Материально-техническая база дисциплины

Форма изучения материала Аудитории Материально-техническое обеспечение
Лекции Мультимедийные классы (ауд. 109, 110) Мультимедийные презентации в оболочке Microsoft Office Power Point 2003 по темам дисциплины. Компьютер (ауд. 109, 110 - 2 шт.), проекционное оборудование (ауд. 109, 110 - 2 шт.), колонки (ауд. 109, 110), усилитель (ауд. 109, 110 - 2 шт.); микрофон (ауд. 109, 110 - 2 шт.); правовая система «КонсультантПлюс»; правовая система «Гарант»; безлимитный интернет (в т.ч. беспроводной интернет (Wi-Fi).
Практические занятия Компьютерные классы (ауд. 214, 314) Компьютеры (ауд. 214 - 16 шт., в т.ч. 1 компьютер преподавателя), проекционное оборудование (ауд. 214 - 1 шт.), интерактивная доска (ауд. 214 - 1 шт.), моноблоки (ауд. 314 - 16 шт.),; безлимитный интернет (в т.ч. беспроводной интернет (Wi-Fi); правовая система «КонсультантПлюс»; правовая система «Гарант»; издательство «Лань»; электронно-библиотечная система e.lanbook.com; университетская библиотека онлайн biblioclub.ru; научная электронная библиотека eLIBRARY.RU; электронный читальный зал bashlib.ru/echitzal; East View «Издания по общественным и гуманитарным наукам» ebiblioteka.ru; университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ); электронная библиотека диссертаций РГБ; программное обеспечение КДИ «Бизнес-Курс: Максимум»; электронная тестовая оболочка SunRav.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Для реализации компетентностного подхода все проводимые занятия, в том числе самостоятельная работа студентов, предусматривают сочетание передовых методических приемов с новыми образовательными информационными технологиями. Используются современные формы и методы обучения (исследовательские методы, корпоративное, проблемное обучение), направленные на развитие творческих способностей и самостоятельности студентов, привитие им интереса к исследовательской работе.

Основным методом изучения тем, вынесенных в лекционный курс, является информационно-объяснительный метод с элементами проблемных ситуаций и заданий студентам. На практических занятиях основным является поисковый метод, связанный с решением различных типов задач.

Средствами обучения являются основная и дополнительная литература, дополнительные пособия для организации самостоятельной работы студентов, демонстрационные материалы, компьютерные обучающие программы, сборники задач.

Приемами организации учебно-познавательной деятельности студентов являются приемы, направленные на осмысление и углубление предлагаемого содержания, и приемы, направленные на развитие аналитико-поисковой и исследовательской деятельности.

Интерактивные формы проведения занятий предполагают обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель и студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Интерактивные формы проведения занятий могут быть использованы при проведении лекций и семинарских занятий, при самостоятельной работе студентов.

Предполагаемые формы проведения интерактивных занятий:

№ п/п Интерактивные методы обучения Форма проведения занятий Компетенции
Работа в малых группах Практическое занятие ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5
Коллективная мыслительная деятельность Практическое занятие ПК-4, ПК-5, ПК-13
Учебная дискуссия Лекция, практическое занятие ПК-9, ПК-11, ПК-12

Работа в малых группах (корпоративное обучение)

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.

При организации групповой работы, следует убедиться, что студенты обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Каждая группа получает задания, это могут быть ключевые задачи или общие вопросы. Преподаватель должен давать максимально четкие инструкции к выполнению заданий. Каждой группе предоставляется достаточно времени на выполнение задания.

. Можно использовать работу в парах или четверках. Плюс этой работы заключается в том, что все студенты имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарниками, и только потом огласить их всей аудитории.

Приведем пример групповой работы. Студенческий коллектив делится на группы (ряды). В каждой группе студент играет определённую роль: спикер, секретарь, посредник, докладчик и т.д. (студенты в каждой группе распределяют обязанности). В обязанности спикера входит: озвучивание задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.

Каждая группа получает задание и чёткие инструкции по его выполнению. Если какая-то из групп справляется с заданием раньше остальных, то им предлагается новое задание. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди студентов. При этом преподаватель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.

