Задачи развития бухгалтерской профессии
В Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной
Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283, были поставлены две
главные задачи: совершенствование методологии и организации
бухгалтерского учета и становление бухгалтерской профессии, адекватной
требованиям рыночной экономики, подготовка и переподготовка
бухгалтерских кадров.
Для решения второй задачи намечалось завершить первый этап
проведения аттестации профессиональных бухгалтеров в 2000 г. В настоящее
время Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России) провел
аттестацию более 130 000 профессиональных бухгалтеров, создав тем самым
основу для кадрового обеспечения реформы бухгалтерского учета в стране.
Аттестация профессиональных бухгалтеров России осуществляется на
добровольных началах. Закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, с
изменениями от 23.07.98 № 127-ФЗ не предусматривает обязательного
наличия аттестата у главного бухгалтера для подписания годового отчета
предприятия. Однако в проекте новой редакции Закона «О бухгалтерском
учете» имеется отдельная статья – ст. 7 «Аттестация профессиональных
бухгалтеров», предусматривающая не только обязательность аттестации, но
и определяющая порядок ее проведения, требования к кандидатам, и т.д.
Несмотря на то, что данный проект федерального закона пока не
утвержден, следует помнить о том, что Межведомственной комиссией по
реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности еще в
сентябре 1998 г. был утвержден Перечень организаций, бухгалтерская
отчетность которых подписывается аттестованным профессиональным
бухгалтером, и видов бухгалтерских работ, осуществляемых при наличии
квалификационного аттестата профессионального бухгалтера членами ИПБ.
В апреле 2001 г. Правительством РФ были одобрены Меры по реализации в
2001-2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета, в
соответствии с которыми подготовка, переподготовка и аттестация
бухгалтерских кадров в данной программе реформирования бухгалтерского
учета предусматривается по четырем уровням квалификации:
а) бухгалтер с начальным профессиональным образованием (бухгалтер-
счетовод);
б) бухгалтер со средним специальным профессиональным образованием
(по международным образовательным стандартам – бухгалтер-техник);
в) бухгалтер с высшим профессиональным образованием (бухгалтер-
экономист):
г) бухгалтер с дополнительным к высшему бухгалтерским образованием
и практическими профессиональными навыками (профессиональный
бухгалтер и аудитор).
Высшее специальное бухгалтерское образование – основа подготовки
главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и их заместителей.
Для некоторых категорий организаций, прежде всего для открытых
акционерных обществ, бухгалтерам-консультантам и экспертам для
получения аттестата профессионального бухгалтера и аудитора требуется
дополнительное (к высшему бухгалтерскому) образование.
Профессиональный бухгалтер – новое явление в уровне профессиональной
квалификации, связанное с потребностями рыночной экономики. Именно с
подготовкой и аттестацией профессиональных бухгалтеров в Программе
реформирования бухгалтерского учета связывается становление
бухгалтерской профессии. В области развития бухгалтерской профессии,
подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета
предполагается:
- разработать программы подготовки и переподготовки сотрудников
бухгалтерских служб, соответствующие современным требованиям к уровню
профессиональной квалификации и дифференцированному подходу к
формированию бухгалтерской отчетности;
- установить квалификационные требования к специалистам
организаций, применяющих международные стандарты финансовой
отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям,
осуществляющим оказание аудиторских услуг в указанных организациях;
- обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций,
подпадающих под обязательный аудит, и иных бухгалтерских работников,
осуществляющих оказание бухгалтерских услуг на__профессиональном
уровне;
- осуществлять контроль за соблюдением норм профессиональной этики.
Таким образом, ИПБ России предстоит большая работа по реализации
программы реформирования бухгалтерского образования.