Кредитная политика (КП), как основа управления ДЗ. 6 страница

2. Вывоз капитала из России

В настоящее время за рубежом действует 1000 рос. компаний с И.И. часть из них была основана в советское время но подавляющее большинство образованы в последние годы. Основная масса частных инвестиций из России вывозится в рамках так называемого бегства капитала. Отток капитала из России в настоящее время принимает изощренные формы, не всегда поддающимся контролю в рамках действующего рос. законодательства. Этот процесс включает в себя:

1)непереведенную в России экспортную выручку, наибольшие не допоступления в ФБ отмечены в такие виды товаров как нефтепродукты и цвет. металлы;

2)занижение экспортных и завышение импортных цен; 3)осущ. авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара;

4)недобросовестные бартерные операции; 5)контрабандный вывоз валюты. Т.о. отток капитала характерен для рос. эк-ки с высокой инфляцией, высокими налогами и политич. нестабильностью, а также недоверием к гос-ву, отсутствие льгот и стимулов для инвестирования капитала как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того значит. часть рос. зарубеж. инвестиций – это ср-ва полученные незаконным путем, вывоз к-ых за рубеж явл. одним из способов их отмывания. Правительство России пытается ограничить и взять под контроль процесс оттока капитала за рубеж, превратить его в контролируемый процесс. В рамках создания комплексной системы контроля и регулирования И. инвестирования, предлагаются след. меры: 1)усиление гос. регулирования рос. зарубеж. инвестирования

2)установление единого таможенно-валютного контроля за выручкой от экспорта и импорта товара 3)лицензирование рос. зарубеж. инвесторов

4)инвентаризация рос. И.за рубежом выяснение действительного числа пред-тий и объема инвестирования. Стратегической мерой по сокращению оттока капитала за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в РФ, который бы стал привлекательным как для внутренних так и для иностранных инвестиций

3. Эк.природа налога и основы построения системы налогооблож.

УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ НАЛОГА:1.Наличие государства, 2. Наличие товарно-денежных отношений. Таким образом НАЛОГ – это объективная экономическая категория и в тоже время это категория финансовая (т.к. ему присущи все признаки финансов :-выражает денежные отношения; -данные отношения регламентируются государством; -возникают в процессе перераспределения созданного продукта; -денежные отношения по поводу формирования и использования денежных средств государства.)СУЩНОСТЬ НАЛОГА ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ФУНКЦИИ: 1. Фискальная /формирование доходов государства; 2. Регулирующая /каждый доход участвует в формировании доходов бюджетов разных уровней/; 3. Стимулирующая / с помощью льгот, снижения ставок налога государство стимулирует деятельность отдельных групп товаропроизводителей; 4. Контрольная /с помощью налогов государство контролирует деятельность налогоплательщиков/; 5. Распределительная /с помощью собранных налогов государство перераспределяет доходы между различными слоями населения. Налог -обязательный индивидуально безвозмездный платеж организаций и ФЛ(физ.лиц)/, принадлежащих им на праве собственности, владения, оперативного управления/ денежных средств пользу государства,Сбор – обязательный платеж организаций и ФЛ в денежной форме за услуги, оказываемые государством в интересах налогоплательщика. Система налогов – совокупность налогов, сборов, платежей.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ –представляет собой:1.Совокупность налогов, сборов и платежей; 2. Принципы их построения (теория); 3.Способы исчисления и уплаты(механизм); 4.Налоговый контроль(органы)..Характерные черты и признаки налога: 1.обязательность, индивидуальность, безвозмездность; 2.смена формы собственности. Элементы налога: 1) объект обложения; 2) налоговая база; 3) налоговая ставка; 4)налоговый период; 5) порядок исчисления налога; 6) Порядок и сроки уплаты налога. Налоговые системы любой страны строятся на следующих принципах: - классических - юридических; - организационных (в РФ с 99г.). Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах 1) принцип всеобщности налогообложения и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; 2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; 3) принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав – недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; 4) принцип единства экономического пространства – не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций; 5) принцип определённости правил налогообложения – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. 6) принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

БИЛЕТ 14

1. Кредитная и банковская системы страны. Банковская система России в современный период.

