Основные тенденции корпоративного управления в страховых компаниях Республики Казахстан
Экономика нашей страны продолжается развиваться высокими темпами. По предварительным оценкам, экономический рост в 20015 году составил 13,7% [79]. Тем не менее, 2015 год проверил на прочность нашу финансовую систему. Нестабильность, охватившая мировые финансовые рынки, не могла не отразиться на экономике Казахстана. Подобные явления еще раз подчеркивают высокую степень интегрированности нашей страны в глобальные экономические процессы.
На сегодняшний страховой сектор является самым большим и быстроразвивающимся сегментом финансовой системы Казахстана.
Рост страхового сектора сопровождался повышением его функциональной роли, определяемой соотношением основных показателей страховой системы к ВВП. Как видно из таблицы 19, достаточно высокие темпы роста 2015 года позволили существенно повысить показатели отношения основных параметров страхового сектора к ВВП. При оценке страховой системы важное значение придается уровню страхового посредничества, определяемого отношением страховых выплат к ВВП. Поэтому и другим параметрам отечественная страховая система вплотную приблизилась к уровню стран Восточной Европы.
Таблица 19 – Оценка функциональной роли страхового капитала в рыночной экономике
Показатели | ||||
Основные показатели, млрд. тенге | ||||
Совокупные активы | 2687,5 | 4515,1 | 8872,0 | 11689,4 |
Расчетный собственный капитал | 347,2 | 586,9 | 1168,6 | 1781,8 |
Страховые выплаты | 1484,3 | 2592,1 | 4691,0 | 7258,4 |
Отношение параметров к ВВП | ||||
Активы | 45,8 | 59,5 | 87,5 | 93,0 |
Расчетный капитал | 5,9 | 7,7 | 11,5 | 14,2 |
Страховые займы | 25,3 | 34,1 | 46,3 | 57,8 |
Примечание – источник www.afn.kz |
Анализируя таюлицу 19, видно, что, не смотря на проблемы, возникшие во второй половине 2015 года, 2016 год для страховой системы Казахстана был весьма успешным. Опережающий рост прибыли и собственного капитала страховых компаний стал одним из немаловажных факторов, позволивших справиться с проблемами, связанными с недостатком краткосрочной ликвидности. Количество страховых компаний, имеющих право на проведение страховых операций, в 2015 году возросло на два.
Приход на наш рынок одних из самых крупных страховых компаний способствует как росту конкуренции, так, в частности, и повышению уровня капитализации и устойчивости страхового сектора Казахстана в целом.
В 2015 году в значительной мере осложнились условия работы страховых компаний. В условиях глобального кризиса ликвидности, высокого уровня зависимости отечественных страховых компаний от фондирования на внешних рынках у страховых компаний возникли проблемы с краткосрочной ликвидностью и рефинансированием внешних обязательств. Но, как это, ни покажется странным на первый взгляд, кризис ликвидности не оказал значительного влияния на основные количественные показатели деятельности страхового сектора.
За 2014 год размер совокупных активов страхового сектора увеличился на 2811, 4 млрд. тенге и составил 11683,4 млрд. тенге. Если в течении первых восьми месяцев активы выросли почти на 2,7 трлн. тенге , то в последующие четыре месяца – лишь немногим более, чем на 100 млрд. тенге. В результате темпы прироста активов составили 31,7%, что в три раза ниже рекордного показателя 2013 года. Тем не менее, темпы роста нельзя назвать низкими: они сложились существенно выше динамики роста номинального ВВП [79].
Таким образом, показатели деятельности страховых компаний Казахстана в 2015 году дают основание говорить о том, что год в целом для страховой системы был весьма успешным. Казахстанская страховая система в 2015 году была близка к тому, чтобы по размеру активов сравняться с объемом ВВП, однако ипотечный кризис США отодвинул выход на этот важный рубеж на неопределенное время. Вместе с тем страховым компаний удалось сохранить высокие темпы роста капитала и значительно увеличить размер прибыли.