При подведении итогов групповой работы докладчики предлагают результаты работы всей аудитории. Преподавателем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач.

Учебная дискуссия (корпоративное обучение) – это обмен мнениями ради поиска истин, правильных решений, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями, методами. Дискуссия может проводиться как со всей студенческой группой, так и с подгруппами (например, можно разделиться по рядам). Чем больше студентов приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится творческий потенциал.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.

Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся – отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Метод позволяет максимально полно использовать опыт студентов, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит студентам о том, что является правильным, а сами студенты вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.

Приведем пример учебной дискуссии. Объявляется тема дискуссии (тема занятия). Затем ставятся вопросы или проблемные задания (задачи) для дискуссии. Преподаватель руководит дискуссией при помощи вопросов, не требующих однозначного ответа. При помощи активных студентов провоцирует проведение "мозговой атаки", организует обмен мнениями, выявление и обсуждение возникающих расхождений. По ходу проведения учебной дискуссии:

– обзор представленных данных, сведений, методов решений задач;

– формулируются итоги текущих обсуждений,

– предъявляются вопросы и задачи, подлежащих дальнейшему обсуждению и решению;

– анализируется ход обсуждения.

Общий итог должен стать ориентиром для перехода к изучению следующей темы.

Коллективная мыслительная деятельность (проблемное обучение) можно успешно применять на всех видах занятий при условии, что преподаватель, обучаемые и учебный материал подготовлены к занятию и у преподавателя выработан четкий план его проведения.

Преподаватель должен выполнить правило: поставленная и принятая аудиторией учебная проблема должна быть решена до конца.

Структура главной части проблемного занятия:

– формирование проблемы;

– поиск ее решения;

– доказательство правильности решения;

– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.

В ходе занятия преподаватель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности.

Наиболее часто применяются следующие формы практических занятий:

– вопросно-ответный;

– развернутая беседа;

– высказывание мнения студента или группы студентов с последующим обсуждением;

– решение проблемных задач и упражнений и др.

Коллективная мыслительная деятельность позволяет студентам развивать свои умения, аргументировать ответы и выбранную позицию, вырабатывать необходимые компетенции.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Сущность и виды финансовых рынков

Ориентация на альтернативные издержки в ходе обоснования финансовых решений превращает предприятие в открытую финансовую систему. Эффективность его деятельности определяется не только состоянием производственного потенциала или квалификацией рабочих, но и такими внешними факторами как уровень процентной ставки, темпы инфляции, общее состояние экономики страны, а также состояние мировой экономики. В своей повседневной деятельности предприятию постоянно приходится ощущать присутствие еще одного экономического субъекта помимо своих покупателей, поставщиков, органов госрегулирования и т.п.. Этим субъектом является рынок, оказывающий решающее воздействие на все аспекты работы предприятия: снабжение, производство, сбыт, в том числе и на его финансы. Спрос на продукцию предприятия находит отражение в ценах, по которым она может быть продана. Рыночная цена является ориентиром при формировании производственной программы предприятия – продавать продукцию по цене ниже рыночной означает увеличение его альтернативных издержек, пытаться продать ее дороже бесполезно. Аналогичным образом обстоит ситуация со всеми факторами производства: материальными ресурсами, оборудованием, рабочей силой. Для каждого из них существует соответствующий рынок, на котором концентрируется информация о спросе и предложении на данный ресурс и формируется его цена.