Кредитная система– совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, реализуемых в повседневной деятельности финансово - кредитными институтами. Банковская система страны бывает одноуровневой (существует 1 гос.банк, а все остальные – его филиалы, монопольная страна) и двухуровневой (верхний уровень – ЦБ РФ, нижний – все другие банки, в РФ меньше 1000). Одноуровневая банковская система предусматривает наличие только горизонтальных связей между кредитными организациями. Такой тип характерен для слаборазвитых в экономическом отношении стран. Одноуровневая банковская система может быть в нескольких случаях: в стране еще нет центрального банка. Это соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки могли выполнять любые банковские операции, в том числе осуществлять эмиссию своих денежных знаков. Двухуровневая банковская система имеет связи по горизонтали и вертикали. Вертикальные взаимосвязи — это отношения подчинения между управляющим центром (центральным банком) и низовыми звеньями (коммерческие банки и специализированные банки), а горизонтальные отношения характеризуют равноправное партнерство между субъектами низового уровня. В условиях двухуровневого варианта построения банковской системы происходит дифференциация функций на административно-управленческие (выполняются центральным банком); по обслуживанию хозяйства (осуществляют коммерческие банки). Кредитные организации подразделяются на две больших группы:
а) коммерческие банки, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных среден от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических иц; б) небанковские кредитные организации, могущие осуществлять лишь отдельные банковские операции. Законодательство проводит строгую линию на четкое разграничение банковских и небанковских кредитных организаций. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму. Особенностью банковской системы РФ сегодня:сокращение кол-ва банка+укрепление оставщихся.Непропорциональное расположение кредитных инструментов относительно географического размещения населения страны.В РФ существует только один банк с большой филиальной сетью СБ РФ. Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль-туры, обогащения наиболее активной части населения. Мало-обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит. Шведская модель отличается сильной социальной на-правленностью, ориентированной на сокращение имущест-венного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство. Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики. Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 — начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики — это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

2. Новые тенденции в гос.регулировании инновационной деятельности

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности — органи­зационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое..Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освое­нию и распространению инноваций: - развитие рыночных отношений; - проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предло­жения на рынке инноваций; - создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъ­ектами; - обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере; - расширение спроса на инновации;Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности: - государственная поддержка инновационных проектов, включенных в региональные инноваци­онные программы; - содействие развитию инновационной инфраструктуры; - содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; - моральное стимулирование инновационной деятельности; - информационная поддержка инновационной. Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: - проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятель­ности; - направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования; - выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для частных инвесто­ров; Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности: - установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности; - гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности. Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной дея­тельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров. Функции государственных органов в сфере инноваций состоят в следующем:- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;- координация инновационной деятельности;- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рис­ков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;- кадровое обеспечение инновационной деятельности; - формирование научно-инновационной инфраструктуры;- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сек­тора;- обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;- повышение общественного статуса инновационной деятельности;- региональное регулирование инновационных процессов;- урегулирование международных аспектов инновационных процессов. Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:а)содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства; б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада; в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности; г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства Ответственность государства перед бизнесом- это создание условий для того, чтобы бизнес мог нормально развиваться и выполнять свои обяз-ва пред обществом ч/з благоприятный инвестиционный климат в стране, адекватную налоговую систему, к-рая не должна меняться в течение продолжительного времени. Задачи системной организ-ции, возникающих перед производственным пред-ем, к-рые в той или иной степени требуют осущ-ть инновационную деят-ть.Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования инновационного развитияМеры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования. В мировой практике используются четыре группы косвенных методов: налоговые льготы; льготное кредитование; отсрочка налогообложения; финансовая поддержка процессов лицензирования государственных научно-исследовательских организаций и вузов. К прямым методам стимулирования инновационной деятельности относят мероприятия, стимулирующие кооперацию университетов с промышленностью, промышленных корпораций в области НИОКР К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:1. государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства; 2. создание государственных налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч. лизинговых) льгот инноваторам; 3. включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы; 4. государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методичками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения; 5. государственное обеспечение инновационной деятельности информацией; 6. проведение государственной протекционисткой политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов; 7. оказание государственной помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг); 8. государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники; 9. осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации; 10. создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности; 11. осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов. Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим “Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
3.История иностранных инвестиций в России

