Задачи развития бухгалтерской профессии

В Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной

Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283, были поставлены две

главные задачи: совершенствование методологии и организации

бухгалтерского учета и становление бухгалтерской профессии, адекватной

требованиям рыночной экономики, подготовка и переподготовка

бухгалтерских кадров.

Для решения второй задачи намечалось завершить первый этап

проведения аттестации профессиональных бухгалтеров в 2000 г. В настоящее

время Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России) провел

аттестацию более 130 000 профессиональных бухгалтеров, создав тем самым

основу для кадрового обеспечения реформы бухгалтерского учета в стране.

Аттестация профессиональных бухгалтеров России осуществляется на

добровольных началах. Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, с

изменениями от 23.07.98 № 127-ФЗ не предусматривает обязательного

наличия аттестата у главного бухгалтера для подписания годового отчета

предприятия. Однако в проекте новой редакции Закона «О бухгалтерском

учете» имеется отдельная статья – ст. 7 «Аттестация профессиональных

бухгалтеров», предусматривающая не только обязательность аттестации, но

и определяющая порядок ее проведения, требования к кандидатам, и т.д.

Несмотря на то, что данный проект федерального закона пока не

утвержден, следует помнить о том, что Межведомственной комиссией по

реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности еще в

сентябре 1998 г. был утвержден Перечень организаций, бухгалтерская

отчетность которых подписывается аттестованным профессиональным

бухгалтером, и видов бухгалтерских работ, осуществляемых при наличии

квалификационного аттестата профессионального бухгалтера членами ИПБ.

В апреле 2001 г. Правительством РФ были одобрены Меры по реализации в

2001-2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета, в

соответствии с которыми подготовка, переподготовка и аттестация

бухгалтерских кадров в данной программе реформирования бухгалтерского

учета предусматривается по четырем уровням квалификации:

а) бухгалтер с начальным профессиональным образованием (бухгалтер-

счетовод);

б) бухгалтер со средним специальным профессиональным образованием

(по международным образовательным стандартам – бухгалтер-техник);

в) бухгалтер с высшим профессиональным образованием (бухгалтер-

экономист):

г) бухгалтер с дополнительным к высшему бухгалтерским образованием

и практическими профессиональными навыками (профессиональный

бухгалтер и аудитор).

Высшее специальное бухгалтерское образование – основа подготовки

главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и их заместителей.

Для некоторых категорий организаций, прежде всего для открытых

акционерных обществ, бухгалтерам-консультантам и экспертам для

получения аттестата профессионального бухгалтера и аудитора требуется

дополнительное (к высшему бухгалтерскому) образование.

Профессиональный бухгалтер – новое явление в уровне профессиональной

квалификации, связанное с потребностями рыночной экономики. Именно с

подготовкой и аттестацией профессиональных бухгалтеров в Программе

реформирования бухгалтерского учета связывается становление

бухгалтерской профессии. В области развития бухгалтерской профессии,

подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета

предполагается:

- разработать программы подготовки и переподготовки сотрудников

бухгалтерских служб, соответствующие современным требованиям к уровню

профессиональной квалификации и дифференцированному подходу к

формированию бухгалтерской отчетности;

- установить квалификационные требования к специалистам

организаций, применяющих международные стандарты финансовой

отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям,

осуществляющим оказание аудиторских услуг в указанных организациях;

- обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций,

подпадающих под обязательный аудит, и иных бухгалтерских работников,

осуществляющих оказание бухгалтерских услуг на__профессиональном

уровне;

- осуществлять контроль за соблюдением норм профессиональной этики.

Таким образом, ИПБ России предстоит большая работа по реализации

программы реформирования бухгалтерского образования.

Наши рекомендации