Однако в 2014 году заметно ухудшилось качество страхового портфеля страховых компаний, что было обусловлено ужесточением требований АФН РК, обесценением залогов из-за изменения ситуации на рынке недвижимости, а также очень высокими темпами роста страховых портфелей все последние годы. Впрочем, и в 2015 году эта тенденция сохранилась. Вследствие опережающего роста объемов страхования показатель кредитной активности страховых компаний повысился с 53,4% до 62,1% [79].
Если страховой бум сопровождался сравнительно низким уровнем просроченной задолженности, что во многом объяснялось быстрым ростом вновь выданных ссуд, то в последние два года (2014 – 2015г.г.) качество страхового портфеля страховых компаний заметно ухудшилось. По данным АФН, в структуре страхового портфеля страховых компаний доля стандартных страховых выплат на начало 2014 года снизилась до 39,8%, а доля сомнительных возросла до 58,7%. С 1,6% до 1,5% снизилась доля безнадежных займов, но в абсолютных цифрах их размер вырос с 94,0% до 131,6 млрд. тенге. К тому же оценку доли страховых займов осложняет их постепенное списание страховых компаний. Во второй половине 2014 года страховых компаний не удалось добиться значительного сокращения объема внешнего долга. Следовательно, проблемы рефинансирования внешнего долга не только не снизилась, но и возросла. Соответственно, повысились и риски, связанные с возвратом полученных ранее займов, поскольку напряженность на мировых страховых рынках не падает, причем есть даже вероятность того, что ситуация может ухудшиться.
На первое полугодие 2015 года пришелся пик выплат внешним долгам страхового сектора. Судя по официальным данным, казахстанские страховые компании должны были погасить без малого 10,5 млрд. долларов внешнего долга с учетом начисленных процентов, и казахстанские страховые компании справились с этой задачей [79]. При этом им удалось несколько нарастить размер активов и собственного капитала, сохранить практически без изменения объемы страховой экономики.
Быстрый рост страхового сектора в условиях повышенных рисков, финансировавшийся с помощью все увеличивающегося внешнего долга, уже давно вызывал серьезную обеспокоенность рейтинговых агентств. Глобальный кризис ликвидности только усилил эти опасения, в результате чего ими были снижены рейтинги ряда крупных казахстанских страховых компаний. Эти действия отражали опасения в связи с растущим негативным воздействием сложной ситуации на рынке на качество активов и ликвидность страховых компаний, несмотря на то, что они смогли преодолеть трудности, возникшие на первой волне глобального кризиса ликвидности.
Следует отметить, что большее воздействие на монетарную политику и временную структуру процентных ставок в Казахстане оказывают активы страховых компаний, объем которых затмевает любые другие активы в финансовом секторе (пенсионные, страховые и т.д.) и которые за счет мультипликационного эффекта страховых резервов имеют тенденцию к гораздо более быстрому росту, чем другие активы при наличии внешнего или внутреннего финансирования.
Обе эти динамики наблюдаются в Казахстане с 2011 года. В течение этого периода активы страховых компаний выросли в 10,8 раза – до 69,8 млрд. долларав США, или до 8874,6 млрд. тенге (таблица 20).
Проблемы страховых компаний, связанные с так называемыми «плохими долгами», до последнего времени были не очень заметны на фоне избыточной ликвидности, что, кстати, во многом было обусловлено быстрым ростом заимствований у банков. Избыток ликвидных активов не только позволяет скрывать такие долги, но и породил иллюзию, что подобная ситуация будет сохраняться длительное время. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Способность страховых компаний выжить в этих условиях будет определяться в первую очередь именно качеством их активов. Другими словами, 2016 год для страховых компаний может оказаться еще более сложным, чем предыдущий, что требует очень взвешенного подхода к выбору инвестиционных стратегий. Одним из таких подходов является повышение эффективности корпоративного управления в страховых компаний.
