопросам высшего и послевузовского профессионального образования. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. было утверждено «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов».
* Российская газета. — 1996. — 23 января.
Расходы на содержание учебного заведения складываются в основном из заработной платы профессорско-преподавательскому составу и административно-хозяйственному персоналу, стипендии студентам, затрат по производственной практике и командировкам, на приобретение учебников и научной литературы и т.д.
Из всех расходов высших учебных заведений основными являются заработная плата профессорско-преподавательскому составу и стипендиальное обеспечение студентов. Постановлением Правительства от 18 марта 1999 г. № 309* повышены тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из всех уровней бюджетов РФ.
* Российская газета. — 1999. — 23 марта.
В отношении студентов продолжает действовать правило, что стипендия является основной формой их денежного обеспечения, но теперь она стала более дифференцированной и назначается по результатам экзаменационной сессии в зависимости от успехов в учебной (научной) деятельности и материального положения. Ученый совет образовательного учреждения определяет порядок назначения стипендий различным категориям студентов, а также устанавливает количество стипендиатов и размер стипендий.
Так, назначаются следующие стипендии: обучающимся только на «отлично»; на «хорошо» и «отлично»; в рамках целевой контрактной подготовки специалистов; детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей; инвалидам; лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф в соответствии с законодательством РФ; ветеранам боевых действий на территориях других государств.
Впервые вводятся социальные пособия из средств Фонда социальной защиты студентов в соответствии с уставом учебного заведения. Кроме того, студентам выдается доплата на питание, обеспечивается бесплатный проезд на железнодорожном транспорте один раз в год к месту назначения и обратно.
В последнее время остро встала проблема разграничения основной деятельности образовательного учреждения и его дополнительных платных услуг. Школы, вузы, техникумы, гимназии и прочие учебные учреждения берут плату и за те мероприятия, которые должны предоставляться бесплатно. В связи с этим Министерство образования РФ в 1999 г. сделало соответствующим разъяснения. К бесплатным относятся все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, прохождение производственных и научных практик. Это относится к основной деятельности образовательного учреждения.
Перевод неуспевающих студентов на платную форму обучения без отчисления, например, нед опускается. Кроме того, студенты имеют право бесплатно пользоваться в государственных вузах библиотеками, информационными фондами, а также услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в соответствии с его уставом.
В условиях развития рынка особое значение приобретают подготовка и переподготовка кадров высшей и средней квалификации. Приватизация государственных и муниципальных предприятий, рост безработицы, создание коммерческих структур и соответственно рабочих мест и должностей требуют новых социально-экономических и технических знаний, постоянного повышения квалификации. В настоящее время широкое развитие получает послевузовское образование. При государственных университетах и институтах, а также на самостоятельной основе созданы институты, факультеты, специальные отделения, колледжи, курсы и т.д., которые организуют платное обучение и за счет этих средств сами содержат себя.
Органы государственной власти и управления имеют право создавать образовательные учреждения элитарного типа для детей, подростков и молодежи, обладающих выдающимися способностями. Для данных учреждений обеспечивается сверхнормативное финансирование за счет средств учредителя.
Расходы на здравоохранение занимают важное место в общем объеме финансирования социально-культурных мероприятий и складываются из затрат на содержание лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, детских профилактических и противоэпидемических организаций и проведение соответствующих мероприятий.
В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.* организация охраны здоровья граждан осуществляется через три основные системы: государственную, муниципальную и частную.
* ВВС РФ. - 1993. - № 33. - Ст. 1318.
К государственной системе здравоохранения относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения и др.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские и учреждения образовательные, фармацевтические организации, аптечные учреждения и учреждения судебно-медицинской экспертизы.
Частная система здравоохранения также допускается Российским законодательством. К ней относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Частная система здравоохранения создается и финансируется частными организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
Независимо от форм собственности большая часть расходов на здравоохранение направляется на финансирование лечебно-профилактических учреждений и мероприятий как основной организационно-правовой формы медицинского обслуживания в стране. В эту группу входят больницы, поликлиники, амбулатории, диспансеры, больничные пункты при организациях и т.д. Среди всех медицинских учреждений ведущее место занимают стационарные, в которых больные находятся в течение срока, необходимого для лечения и выздоровления. На стационарные учреждения расходуется более половины денежных средств, выделяемых на здравоохранение.
