ТЕМА 10. Назначение наказания. 1. Общие начала назначения наказания
Вопросы к теме
1. Общие начала назначения наказания.
2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
3. Назначение наказания :
а) за неоконченное преступление;
б) за преступление, совершенное в соучастии;
в) при рецидиве преступлений;
г) по совокупности преступлений;
д) по совокупности приговоров;
Рефераты (тематика рефератов указана в разделе 7 рабочей программы).
Задача 1
Митрофанов, являясь директором института проблем сверхпластичности металлов (ИРСМ) РАН, передал одной из южнокорейской компании документацию двойного назначения. По заключению экспертной комиссии переданная документация, которая была изъята при таможенном контроле у представителей южнокорейской фирмы, носила гриф ограниченного пользования, так как касались производства изделий из титановых сплавов в условиях сверхпластичности. Митрофанову вменялось незаконная передача технологий двойного назначения (ст. 189 УК РФ) и разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). Суд вынес Митрофанову наказания по совокупности преступлений в виде шести лет лишение свободы условно и лишение права занимать должности в течение трех лет.
Справка: Митрофанов, доктор технических наук, профессор, имеет государственные награды, около десяти лет возглавлял НИИ, имеет научные открытия по профилю деятельности НИИ.
Что должен учитывать суд, назначая условное осуждение? Как должен исчисляться срок дополнительного наказания в виде запрещения занимать определенные должности?
Задача 2
Костров, не имеющий высшего медицинского образования соответствующего профиля, за незаконное производство аборта, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, был осужден по ч.3 ст. 123 УК РФ к лишению права заниматься медицинской профессией (в любой сфере) сроком на шесть лет.
Соответствует ли этот приговор требованию закону? Если нет, то, какое положение закона было нарушено? Определите форму и вид вины по отношению к наступившим последствиям и незаконного производства аборта.
Задача 3
Фомин был осужден за незаконное предпринимательство (ч.1 ст. 171 УК РФ) к наказанию в виде обязательных работ на срок ста пятидесяти часов. Поскольку он злостно уклонялся от отбывания назначенных ему работ, суд заменил их ограничением свободы сроком на шесть месяцев.
Соответствует ли закону приговор суда и определение о замене обязательных работ ограничением свободы? Из какого расчета должен сходить суд, заменяя обязательные работы на ограничение свободы? Кому не могут быть назначены обязательные работы?
Задача 4
Седов осужден за мошенничество по ч.1 ст. 159 УК РФ к исправительным работам по месту работы (слесарь на оптовой базе) на срок шесть месяцев с удержанием в доход государства 15% его заработка. После осуждения Седов допустил ряд нарушений трудовой дисциплины: три прогула и несколько раз появлялся на работе в состоянии алкогольного опьянения. Уголовно-исполнительная инспекция посчитала это нарушение условий отбывания наказания злостным и направила об этом представление в суд, который своим определением заменил Седову не отбытую часть исправительных работ (шесть месяцев) лишением свободы на срок 5 месяцев.
Как следует понимать «злостное уклонение от отбывания исправительных работ»? Соответствует ли закону действие уголовно-исполнительной инспекции и определение суда? Как должен исчисляться срок в случае замены исправительных работ лишением свободы? Кому не могут быть назначены исправительные работы?
Задача 5
Суд признал Горбунова, которому исполнилось 16 лет виновным в совершении грабежа (ч.1 ст. 161 УК РФ) и назначил ему наказание в виде исправительных работ на срок один год и шесть месяцев по месту работы, с удержанием в доход государства 4% его заработка.
Отвечает ли вынесенный приговор суда требованием закона?
Задача 6
Рядовой Пузанов, проходящий службу в Вооруженных Сила РФ по призыву, был осужден военным трибуналом за нарушение уставных правил караульной службы (ч.1 ст. 342 УК РФ) к наказанию в виде ограничения по службе сроком на шесть месяцев с удержанием в доход государства 10% из его содержания.
Обоснован ли приговор трибунала?
Формируемые компетенции: ПК-5, ПК-6.