В 1834 г. рус. правительству был предложен инвестиц. проект по строительству сети ж/д на ср-ва от ИИ на сумму 1,5 млрд. зол. руб. Основными инвесторами были банкиры Лондона, Парижа, Берлина. Ж/д строительство в царской России инициировало ценную реакцию во всей эк-ке страны т.к. невозможно построить и эксплуатировать широкую сеть ж/д не имея отеч. промышленности. Т.о. ИИ создали в царской России огромную покупательную силу (ускоренный рост покупательного спроса). Рос-им промышленникам стали поступать гос. заказы на рельсы, шпалы, вагоны. Появились свои требования у сотни тысяч рабочих различных профессий связ. со строительством, обслуживанием, снабжением ж/д. Роль ж/д строит-ва не сводилась к единовременному импульсу. ИИ подпитывали отеч. промыш., стимулировали ее развитие, создавали высокую конъюнктуру в эк-ке царской России, помогали преодолевать временные экон. спады. Рос. ж/д продвигались на юг и восток страны, создали единый внутр. рынок в царской России вовлекая в капиталистический оборот землю, лес и полез. ископаемые. Россия вошла на мировой рынок, к-ый дал мощный импульс зернового хоз-ва страны. Если в 1861-1865 зерновых экспортировалось в среднем по 80 млн. пудов в год, то в 1900-1905 824 млн. пудов зерна. Кроме того важным условием промыш. развития на ср-ва от ИИ стало появление кредита в царской России. Начал складываться рынок капитала в 1913 г. из 19 крупнейших банков России: 11 были основаны на ИИ. Капитал всех 19 банков в 1913 г.=4мдрд. зол. руб. из них более 3 млрд. приходилось на долю иностр. банков. Подготовив в России для себя удобную почву ИИ стали направляться в промышленность. В тяжелую индустрию, на горную, горнозаводскую, металлообрабатывающую отрасли. Германия сделала крупные инвестиции в энерготехническую отрасль, хим, энергетич. В нефтяной промышленности также происходил стремительный рост производства, за к-ым стоит большая работа ИИ. Особенно следует отметить значение ИИ для Сибири и Дальнего Востока. В Сибирь ИИ отправлялись для разработки залежей полез. ископ., нефть, золото. Рост золотодобычи представил для царской России высокий особый интерес с т.з. накопления валюты и поддержания золотого обеспечения рубля. Т.к. промыш. развитие царской России требовало резкого увеличения ден. массы. В 1898 принят закон о беспошлинном ввозе в Россию в течение 10 лет машин и оборудования для добычи золота. Основным стимулом внедрения ИИ явл. высокая прибыль, богатые природные ресурсы, отсутствие всякой конкуренции, дешевая раб. сила по сравнению с Америкой. Динамика иностраннго капитала:1856-1887г-71,7; 1888-1894г-62,9; 1895-1902г-253,2; 1903-1905г-9,5; 1906-1913г-168,6 млн зол руб.

БИЛЕТ 15

1.Эконм.сущность и виды инвест.инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и иной деятельности в целях получения прибыли . Инвестиции - это более широкое понятие, чем капитальные вложения. Инвестиции делить на портфельные и реальные. Портфельные (финансовые) инвестиции - вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. Реальные инвестиции - вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Реальные инвестиции - это средства, направляемые как в основной, так и оборотный капитал. Инвестиции выполняют функции:1) процесс простого и расширенного воспроизводства основных фондов;2)процесс обеспечения и восполнения оборотного капитала; 3)перелив капитала из одной сферы в другие;4) перераспределение капитала между собственниками путем приобретения акций и вложения средств в активы других предприятий. Инвестиции являются важнейшей экономической категорией, и они играют исключительно важную роль, как на макро-, так и на микро уровне, и в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, получения максимальной прибыли.Виды инвестиций:1.По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции. 2.По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции. 3.По формам собственности инвестора выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые гражданами.Государственные инвестиции - осуществляют центральные и местные органы власти. Иностранные инвестиции - это вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.Совместные инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.Валовые инвестиции — это объем всех собственных инвестиций в отчетном периоде. Чистые инвестиции меньше валовых инвес­тиций на сумму амортизационных отчислений В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы:1)увеличение занятости и сокращение безработицы; 2)технический прогресс и структурная перестройка экономики; 3)преодоление инфляции; 4)экономический рост; 5)расширение налоговой базы и бюджетное благополучие государства. По финансовому определению, инвестиции - это все виды ак­тивов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода;Экономическое определению инвестиций трактуется как расходы на создание, расширение или реконструкцию и техническое перевооружение основного и оборотного капитала. Реальными инвестициями принято называть долгосрочные капитальные вложения в создание и воспроизводство основных фондов, в прирост запасов товарно-материальных ценностей Финансовые инвестиции характеризуются вложениями средств в различные финансовые инструменты инвестирования, главным образом в ценные бумаги, с целью получения дохода.В отличие от прямых, при которых инвестор сам участвует в выборе объекта инвестиций и формы вложения средств, портфельные инвестиции обычно осуществляются через инвестиционные фонды или иных финансовых посредников. различают валовые и чистые инвестиции.Валовые инвестиции – общий объем капитала, инвестируемого в воспроизводство основных средств и нематериальных активов в определенном периоде. На уровне предприятия под этим термином часто понимают общий объем инвестированного капитала за период.Чистые инвестиции – объем капитала, инвестируемого в расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов. По периоду осуществления выделяют краткосрочные и долгосрочные инвестиции.Краткосрочные – вложения капитала на период до одного года. Основу краткосрочных инвестиций предприятия составляют его краткосрочные финансовые вложения.Долгосрочные инвестиции – вложения капитала на период более одного года. Основной формой долгосрочных инвестиций предприятия являются его капитальные вложения в воспроизводство основных средств.