Финансовые ресурсы или капитал является таким же производственным фактором как сырье или основные фонды. Для достижения своей основной цели – увеличения богатства владельцев – предприятию постоянно приходится изыскивать новые возможности доходного вложения своих активов. Очень часто принимаемые предприятием инвестиционные проекты требуют привлечения дополнительного капитала. В случае недостаточности внутренних ресурсов (чистой прибыли и амортизации) предприятие может приобрести недостающий ему капитал на финансовом рынке. Ценой привлекаемого капитала будет являться доход, выплачиваемый предприятием инвестору (банковский процент, купонная ставка по облигациям, дивиденды по акциям и т.п.). Предприятие может выступать на финансовом рынке не только как покупатель, но и как продавец. В случае, если у него имеется избыточный собственный оборотный капитал и отсутствуют инвестиционные возможности, способные принести ему приемлемую ставку дохода, предприятие может осуществить финансовые вложения – приобрести ценные бумаги или разместить свободные средства на банковском депозите. Тем самым оно попытается хотя бы частично возместить альтернативные издержки владения денежными средствами. Покупая ценные бумаги других эмитентов, предприятие продает им свой временно свободный капитал. Его ценой в этом случае опять-таки выступает ставка дохода, выплачиваемая по приобретаемым финансовым вложениям.

Финансовые рынки осуществляют практически все те же функции, что и их товарно-сырьевые аналоги – они обеспечивают участников всей необходимой информацией о спросе и предложении на ресурсы и формируют рыночные цены этих ресурсов. Реализация этих функций позволяет финансовым рынкам создавать возможности выбора для потребителей, способствовать управлению рисками, воздействовать на управление компаниями. Вследствие большого разнообразия видов и форм различных финансовых инструментов, а также способов торговли ими, существуют различные финансовые рынки. Их можно классифицировать по нескольким признакам. В зависимости от длительности предоставляемых ресурсов различают рынки долгосрочного и краткосрочного капиталов. В последнем случае обычно говорят о денежных рынках, на них заключаются сделки сроком до 1 года. Денежные рынки подразделяются на кредитные и валютные рынки. На кредитных рынках предприятия и банки могут получить краткосрочные ссуды. Предприятия обычно кредитуются в коммерческих банках. Сами банки привлекают краткосрочный капитал на рынке межбанковского кредита. Общепризнанным в мире ориентиром цены на такого рода кредиты служит ставка предложения на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR). Например, на 23 марта 2000 года ставка LIBOR на кредиты, номинированные в долларах США, колебалась от 6,124% годовых по 1-дневным (overnight) ссудам, до 6,845% по кредитам длительностью в 1 год. Аналогичная ставка (MIBOR) устанавливается на московском межбанковском кредитном рынке. На эту же дату размах ее колебаний по рублевым кредитам составлял от 9,8% overnight до 23% по 3-месячным ссудам. Ставка рефинансирования ЦБ РФ на эту дату была равна 33% годовых. Как правило данная ставка служит отправной точкой при определении цены кредита, получаемого предприятием в коммерческом банке. На московском рынке котируются также межбанковские ставки привлечения (спроса) на кредитные ресурсы (MIBID) и фактические ставки предоставления кредитов (MIACR).

К денежным рынкам могут быть отнесены также операции по покупке и продаже краткосрочных финансовых инструментов – векселей, казначейских обязательств и облигаций и подобных им ценных бумаг. Как правило таким образом привлекают капитал правительства и крупные банки, для предприятий они служат инструментом краткосрочных финансовых вложений. Наиболее известным инструментом такого рода являются 3-х и 6-месячные векселя Казначейства США. 23 марта 2000 года ставка выплачиваемого по ним дохода составила соответственно 5,9% и 6,1% годовых. Российским аналогом этих ценных бумаг были печально знаменитые ГКО-ОФЗ, уровень доходности которых порой зашкаливал за 200%. Крах рынка ГКО стал отправным пунктом серьезных перемен в экономической политике государства. В результате, уже в феврале 2000 года Правительство РФ эмитировало новый выпуск ГКО, уровень дохода по которым составил около 20%, т.е. был значительно ниже ставки рефинансирования.

Эмиссия краткосрочных корпоративных облигаций также имеет распространение в развитых странах. Однако к такому способу приобретения краткосрочного капитала обычно прибегают только наиболее крупные компании, для которых издержки эмиссии имеют незначительный удельный вес в сравнении с объемом привлекаемых ресурсов. Для большинства средних и небольших предприятий краткосрочный банковский кредит обходится дешевле. Любопытно, что в России после финансового кризиса 1998 года рынок краткосрочных корпоративных облигаций возродился даже быстрее, чем рынок долгосрочных заимствований. Так, 5 апреля 2000 года Магнитогорский металлургический комбинат планировал осуществить размещение уже второго выпуска своих облигаций сроком 110 дней объемом 50 млн. рублей. Доходность этих ценных бумаг должна была составить 30% годовых. Предпочтение краткосрочных заимствований можно объяснить высокой неопределенностью будущих темпов инфляции и процентной ставки.