Расходы в медицинских учреждениях складываются главным образом на расходов на заработную плату медицинскому и административно-хозяйственному персоналу, питание больных по нормам в зависимости от типа учреждения, приобретение медикаментов и проч.
Обязательными источниками финансирования медицины выступают два: средства бюджета и средства Фонда обязательного медицинского страхования, которые призваны дополнять друг друга. Остальные источники финансирования медицины распространяются только на определенные категории граждан страны.
Наряду с медицинскими учреждениями, обслуживающими население по месту жительства, существуют ведомственные медицинские учреждения для работников соответствующей отрасли хозяйства и управления. Так, свои медицинские службы имеются в министерствах обороны, внутренних дел, путей сообщения, морского флота и т.д. — всего более в 20 министерствах и ведомствах. Эти медицинские службы Министерству здравоохранения РФ не подчинены и объединить их оно не может. Медицинские учреждения данных ведомств охватывают около 15% граждан Российской Федерации, которые иногда обращаются за медицинской помощью и в поликлиники по месту жительства.
Ведомственная медицина финансируется, как правило, из федерального бюджета и проходит по сметным документам своих министерств и ведомств. Таким образом, в целом по государству здравоохранение финансируется из разных источников.
С 1 января 1993 г. в Российской Федерации введено обязательное медицинское страхование, которое постепенно развивается и совершенствуется. Суть данной системы состоит в следующем. За каждого гражданина РФ уплачиваются страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Но источники уплаты данных страховых взносов различны. Перечислим их:
1. Из бюджета как главного источника уплачиваются взносы на медицинское обслуживание малозащищенных слоев населения: пенсионеров, неработающих, школьников, студентов и других категорий.
2. Вторая группа страховых взносов вносится организациями независимо от форм собственности за всех своих работников. В России все граждане застрахованы. Ежемесячно из фонда оплаты труда отчисляется 3,6%. Из них 0,2% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, также имеют право на медицинское обслуживание. И до последнего времени оно осуществлялось только в соответствии с международными договорами РФ. Но теперь действует «Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488.* Данное положение распространяется только на временно находящихся иностранных граждан в России. Оно не охватывает тех иностранцев, которые:
— проживают в нашей стране более 183 дней в году;
— работают по трудовым договорам;
— находятся в служебных командировках с аккредитацией при МИД РФ или по его приглашению;
— пребывают в России с официальным визитом;
— имеют право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с международными договорамиРФ, в частности граждане СНГ.
* Российская газета. — 1999. — 29 января.
Для временно находящихся в России иностранных граждан медицинское страхование распространяется на минимальный перечень медицинских услуг, включающий оказание медицинской помощи, в том числе медико-транспортные услуги, в частности экстренная эвакуация (репатриация).
Обязательное медицинское страхование предусматривает выдачу страхового полиса каждому гражданинуРФ, на основе которого он получает право на бесплатное лечение не только в поликлиниках, но и в стационарах, к которым будет прикреплен.
В настоящее время организация финансирования медицинского страхования осуществляется следующим образом. Медицинские учреждения получают плату за лечение не с граждан-пациентов, а за гражданина-пациента со страховых компаний.
Вводится новый принцип финансирования — на душу населения. Ранее бюджетные средства предоставлялись в расчете на число посещений в поликлинику, на число медицинских работников, койко-дней в стационарах.
Создание системы обязательного медицинского страхования началось с 1993 г. 1 июня был учрежден Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а через год уже действовало 82 региональных фонда, в которых насчитывалось более 900 филиалов и 240 страховых компаний. Данная система финансирования медицины полностью себя оправдывает.
Особое место в системе социально-культурных мероприятий занимают средства массовой информации, прежде всего государственное радиовещание и телевидение. Объясняется это тем, что значительная часть средств массовой информации, в том числе радио и телевидение, действуют на платной коммерческой основе и соответственно имеют собственные значительные финансовые средства, а та часть расходов, которая не покрывается собственными доходами, обеспечивается за счет государственной поддержки, т.е. финансируется из бюджета, тем более, что стоимость издательского дела постоянно возрастает. У данных учреждений финансовые отношения строятся по методу бухгалтерского баланса, включая отношения с финансовыми органами и кредитными организациями.