Таблица 20 – Динамика активов и инвестиций в портфель ценных бумаг страховых компаний Республики Казахстан (млрд. тенге)
годы | Активы БВУ | Инвестиции в портфель ценных бумаг | Доля ценных бумаг в активах БВУ |
816,6 | 135,4 | 16,6 | |
1 145,0 | 194,5 | 17,0 | |
1 676,0 | 328,3 | 19,6 | |
2 689,7 | 470,3 | 17,5 | |
4 515,1 | 651,7 | 14,4 | |
8 874,6 | 1 331,1 | 15,0 | |
11 683,6 | 1 518,8 | 13,0 | |
Всего инвестиции в ценные бумаги за 2001-2007 гг. | 4 629,5 | 113,1 | |
Примечание – составлено автором на основе источника [79] |
Данные таблицы 20, обозначают, что данные страховая система Казахстана не так давно перешла на международные стандарты и преступила к построению системы управления рисками, однако тема развития корпоративных отношений в страховом секторе остается актуальной.
Взаимозависимость страховых компанийпроявляется в заимствованиях на рынке межбанковских кредитов. В обоих случаях невыполнение обязательств одним из страховых компанийприводит к трудностям функционирования связанных с ним прямо и опоследованно другихстраховых компаний, т.е. к возникновению так называемого «эффекта домино». На рисунке 8 показана структура страховой системы Республики Казахстан.
Системообразующие связи и отношения определяются прежде всего через специфические страховые операции, на осуществление которых имеют право только страховые организации.
В казахстанской практике они определены в законе "О страховых компаний и страховой деятельности в Республике Казахстан" [80]:
–привлечение вкладов;
–предоставление страховых выплат;
–ведение страховых пакетов у клиентов;
–осуществление расчетов по поручению клиентов истраховых компаний;
–финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств;
–выпуск платежных документов (чеков, аккредитивов, пластиковых карт и др.);
–страховое исполнение займов всех уровней.
В условиях быстрорастущего казахстанского рынка вопрос корпоративного управления актуален для всех компаний, особенно для страхового сектора. Страховой сектор Казахстана является отличным примером в данном направлении. Это во многом связано со спецификой деятельности, осуществляемые страховыми компаниями. Страховые организации находятся под непрерывным надзором государственного регулятора, основная задача которого состоит в поддержании доверия инвесторов и населения к страховому рынку, а также в обеспечении бесперебойной работы страхового рынка Казахстана. В связи с этим к страховым компаниям предъявляется ряд обязательных требований к наличию эффективной системы внутреннего контроля и управления рисками. Так, в частности КУ, активно внедряемое в практику казахстанских страховых компаний, требует наличия эффективной системы внутреннего контроля, соответствующей характеру и сложности деятельности страховых компаний, рискам, принимаемым в процессе осуществления операций.
Кроме того, для страховых компаний немаловажным является вопрос привлечения заемных средств. Это, в свою очередь, требует принятие мер для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность организации. Поэтому одним из наиболее эффективных методов признан метод внедрения принципов надлежащего корпоративного управления.
В целях развития корпоративного управления в нашей стране на законодательном уровне закреплено такое важное понятие, как «кодекс корпоративного управления».
Чтобы облегчить акционерным обществам подготовку и дальнейшее внедрение ККУ в их деятельность, рабочей группой Ассоциации Страхования Казахстана при участии Агентства был подготовлен проект Кодекса корпоративного управления, который базируется на международном опыте, прежде всего принципах ОЭСР. На основе данного Кодекса казахстанские компании смогут создавать, собственные ККУ. Кодекс должен стать основополагающим, типовым для всех акционерных обществ.
Кодекс корпоративного управления (ККУ) является сводом правил и рекомендаций, которым компания следует в процессе своей деятельности для обеспечения высокого уровня деловой этики в отношениях внутри компании и с другими участниками рынка.