На валютных рынках осуществляется купля-продажа крупных партий иностранной валюты. Непосредственными участниками таких рынков являются в основном банки, имеющие соответствующую лицензию ЦБ. При этом они могут выполнять поручения своих клиентов (предприятий) по покупке или продаже валюты в связи с исполнением предприятиями внешнеэкономических контрактов. С другой стороны, банки-участники валютного рынка могут осуществлять от своего имени крупные спекулятивные операции с иностранной валютой с целью получения дохода. Ежедневно центральные банки устанавливают официальные курсы национальных валют. Так, на 23 марта 2000 года официальный курс рубля по отношению к доллару США составлял 28 рублей 36 копеек за 1 доллар. При этом они ориентируются на результаты торгов, осуществляемых на валютных биржах. Крупнейшим российским валютным рынком является Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). На валютных рынках определяются курсы "спот" и "форвард". Спот-курс отражает цену валюты при ее немедленной купле-продаже. Форвардные курсы показывают ее ожидаемую стоимость через 1, 3 месяца и через 1 год.

Рынки долгосрочного капитала можно разделить на банковский и фондовый. На банковском рынке предприятие может получить долгосрочный кредит. Такая форма кредитования не имеет очень широкого распространения в нашей стране. Активное участие банков в формировании долгосрочного капитала предприятий наблюдается в основном в Японии и Германии. В других развитых странах коммерческие банки занимаются в основном краткосрочным кредитованием своих клиентов. Инвестиционные банки (например Morgan Stanley или Merrill Lynch) оказывают предприятиям помощь в размещении долгосрочных ценных бумаг и консультируют их по вопросам долгосрочных инвестиций и их финансирования. Основные операции таких банков осуществляются ими на фондовых рынках, а не в сфере прямого кредитования предприятий. Фондовый рынок в настоящее время стал основным источником долгосрочного капитала для предприятий. По видам привлекаемого капитала его можно разделить на рынок собственного и заемного долгосрочного капитала, а также рынок гибридных инструментов (совмещающих в себе свойства как собственного так и заемного капиталов). По содержанию совершаемых на нем сделок выделяют первичный и вторичный фондовый рынок. По способу организации торговли различают организованный и неорганизованный (over the counter – "через прилавок") рынки. В зависимости от особенностей обращающихся на рынке инструментов можно выделить рынки основных и производных (деривативов) ценных бумаг.

Приведенная классификация не является исчерпывающей и бесспорной. Например, довольно часто под фондовым рынком понимают торговлю только акциями предприятий, рассматривая рынки облигаций или деривативов как самостоятельные формы торговли. В данном контексте объединение разнообразных финансовых инструментов под рубрикой "фондовый рынок" объясняется прежде всего тем, что при помощи этих инструментов предприятие получает возможность приобрести финансовые ресурсы или фонды (funds), а также застраховать себя от возможных неблагоприятных изменений цен на эти инструменты. Существует значительное сходство в способах оценки этих инструментов, правилах торговли ими, определения их доходности и т.п. Все эти обстоятельства представляются достаточным основанием для совместного рассмотрения вышеназванных финансовых инструментов.

Привлечение собственного капитала осуществляется предприятием путем эмиссии обыкновенных и привилегированных акций. Строго говоря, привилегированные акции являются в определенной степени гибридным инструментом, так как права, предоставляемые их держателям, во многом аналогичны правам кредиторов: обычно размер выплачиваемых по ним дивидендов фиксируется; выплата дивидендов производится в преимущественном порядке по отношению к дивидендам по обыкновенным акциям; держатели привилегированных акций не имеют права голоса на собраниях акционеров. Поэтому при расчете важнейших финансовых показателей (например, цены капитала), привилегированные акции рассматриваются отдельно от обыкновенных. Привлечение нового акционерного капитала происходит на так называемых первичных фондовых рынках, на которых акции продаются самим предприятием (или его представителями). Деньги от реализации акций формируют уставный капитал предприятия. Данная процедура называется первоначальным размещением (initial public offering – IPO). Однако наибольший объем сделок с ценными бумагами производится на вторичном рынке, где осуществляется "спекуляция" ими.