Значительная доля финансирования социально-культурных мероприятий обеспечивается за счет внебюджетных фондов, главным образом Пенсионного фондаРФ, Фонда социального страхованияРФ, Государственного фонда занятости населения РФ и фондов обязательного медицинского страхования. Все государственные внебюджетные фонды в совокупности аккумулируют громадную сумму денежных средств. Их условно можно назвать вторым бюджетом государства.
С 4 января 1999 г. действует новый Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год»*. Данным законом уточнены размеры страховых взносов и установлены освобождения от их уплаты по всем перечисленным фондам.
* Российская газета. — 1999. — 6 января.
Из этих фондов самым значительным является Пенсионный фонд РФ, за счет которого выплачиваются пенсии, предусмотренные Законом «О государственных пенсиях в РСФСР», прежде всего пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца. Далее осуществляются компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу; выплата ритуальных пособий.
Кроме того, из средств Пенсионного фонда РФ выплачиваются государственные пенсии, финансируемые из федерального бюджета, к которым относятся пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; компенсации, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС; расходы по доставке пенсий; мероприятия по подготовке и переподготовке кадров; капитальные вложения и проектные работы. Из этого же Фонда осуществляется финансирование организации государственного банка плательщиков страховых взносов данной группы. К началу 1999 г. в Российской Федерации насчитывалось более 35 млн пенсионеров.
Из Фонда социального страхования РФ финансируются следующие страховые мероприятия: выплата пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, которые поглощают большую часть средств Фонда, пособия по беременности и родам; по уходу за ребенком до определенного возраста; при рождении ребенка, на погребения и др. Кроме того, из средств Фонда социального страхования РФ финансируется санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей.
Государственный фонд занятости населения РФ предназначен для оказания помощи безработным и финансирования мероприятий, связанных с безработицей. Он расходуется на профессиональное обучение, социальную адаптацию; организацию общественных работ и поддержку сохранения рабочих мест; на выполнение программы материальной поддержки безработных и др. Кроме того, все внебюджетные фонды осуществляют организационные расходы и расходы на содержание своего аппарата управления.
Расходы на содержание аппарата государственного управления
Главными условиями, определяющими эффективную деятельность аппарата государственного управления, являются уровень общего образования, профессиональная подготовка кадров и применение электронно-вычислительной техники, а также правовое регулирование порядка осуществления его административно-управленческих расходов.
Государство лимитирует расходы на содержание всех органов государственного управления Российской Федерации. Президент РФ и Правительство РФ осуществляют правовое регулирование в данной сфере на уровне федерального управления. В республиках в составе Российской Федерации, в других регионах, а также в системе местного самоуправления лимитирование расходов на управление определяется соответствующим законодательством.
Во всех видах классификаций расходов бюджетной классификации РФ расходы на содержание аппарата государственного управления занимают первое место, что определяет их значимость в системе государственных расходов. В функциональной классификации расходов федерального бюджета первым разделом являются расходы на государственное и местное самоуправление.
Расходы федерального бюджета на 1999 г. подверглись определенному сокращению, что в свою очередь повлекло уменьшение расходов в целом на управление.
Численность аппарата управления для министерств и ведомств с разбивкой по внутренним их подразделениям устанавливается Правительством РФ, а количество министерств и ведомств — Президентом РФ. Происходят регулярные их преобразования: создаются новые, в частности, Министерство РФ по налогам и сборам, а некоторые упраздняются, например, Министерство внешних экономических связей и торговли РФ и др. В 1998—1999 гг. в структуре федеральных органов исполнительной власти всего было ликвидировано 12 федеральных министерств и ведомств.
Общим условием регулирования управленческих расходов является наличие сметы расходов органа государственного управления. Данная смета включает, как уже говорилось ранее, по текущим расходам целевые статьи и виды расходов. Например, оплата труда государственных служащих (целевая статья) и виды расходов в ее составе: основной оклад, надбавки к заработной плате, дополнительная оплата, прочие денежные выплаты. «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» как целевая статья включает виды расходов: «канцелярские принадлежности, материалы для текущих хозяйственных целей». Целевые статьи «командировки и служебные разъезды», «подъемные пособия и суточные при перемещении по службе» состоят из таких видов расходов, как оплата транспортных услуг, услуг связи. Целевая статья «оплата коммунальных услуг» включает оплату содержания помещений, их освещение, водоснабжение, аренду помещений. Статья «Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы» состоит из следующих видов расходов: оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря, текущего ремонта зданий и сооружений, прочие текущие расходы. По капитальным расходам основная целевая статья — «капитальные вложения в основные фонды», а видами ее расходов являются приобретение оборудования и предметов длительного пользования, непроизводственного оборудования, капитальный ремонт и проч.