2. Теории денег Теории возникновения денег отвечают на вопросы «Как возникли деньги?», а теории денег – «Что есть такое деньги?». Металлистическая теория– суть ее в том, что истинными деньгами являются только действительные деньги из драг.металлов, богатство государства состоит в богатстве драг.металлов, поэтому ведущей сферой гос-ва является внешняя торговля, т.к. благодаря ей растет их запас, эта теория многократно видоизменялась, но действительные деньги в наст.время почти ушли из обращения., но золото и серебро по-прежнему сохраняют свою привлекательность. Номиналистическая утверждает, что деньги представляют собой всего лишь условные знаки стоимости, а по сути искусственную соц.условность, деньги рассм-ся как инструмент, не имеющий самост.роли, этот момент – недостаток данной теории. Количественная– основным параметром денежного обращения, требующим постоянного контроля со стороны государства, является количество денег, т.е. денежная масса (совокупность покупательных и платежных средств в экономике). Кейнсианская сформирована в рамках кейнсианства (учении о необходимости гос.вмешательства в экономику), деньги рассматриваются как инструмент экономической политики гос-ва. Для расчета и анализа ден.массы используется набор денежных агрегатов от Мо до М4 включительно, каждый из них представляет собой условное обозначение определенного объема денежной массы, базовым агрегатом является Мо, все остальные образуются путем добавления определенного объема денежной массы. Обычно используют первые агрегаты(М0;М1). М1=М0+деньги наход.на банковских счетах.Самой известной попыткой свести ден.обращение к формулам и цифрам было уравнение Фишера(уравнение обмена, выведено в 1916 году) М*V=P*Q, где М-денежная масса, V – скорость обращения денег, т.е. кол-во раз, когда 1 ден.ед-ца участвует в течение года в актах купли-продажи; Р – совокупность товарных цен, Q – кол-во товара. Эта зависимость носит частный характер. Суть монетаризма отражена в правиле Фридмана: Самая разумная ден.политика гос-ва состоит в том, чтобы увеличить ден.массу в обращении не более высокими темпами, чем растет ее производительность (т.е. ВВП страны). На практике такое равенство почти недостижимо, т.к. природа роста цен и товарной массы различна, а именно товарная масса растет только при грамотной инвестиц.политике гос-ва, а вот ден.масса требует принятия обратных мер, препятствующих ее росту.

М. Фридман «Монетарная теория».М. Фридман отмечает «важность двух, по сути своей эмпирических выводов монетарной теории на долгосрочных временных интервалах:1. Номинальное количество денег определяется, в первую очередь, их предложением.2. Реальное количество денег, или количество денег в реальном выражении, определяется прежде всего спросом на деньги — фундаментальной зависимостью между спросом на реальное количество денег и другими переменными экономической системы».Во-первых, такая постановка вопроса не учитывает действие механизма денежного мультипликатора. Но именно этот механизм позволяет экономической системе в определенных рамках отвечать на рост спроса на деньги. Иными словами, предложение денег не полностью экзогенно. Во-вторых, как мы уже отмечали, хозяйствующие субъекты не в состоянии руководствоваться изменениями в реальном количестве денег. В-третьих, введение понятий «реальное», «номинальное» в данном случае не проясняет действие механизма взаимного уравновешивания спроса и предложения. Эти противоречия снимаются, если ставить вопрос по-иному и говорить: 1) о денежной массе, необходимой для обращения и 2) о фактической денежной массе.

3. Результаты инновационной деятельности: интеллектуальная собственность в инновационном процессе.