Казалось бы для предприятий вторичный рынок не представляет никакого интереса, т.к. он не обеспечивает ему денежных притоков. На самом деле наличие вторичного "спекулятивного" рынка является абсолютной необходимостью для нормального функционирования первичного рынка акций. По закону инвестор не может вернуть предприятию-эмитенту купленные у него ранее акции и потребовать назад уплаченные за них деньги. Для него единственной возможностью избавиться от ставших ненужными бумаг является их перепродажа на вторичном рынке. Если таковой отсутствует или осуществление сделок на нем затруднено ( неликвидный или низколиквидный рынок ), то инвестор просто не станет покупать соответствующие акции в процессе их IPO. Не менее важной функцией вторичного рынка является регулярная котировка рыночных цен на обращающиеся акции. Рост или снижение рыночного курса является в конечном итоге самой важной оценкой эффективности работы предприятия. Руководство предприятия не может позволить себе роскоши "забыть" об этом после первичного размещения акций. В противном случае вход данной компании на финансовые рынки будет наглухо закрыт, если только ее владельцы вовремя не закроют вход в саму компанию не в меру "забывчивым" менеджерам.

Долгосрочный заемный капитал формируется путем эмиссии облигаций. Рынки облигаций также делятся на первичные и вторичные. Особенностью этих рынков является заметное присутствие на них наряду с предприятиями государства, муниципальных органов, а также различных правительственных агентств. Долгосрочные государственные облигации рассматриваются как наиболее надежные, поэтому корпорациям приходится повышать цены на привлекаемый ими долгосрочный заемный капитал. В настоящее время на российском рынке присутствуют рублевые гособлигации федерального займа, выплачиваемый доход по которым колеблется от 18,5% годовых по обязательствам со сроком погашения через 3 месяца до более чем 38% годовых по облигациям, погашаемым в 2004 году. Наряду с облигациями, номинированными в рублях, могут выпускаться долларовые облигации. Примером таких инструментов являются облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), эмитированные российским Правительством. Доход, приносимый такими облигациями (на вторичном рынке) по состоянию на 23 марта 2000 года составлял 30,15% по бумагам со сроком погашения в 2003 году и 13,51% по обязательствам, погашаемым в 2011 году.

Наряду с валютными облигациями для "внутреннего" использования, существует возможность эмитировать так называемые "еврооблигации" – ценные бумаги, номинированные в долларах, но выпущенные за пределами США. На рынке обращаются еврооблигации Правительства РФ сроком до 30 лет и средней доходностью около 15% годовых (на вторичном рынке). Также выпустили подобные обязательства крупные российские города и регионы – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др. Доходность этих облигаций на вторичном рынке заметно выше в сравнении с федеральными бумагами – от 18% по обязательствам Москвы до 41% по нижегородским облигациям. Неустойчивость курса рубля вынуждает крупные российские предприятия также эмитировать в основном еврооблигации. В середине 1999 года сразу несколько российских компаний (ЛУКОЙЛ, "Газпром", Тюменская нефтяная компания и др.) анонсировали выпуск своих еврооблигаций сроком от 3 до 5 лет. К настоящему времени на рынке обращаются также бумаги более ранних выпусков таких предприятий как Сибнефть, Мосэнерго, Альфа-банк и др. Срок погашения наиболее длительных из этих облигаций истекает к октябрю 2002 года. Уровень приносимого ими дохода (в долларах США) колеблется от 19,4% годовых по обязательствам Сибнефти до 30,54% по обязательствам Альфа-банка.

