Факторы внешней среды и степень их воздействия на деятельность предприятия
Каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Как и любая другая организация, «Альянс Полис» имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции.
Внешняя среда — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.
Компоненты прямого воздействия, влияющие на деятельность страховой компании:
1. Клиенты компании
2. Поставщики, предоставляющие компанию оргтехнику, канцелярские товары и т.д.
3. Конкуренты компании (страховые продукты аналогичного ряда и страховые продукты заменители, т.е. услуги конкурентов)
Анализ потребителей – покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Профиль потребителя страховых услуг:
1. Географическое местоположение, сюда относятся: клиенты компании, являющиеся не только гражданами Республики Казахстан, занимающиеся страхование автомобилей и жизни, но и резиденты.
2. Демографические характеристики:
· Возраст: от 18 лет и старше;
· Образование клиента: особое значение не имеет;
· Услуги предназначены как для юридических, так и физических лиц.
3. Отношения покупателя к продукту: большая часть клиентов компании страхуют автомобили, а также оформляют медицинское страхование (очень часто компании страхуют своих сотрудников и членов их семьи).
Таким образом, клиенты страховой компании оказывает высокое влияние на деятельность организации.
Анализ поставщиков - деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг. Для компании «Альянс Полис» необходимо в первую очередь поставка канцелярских товаров (бумаги, так как в организации часто распечатывают приказы, распоряжение и т.д.), а также программное обеспечение. Данный компонент оказывает среднее влияние на деятельность организации.
Наиболее важным значением для компании является анализ конкурентов (Рисунок 1). Это необходимо, для того, чтобы построить свою стратегию выживания на рынке страхования, реально оценить свои возможности и перспективы на будущее, а также слабые стороны и угрозы.
Страховые компании, конкуренты Акционерного Общества «Страховая Компания «Альянс Полис» |
Лондон - Алматы |
Казинстрах |
Коммеск Омир |
Казкоммерц Полис |
Сентрас Иншуранс |
БТА Страхование |
НСК |
Рисунок 1. Конкуренты АО «СК «Альянс Полис»
Как видно из рисунка 1, у «Альянс Полис» существуют 7 конкурентов, представляющие на рынке страхования аналогичные товары.
Основная конкуренция существует в:
1. Виды услуг страхования
2. Условия страхования
3. Сервис обслуживания
На деятельность «Альянс Полис» оказывает сильное влияние услуги компаний – конкурентов. Для того чтобы не только существовать на рынке страхования, но и занимать лидирующие позиции, необходимо разрабатывать не только новые виды страхования, а совершенствовать условия уже имеющихся услуг и т.д.
Также можно провести анализ по среде косвенного воздействия, включающая такие факторы, как политические, экономические, социальная и культурная среда общества и технологическое развитие (Таблица 2).
Таблица 2
Среда косвенного воздействия
Компоненты | Важность для отрасли, А | Влияние на организацию, В | Направленность влияния, С |
1. политические факторы: | |||
а) законодательная база | -1 | ||
б) налоговая база | ±1 | ||
2. экономические факторы | |||
а) темпы развития экономики страны | +1 | ||
б) темпы инфляции | ±1 | ||
в)наличие экономического кризиса | ±1 | ||
г) инвестиции | +1 | ||
д)спрос на страховые услуги | +1 | ||
3. социальная и культурная среда общества | |||
а)удовлетворенность качеством жизни | ±1 | ||
б) ценности и приоритеты | +1 | ||
в) демографическая структура общества | +1 | ||
г) готовность социума воспользоваться услугой страховой компании | +1 | ||
д) социальный статус в обществе | +1 | ||
е) степень осведомленности об оказываемых услугах | ±1 | ||
4. технологическое развитие | |||
а) уровень научного прогресса в стране | ±1 | ||
б) передовые методики обслуживания и сервиса | ±1 | ||
в) инновации | ±1 |
Данные полученные в таблицы 2, оцениваются по каждому из факторов:
• важности для отрасли по шкале:
® 3 — большая
® 2 — умеренная
® 1 — слабая
• влияния на организацию по шкале:
® 3 — сильное
® 2 — умеренное
® 1 — слабое
® 0 — отсутствие влияния
• направленности влияния по шкале:
® +1 — позитивная
® -1 — негативная
Политические факторы. Законодательная и налоговая база оказывают самое большее влияние на организацию, так как компания занимается страхованием и непосредственно должна указывать все пункты в соответствии с законами Республики Казахстан.
Экономические факторы. При наличии таких факторов, как темпы развития экономики страны, темпы инфляции, наличие экономического кризиса, инвестиции и спрос на услуги оказывают высокое влияние, как на саму отрасль, так и на организацию. К примеру, наличие экономического кризиса могут сказаться как позитивно, так и негативно на деятельность компании. Последствием может быть как банкротство компании, так и выход на более высокие, лидирующие позиции.
Социальная и культурная среда общества. В целом, на организацию данный компонент оказывает среднее влияние, наиболее значимость имеют ценности и приоритеты граждан в стране, а именно их знание.
Технологическое развитие, также имеет среднее значение, потому что в будущем, компания могла быть внедрить электронный сервис обслуживания.