В соответствии с утвержденной численностью аппарата государственного управления определенного уровня — федерального, регионального и местного — составляются штаты объединений, учреждений и организаций. Есть штаты для отдельных учреждений и типовые, которые являются основными. Они называются так потому, что предназначены для многих однотипных по характеру деятельности государственных организаций и учреждений (например, школ, больниц и т.д.). Штаты каждого учреждения (организации) утверждаются либо в индивидуальном порядке, либо на основе типовых штатов. Важную роль в регулировании расходов на содержание аппарата управления играют государственные должности и должностные оклады.
К основным признакам должности следует отнести: объем полномочий, степень ответственности, условия оплаты труда, место в перечне государственных должностей.
В период исполнения должности государственному служащему выплачивается денежное содержание (должностной оклад) и другие выплаты, предусмотренные законодательством.
Так как расходы государства на заработную плату административно-управленческому персоналу являются главными в управленческих расходах, то помимо включения их в общую смету они показываются еще и в другом документе — штатном расписании. В этом документе в определенном порядке дается полный перечень утвержденных структурных подразделений и должностей с указанием количества штатных единиц в каждом из них и реальной оплаты труда служащего. В силу важной юридической значимости данный документ строго обязателен к исполнению. Финансовые органы, осуществляя контроль за штатно-сметной дисциплиной, проверяют в первую очередь подлинные штатные расписания, ведомости на заработную плату, смету и другие финансово-денежные документы данного органа управления.
Новые формы государственного управления, связанные с переходом государства к рыночным отношениям, продолжающаяся приватизация государственных организаций, которая приводит к высвобождению из трудовой сферы громадного числа работников, в том числе управленцев, рост их безработицы с особой остротой поставили вопрос о трудоустройстве незанятых в государстве граждан. А для этого было необходимо организовать обучение высвобождаемых работников новым профессиям.
В результате создана новая система повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти РФ в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов или сокращением штатов. Данная система регулируется целым рядом нормативных актов, отвечающих условиям рыночных отношений. Главным из них является утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов». На его основе Государственным комитетом РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. было принято «Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов». Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного образования. Ее цель — получение специалистами дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых им для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
В аппарате управления значительны расходы на командировки и другие служебные разъезды в силу дороговизны оплаты транспортных средств.
Законодательством предусматривается три вида служебных командировок: 1) в пределах Российской Федерации; 2) на территории ряда зарубежных стран (стран бывшего СССР); 3) на территории стран дальнего зарубежья. Основными вопросами при определении расходов на командировки являются размер выплаты суточных (вид валюты) и срок командировки.
Размеры выплаты суточных при краткосрочных командировках внутри территории России и стоимость проездных документов на все виды транспорта зависят от групп государственных должностей, а на территории ряда зарубежных стран (бывших республик СССР) с 1 января 1994 г. размеры и порядок выплаты суточных устанавливаются либо в долларах США (20— 25 долл. в день), либо в рублях. Для других зарубежных стран выплаты суточных по краткосрочным командировкам устанавливаются в иностранной валюте: для развитых стран, как правило, в их национальных валютах, а для развивающихся — в большинстве случаев в долларах*. Для отдельных категорий работников определяются размеры надбавок к суточным в иностранной валюте. Так, для министров, руководителей ведомств РФ и руководителей правительственных делегаций эти надбавки составляют 50% от размера суточных, а для заместителей министров и руководителей ведомств — 45%. При этом запрещаются загранкомандировки должностных лиц центральных федеральных органов исполнительной власти в целях усиления борьбы с коррупцией за счет принимающей стороны либо за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан. Кроме того, действует Положение ЦБ РФ о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов военнослужащих, а также об учебных центрах службы занятости. Переподготовка специалистов осуществляется на договорной основе между образовательным учреждением и государственным органом или учреждением независимо от формы собственности. В рамках переподготовки специалистов предусматривается стажировка слушателей, которая может проводиться как в России, так и за рубежом.
* См.: Письмо Министерства финансов РФ от 29 марта 1996 г. «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран» //Российские вести. — 1996. — 29 июня.