Для формирования собственного капитала предприятия могут использоваться различные способы: частные предприятия формируют свое имущество за счет средств их владельцев; для хозяйственных обществ и товариществ гражданским законодательством предусмотрены разнообразные режимы взноса и возврата паев (долей) их участников и т.п. Тем не менее, мировая практика убедительно показывает преимущества акционерной формы владения предприятием. Особенно эти преимущества очевидны в случае крупных компаний, построенных на корпоративных принципах – с полным разделением функций собственности и управления предприятием. Акции таких корпораций могут приобретаться и покупаться на фондовом рынке. Организованный фондовый рынок функционирует на фондовых биржах, таких как Нью-Йоркская (NYSE), Лондонская, Токийская и др. Все большую конкуренцию традиционным формам проведения организованных торгов представляют глобальные компьютерные системы, позволяющие участникам рынка осуществлять сделки, не покидая своих офисов. Типичным представителем подобных систем является американская Система автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (NASDAQ). В последнее время наблюдается значительно более быстрый рост именно этой системы, так как традиционно на ней котируются акции высокотехнологичных компаний, деятельность которых в настоящее время переживает период высокой активности вследствие широкого внедрения Internet-технологий. К концу марта 2000 года в системе NASDAQ котировались акции компаний, имеющих наиболее высокую в мире рыночную капитализацию (общую рыночную стоимость всех своих акций) – Cisco (555,44 млрд. долларов США) и Microsoft (541,63 млрд. долларов США).

Наряду с акциями на организованных рынках могут осуществляться и торговля облигациями (на Нью-Йоркской фондовой бирже имеется отдельное помещение для этих целей), однако основной объем сделок с долговыми бумагами производится на внебиржевом рынке. Поэтому, говоря об организованном фондовом рынке, обычно его отождествляют с рынком акций. Наряду с организованным фондовым рынком существует "стихийная" торговля акциями (over the counter), как правило таким образом осуществляют первичное размещение своих акций новые небольшие компании. Большую помощь таким предприятием оказывает наличие рынка рискового (венчурного) капитала, на котором инвесторы стремятся найти наиболее перспективные объекты вложения для своих ресурсов. Однако рассчитывать на значительные притоки акционерного капитала могут рассчитывать только компании, успешно завершившие IPO на одном из организованных фондовых рынков и попавшие в его листинг. Сам факт котировки акций предприятия на одной их крупных фондовых бирж является очень ценной рекомендацией. В значительной мере это объясняется тем, что сами биржи, а также органы государственного контроля за рынками ценных бумаг (в США – Комиссия по рынку ценных бумаг, SEC) осуществляют тщательный контроль за отчетностью предприятия как на стадии рассмотрения его заявки, так и после включения в листинг. Например, в начале 90-х годов немецкая корпорация Daimler-Benz затратила свыше 1 млрд. долларов на приведение своей финансовой отчетности и системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями американских Общепринятых учетных принципов (GAAP). Это было сделано для того, чтобы акции этой компании были допущены к торгам на Нью-Йоркской фондовой бирже. Также существуют достаточно жесткие требования к масштабам деятельности предприятия – для включения акций иностранной компании в листинг NYSE необходимо, чтобы суммарный доход этой компании за три предыдущих года был не ниже 100 млн. долларов США, такой же сумме должна равняться стоимость ее материальных активов.

В настоящее время наиболее крупным российским организованным фондовым рынком является Российская торговая система (РТС), расположенная в Москве. На нем котируются акции крупнейших отечественных компаний – РАО ЕЭС России, ЛУКОЙЛ, Сбербанк РФ, ГАЗ и др. Акции Газпрома обращаются на Московской фондовой бирже (МФБ). Среднедневной объем сделок, заключаемых на РТС колеблется в пределах 100 млн. долларов США: например в "хороший" торговый день 28 марта 2000 года общий объем продаж составил 55,6 млн. долларов. Для сравнения дневной оборот на NYSE составляет порядка 10 млрд. долларов. Несмотря на столь существенную разницу в масштабах, российский рынок является быстрорастущим – за 1999 год средний индекс цен котирующихся на нем акций вырос на 242,5%. По мере преодоления последствий финансового кризиса наблюдается возрождение интереса к нему иностранных инвесторов. Показателем этого является проводимая в Европе работа по созданию еще одной фондовой бирже в Вене, которая будет торговать исключительно акциями восточноевропейских компаний, прежде всего – российских.