В Казахстане принятие ККУ листинговыми компаниями обязательно. Если в 2006 году по информации KASE, на 30 октября более чем из 70 листинговых компаний такой кодекс не приняли (даже номинально) девять компаний [67], то в соответствии с изменениями и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об акционерных обществах» (февраль 2007 год), в отношении публичной компании законом установлены определенные обязательные требования, как – то: наличие кодекса корпоративного управления, введение должности корпоративного секретаря, наличие корпоративного веб – сайта. Также в соответствии с листинговыми правилами Казахстанской фондовой биржи, требующие наличие ККУ в компаниях, ценные бумаги которых торгуются на бирже.
Однако, не смотря на внедрение корпоративных стандартов, для некоторых компаний кодекс является формальным. Современные компании не тратят много времени на разработку собственного документа, принимая кодекс корпоративного управления полностью идентичный модельному кодексу, предложенному советом эмитентов в 2005 году. Однако необходимо помнить, что кодекс компании должен соответствовать ее внутренней практике, отражать специфику структуры управления, а также способствовать реализации стратегических целей компании. Только в этом случае кодекс будет «живым» работающим документом, способным эффективно регулировать корпоративные отношения в вопросах управления и контроля в компании [80].
Развитие страховой системы Республики Казахстан будет проходить в условиях все большего влияния страховой глобализации. Оно пойдет по следующим направлениям [80]:
– развитие города Алматы как регионального страхового центра Центральной Азии;
– экспансии на рынки стран СНГ;
– усиление связей с страховыми системами развитых стран Запада, где Казахстан – связующее звено между ними, Россией и Центральной Азией.
Попытаемся проанализировать состояние развития корпоративного управления в АО СК «Номад Иншуранс» , а также действие введения кодекса на эффективность организации корпоративного управления.
Кодекс корпоративного управления АО СК «Номад Иншуранс» был утвержден общим собранием акционеров 14 октября 2005 года протокол №41. Он состоит из 13 глав: принципы корпоративного управления; общее собрание акционеров; Совет директоров; исполнительный орган; корпоративный секретарь; стратегически значимые корпоративные события; раскрытие информации; контроль финансово – хозяйственной деятельности; страховая политика; кадровая политика; охрана окружающей среды; конфликты корпоративного управления; заключение [81].
Кодекс разработан с учетом международного опыта в области корпоративного управления и рекомендательных документов, имеющихся в Республике Казахстан по данному вопросу. Характерной особенностью кодекса АО СК «Номад Иншуранс» является то, что он составлен с учетом всех основных принципов корпоративного управления. А именно: принцип защиты прав и интересов акционеров; принцип эффективности управления Общим Советом Директоров и Правлением; принцип прозрачности и объективности раскрытия информации о деятельности; принцип законности и этики; принцип эффективности дивидендной политики; принцип эффективности кадровой политики; принцип охраны окружающей среды; политическое урегулирование корпоративных конфликтов. Наличие кодекса, предусматривающего все основные принципы корпоративного управления, способствует динамичному и эффективному развитию акционерного общества.
Опыт управления акционерным обществом в Казахстане накапливается, в чем можно убедиться, рассмотрев организационную структуру АО СК «Номад Иншуранс» (рисунок 7), которая соответствует требованиям ККУ.
Совет директоров | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отдел | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдательный | Председатель правления | кадров | ||||||||||||||||||||||||||||||||
совет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Юридический | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа | Президент | Секретариат | отдел | |||||||||||||||||||||||||||||||
советников- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
консультантов | Вице-президент | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа по связи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главный управляющий | с общественностью | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление личного страхования | Управление имущественного страхования | Управление перестрахования и международных отношений | Управление сервисного обслуживания | Управление региональной сети | ||||||||||||||||||||||||||||||
Испольнительный директор Отдел организации личного страхова-ния Отдел методологии и новых видов Экспертная группа | Исполнительный директор Отдел организа-цииимуществен-ного страхования Отдел методоло-гии и новых видов Экспертная группа | Исполнительный директор Отдел перестрахова-ний А Отдел перестрахова-ний Б Экспертная группа Международный отдел | Исполнительный директор Отдел рекламы и маркетинга Бухгалтерия Группа стратегичес-кого планирования Коммерческий отдел Архив Вычислительный центр | Исполнительный директор Отдел управле-ния региона А Отдел управле-ния региона Б Отдел развития агентской сети Учебный центр | ||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 7 –Организационная структура АО СК «Номад Иншуранс»
При создании структуры АО СК «Номад Иншуранс» соблюден важнейший принцип – четкое разделение функций между подразделениями и контроль структур друг за другом на основе обмена унифицированными формами отчетности. Другим важным моментом является недопущение совмещения функций персонала и обязательное условие коллегиальности при принятии особо важных вопросов деятельности банка.