Интеллектуальная собственность-означает закрепленные законом временное исключительное право на результат интеллектуальной деят-ти или средства индивидуализации. Законодательство, к-рое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деят-ти, к-рые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых. Сущ-ет «закон об интеллектуальной соб-ти» Ноу-хау-незапатентованные технологии оригинальные решения в области проектирования произ-ва маркетинга, управление к-рых не подлежит разглашению. Ноу-хау относится к конфиденциаль инфе. ГК РФ в отдельной статье опред право обладат конфиденциальной инфой. Передача ной-хау происходит на основе заключ договора). Международная классификация-иерархическая система классиф-ции к-рая явл-ся средством для классификации патентных док-тов (патенты на изобретения, включая опубликованные патентные заявки, авторские свидетельства, полезные модели и свидетельства о полезности) единообразной в международном масштабе. Представляет собой инструмент для патентных ведомств и других потребителей, осущ-щих поиск патентных док-в. Имеет свои законы построения и особенности, свой уровень совершенства, свои преимущества и недостатки. Промышленный образец-это художественно-конструкторское решение изделия промыш-го, определяющее его внешний вид (дизайн изделий). Патент на промыш-ный образец предоставляет правовую охрану на дизайн изделия в виде фотоизображений или компьютерной графики, дизайн-проектов и др. Получить патент на промыш-ный образец – значит закрепить за собой монополию на конкретный дизайн продукта. Право на патентование промыш-го образца первоначально принадлежит автору промыш-го образца. Патент на промыш-ный образец удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право. Охрана промыш-го образца предоставляется в объеме, определяемом содержащимся в патенте перечнем сущ-ных признаков, к-рые нашли свое отражение на изображениях продукта (изделия). Правовая охрана промыш-ных образцов м/б прекращена досрочно любым лицом в том случае, если патент на промыш-ный образец был выдан с нарушением критериев патентоспособности. Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использ-ем произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деят-ти, сущ-щий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения явл-ся предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Патентное право-система правовых норм, к-рыми определяется порядок охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Группа объектов интеллектуальной собственности, права на к-рые можно объединить в один правовой институт охраны маркетин-вых обозначений. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара. Развитием и защитой интеллектуальной собственности во всем мире занимается Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), основанная в 1967 году, и с 1974 года явл-ся специализированным учреждением ООН по вопросам творчества и интеллектуальной собственности. ВОИС оказывает содействие подписанию новых международных соглашений и модернизации нац-ных законод-в, способ-ет администр-му сотрудничеству м/у странами, предоставляет техническую помощь развивающимся странам и удерживает службы, к-рые облегчают международную защиту изобретений, знаков и промыш-ых образцов. Виды лицензионных соглашений: разные лицензионные соглашения и франшиза закл-ся в том, что компания разрешает своему контрагенту использовать своё известное фирменное наименование при условии, что он будет сбывать под этим наименованием прод-цию этой компании, получая от фирмы всю необходимую помощь. Франшиза - система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Р-к интелек-ной соб-ти Можно выделить 2 вида результатов инновац-ной деят-ти: эффекты и объекты интеллект собственности. Виды эф-тов: - экономический, выражен в динамике показателей эф-ти; - научн- тех. связан с показат-лем качества; - социаль, предполагает что измеряет то что происходит в кол-ве; ресурсный, выражен в сокращении расходов на произв; финансовый; экологический. Виды объектов: -патенты на полезные модели, промыш образцы и изобрет (товары для рыночн использ, образец оригин решен внешн товара),- свидетельства (закон о товарном знаке, явл средством индивид немат актив; ноу-хау представляет собой незапатентованные технологии, оригинальные решения в области проектиров, произв, маркетинга, управ , котор не подлежат разглашен. Система патентования в России определяет субъект патентного права, как физ или юр лицо, к-рое осущ-ет патентное право. К субъектам патентного права относятся: госорганы; авторы; патентообладатели; патентные поверенные, юр лица; лицензиаты (владельцы лицензий на патенты). Охрана интелек-ной соб-ти компьют-ных программ она защищается свительством и знаком С в круге. В зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, охрана производится следующим образом: Товарные знаки регистрируются в Роспатенте (ФИПС) с выдачей свидетельства о регистрации, действие к-рого необходимо продлевать каждые 10 лет. Международная регистрация товарного знака возможна двумя способами: путем обращения в Патентное ведомство страны, где можно зарегистрировать товарный знак; или путем подачи заявки во Всемирную организацию по интеллектуальной собственности (ВОИС). Изобретения, полезные модели, промышленные образцы патентуются в Роспатенте на срок 20 лет. Для патентования за рубежом возможно несколько вариантов. На программы для ЭВМ и базы данных в Роспатенте выдается свидетельство. Авторское право на программный продукт действует в течении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Авторское право по Закону об авторском праве и смежных правах не нуждается в регистрации, но его можно зарегистрировать, например, в Российском авторском обществе.

Наши рекомендации