Для привлечения иностранных инвестиций крупные российские компании располагают возможностью выхода на зарубежные фондовые рынки без допуска к листингу на биржах. Для этого они могут использовать американские (ADR) и немецкие (GDR) депозитарные расписки на уже эмитированные ими акции, обращающиеся на российском рынке. Акции российского эмитента депонируются в российском отделении какого-нибудь крупного американского (или немецкого) банка, который становится их номинальным держателем. В свою очередь банк выпускает ADR, которые являются свидетельством его владения акциями российской компании и гарантией для иностранного инвестора выплаты ему дивидендов. На американской (или немецкой) бирже осуществляется торговля не самими акциями, а выпущенными банком депозитарными расписками. Например, депозитарием РАО ЕЭС России и других крупных российских компаний явл яется известный Bank of New York (BoNY). Общая сумма выпущенных этим банком на американский рынок ADR составляет несколько миллиардов долларов. В связи с иском, предъявленным к этому банку его бывшим вице-президентом Наташей Кагаловской, может возникнуть опасность ареста российским судом всех активов московского отделения банка, в том числе и депонированных в нем ADR РАО ЕЭС России.

Наряду с основными финансовыми инструментами (акциями и облигациями) на фондовом рынке обращается большое число производных и гибридных ценных бумаг. Производные (деривативы) финансовые активы выпускаются как правило не с целью приобретения дополнительного капитала, а для того, чтобы застраховать ( хеджировать ) риск возможных потерь от владения основными финансовыми активами. Наиболее известными производными инструментами являются фьючерсы и опционы. Фьючерсы (фьючерсные контракты) предполагают покупку или продажу какого-либо актива в будущем по цене, зафиксированной в момент заключения фьючерсной сделки. В качестве основного актива не обязательно должна выступать какая-нибудь ценная бумага: им может являться иностранная валюта, нефть, металл, зерно и другие товары, торговля которыми осуществляется на различных биржах. Покупая фьючерс, предприятие может застраховаться от резкого изменения цен на базисный товар в будущем. Опцион во многом аналогичен фьючерсу, однако его исполнение не обязательно. То есть он дает держателю право, но не возлагает на него обязанности по исполнению контракта. Например, страхуясь от риска падения курса валюты, в которой оно получает выручку, предприятие-экспортер может одновременно с подписанием договора на поставку продукции купить опцион на продажу валюты, в которой поставка будет оплачена. Если к моменту оплаты договора курс валюты упадет, то предприятие сможет продать ее по курсу, зафиксированному в опционе. Если этого не произойдет, оно просто не исполнит опцион. В последние два десятилетия рынок производных финансовых инструментов был наиболее быстрорастущим. Наиболее известным организованным рынком подобных активов являются Чикагская товарная биржа (CME), Чикагский совет торговли (CBT) и Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов (LIFFE).

К числу гибридных инструментов относятся варранты и конвертируемые ценные бумаги. Варрант является по своей сути опционом, дающий право его держателю приобрести определенное число акций предприятия по фиксированной цене. Обычно варранты продаются в комплекте с облигациями предприятия. Покупая облигацию с варрантом, инвестор становится не только кредитором компании, но и получает возможность впоследствии стать одним из ее акционеров. Эта дополнительная возможность способствует снижению для заемщика цены привлекаемого им капитала. Конвертируемые ценные бумаги (привилегированные акции или облигации) предоставляют держателю возможность в будущем обменять их на обыкновенные акции предприятия. Конверсия ценных бумаг не предполагает внесения инвестором дополнительной платы, поэтому она не приносит предприятию дополнительного капитала. Однако сам факт расширения возможностей, предоставляемых кредитору, может способствовать снижению ставки дохода, выплачиваемого заемщиком по конвертируемым облигациям.

Наши рекомендации