В Кодексе корпоративного управления АО СК «Номад Иншуранс» выработаны механизмы для предупреждения и урегулирования корпоративных конфликтов, носящих конфиденциальный или служебный характер. Страховая компания обязуется принимать все зависящие от него меры по урегулированию возникшего корпоративного конфликта. Это имеет большое значение для эффективной работы компании.
АО СК «Номад Иншуранс» считает, что корпоративное поведение укрепляет взаимодействие с инвесторами и другими заинтересованными лицами
В целях снижения административного риска в АО СК «Номад Иншуранс» создана структура, которая помогает контролировать каждую отдельную операцию страховой компании. Организационная структура помогает ориентировать управление страховой компании как на макроуровне в рамках общей стратегии развития страховой компании, так и на микроуровне в рамках управления непосредственно операционными рисками.
Общие принципы построения структуры АО СК «Номад Иншуранс» таковы:
–внутренний аудит подчинен непосредственно совету директоров;
–основные виды страховых операций разделены структурно по подразделениям;
–каждая структура контролирует виды операций по филиалу.
Организационная структура АО СК «Номад Иншуранс» соответствует выбранной стратегии развития и в полной мере отвечает запросам практики [81].
В последнее время в казахстанской экономической литературе появились серьезные работы, посвященные исследованию проблем корпоративного управления. Это связано с тем, что в условиях кризиса ликвидности ужесточаются требования со стороны регулирующего органа и инвесторов. Качество корпоративного управления и системы управления рисками выходит на первый план.
Проанализировав состояние особенности корпоративного управления в стране, выделены следующие тенденции организации корпоративного управления в акционерных обществах:
–интенсификация процессов инвестирования,
–увеличение рисков,
–снижение кредитоспособности банков,
–увеличение ответственности и роли банковских структур.
Основой улучшения качества корпоративного управления является комплексное решение поставленных задач, т.е. улучшение организационной структуры управления акционерным обществом; включение в советы директоров непубличных компаний независимых директоров, поскольку реально работающий совет директоров помогает эффективно разделить функции собственников и менеджеров компании, что является условием эффективной работы бизнеса на отдельном этапе его развития; подключение всех заинтересованных экономических субъектов и государства в частности.
Прежде всего, становясь на путь построения системы корпоративного управления, важно четко представлять цели, которыми руководствуется - компания.
Если речь в первую очередь идет о повышении инвестиционной привлекательности, следствием которой является рост капитализации компании, то сначала следует сконцентрировать усилия на построении системы взаимоотношений с потенциальными и существующими инвесторами. Обязательным условием успеха является реализация продуманной PR-кампании, направленной на донесение до широкой аудитории планов компании и путей их реализации.
Если же речь идет о необходимости установления акционерного контроля, то важно с самого начала выстроить комплексную систему корпоративного управления, объединяющую систему взаимоотношений с собственниками и инвесторами, систему внутреннего контроля и управления рисками, а также внутренний аудит [82, с. 33].
Таким образом, исходя из национальных особенностей ведения корпоративного управления в Республике Казахстан и сложившихся тенденции развития корпоративного управления приходит понимание необходимости использования принципов корпоративного управления к собственнику и топ – менеджменту, постепенно, эволюционным путем. Принятие данных принципов – это добровольный акт для всех корпораций. Они должны осознать, что защита интересов всех экономических субъектов, прозрачность в производственной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности является конкурентным преимуществом на рынке, без наличия которого вопрос о конкурентоспособности корпорации отпадает сам собой.