Финансовая инфраструктура государственной экономики.

Методология развития эффективной финансовой системы и оптимальной ее инфраструктуры базируется на теоретических подходах к финансам как комплексной категории, которая рассматривается в политэкономическом, материальном, управленческом, институциональном и правовом аспектах.

Политэкономический аспект (с точки зрения экономической теории) является основополагающим в исследовании финансов, экономических явлений, а также в определении оптимальной финансовой инфраструктуры и функций ее составляющих. Политэкономический подход заключается в рассмотрении финансов как одной из экономических категорий, отражающей определенные общественные отношения, которые имеют целевое назначение и выполняют соответствующие функции. Такой аспект является доминирующим в научных исследованиях ключевых принципов функционирования финансов, поскольку формирует не только теоретические основы для их практического использования, но и дает возможность сформировать объективное понимание сложных финансовых процессов в обществе. Следует подчеркнуть, что общественная практика шире научных взглядов, которые не могут предсказать заранее все возможные ситуации и проблемы. С другой стороны, и наука не всегда идет в ногу с практикой, в определенных случаях слишком абстрагируясь от нее. Следует обратить внимание, что диалектика соотношения между финансовой наукой и практикой обусловила использование двух методов исследования финансов - нормативного и позитивного, что имеет большое значение в процессе формирования и совершенствования финансовой инфраструктуры.

Нормативный метод заключается в исследовании общих основ функционирования финансов в целом и отдельных финансовых явлений и основывается на выделении финансовых категорий как научных абстракций. Результатом такого исследования является определение сущностных характеристик той или иной категории, ее функций, основ и принципов функционирования. Иными словами, это определение некоторого идеала, к которому должна стремиться общественная практика.

Позитивный метод основывается на общественной практике, он опирается на финансовую конкретику, то есть характеризует явление таким, каким оно является в реальной жизни. Главным результатом данного подхода является обобщение закономерностей развития и функционирования отдельных явлений.

Стоит отметить, что в реальной жизни указанные методы являются взаимосвязанными и взаимодополняющими. Именно на основе их комплексного использования формируется полноценная и реалистичная научная доктрина, которая полагается в основу выработки и реализации финансовой политики.

Материальный аспект определения финансов как экономической категории связан с установлением количественных параметров финансовых отношений, которые отражаются в денежных потоках. В упрощенных определениях финансов их часто характеризуют как деньги, денежные средства, фонды денежных средств, или более точно, как доходы и расходы (расходы). Материальный аспект имеет ключевое значение для финансовой практики, поскольку любого субъекта в финансах интересуют потенциальные возможности, которые определяются объемом имеющихся ресурсов и возможностями их привлечения. Однако при этом не могут вне их внимания оставаться вопросы конкретных механизмов их формирования, размещения и использования, ведь доходы и расходы являются конечным результатом финансовых отношений. С учетом таких зависимостей наука должна разработать основы формирования дееспособных механизмов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Управленческий аспект характеризует основы управления финансами, как в контексте учета всех их глубинных сущностных характеристик, так и задач практической деятельности, которые определяются потребностями в ресурсах и их рациональном размещении и использовании.

Стоит обратить внимание, что в отдельных определениях финансов они характеризуются как наука об управлении денежными средствами или процессами формирования и использования фондов денежных средств. Значительной проблемой является ограниченность финансовых ресурсов, которая имеет абсолютное и относительное измерение. Абсолютная ограниченность обуславливается общей ограниченностью всех ресурсов, в том числе и финансовых. Так, в каждой стране ее финансовые возможности определяются объемом ВВП на душу населения. Относительная ограниченность заключается в том, что средств не хватает всем, поскольку потребности каждого субъекта практически всегда опережают его финансовые возможности.

С позиции развития эффективной и оптимальной финансовой инфраструктуры, важен институциональный аспект, который освещает финансы с позиции функционирования общественных институтов и учреждений. Институциональный аспект также очень важным для проблематики финансовой системы, формирование которой основывается на необходимости обеспечения институционализации, то есть обеспечения функционирования экономики и финансов на основе соблюдения всех установленных правил.

Правовая сторона финансов заключается в их характеристике как совокупности формальных общественных институтов, которые с позиции юриспруденции отражаются в финансовом праве, формируют основу для осуществления практической финансовой деятельности. Следует подчеркнуть, что в условиях глобализации мировой экономики происходит процесс постепенной унификации финансового права (сближение положений национального налогового законодательства отдельных стран) и формирования его наднационального уровня - международного финансового права.

Сущность финансов, исходя из их политэкономического (содержательного) наполнения состоит в том, что финансы как объективная экономическая категория при условии принятия законодательных и нормативных актов приобретают материальное выражение в движении распределенной стоимости как с помощью конкретных видов доходов, поступлений, накоплений, отчислений, расходов, затрат и т.д., так и с помощью движения финансовых ресурсов в общем.

По содержанию финансы отражают конечную цель распределительных и перераспределительных процессов - формирование и использование фондов денежных средств, которые являются материальным содержанием финансов, а формами финансов является «доходы, поступления, отчисления, расходы, расходы, то есть элементы, которые характеризуют движение фондов денежных средств.

Учитывая, что финансы являются важной институциональной составляющей экономической инфраструктуры общества, а их признаки (денежная форма, распределительный и перераспределительный статус) присущи всем сферам и звеньям хозяйственного процесса, финансы отождествляются с денежными потоками, опосредующими движение валового внутреннего продукта на всех стадиях воспроизводственного процесса: производства, распределения, обмена и потребления.

В такой трактовке финансов присутствует и политэкономический и материальный аспекты их функционирования, есть определенные ссылки на правовое и институциональное регламентирование финансовых отношений и на их инфраструктурное назначение.

Анализ финансов через призму их инфраструктурного назначения является очень важным. Финансовая инфраструктура как целостное системное явление, позволяет по новому оценить роль и место финансов в экономике и общественном развитии.

Понятие «финансовая инфраструктура» позволяет более основательно исследовать специфический - обеспечительный срез финансов как общественного явления. Такие родственные ему понятия как «финансовая система», «финансовый сектор», «финансовый рынок» или «рынок финансовых услуг» не дают возможности полноценно охватить все аспекты этой стороны функционирования финансов.

При исследовании финансовой инфраструктуры необходимо рассматривать не отдельные инфраструктурные элементы финансов (например, инфраструктуру рынка ценных бумаг), а финансовую инфраструктуру как целостное явление. Главное общественно-экономическое назначение финансов заключается прежде всего в создании, совместно с другими составляющими экономической инфраструктуры, надлежащих предпосылок для воспроизводственного процесса, который является основой жизнедеятельности общества. Реализация этого инфраструктурного назначения финансов, в свою очередь, происходит через соответствующие финансовые институты и институты, которые опосредуют движение денежных потоков, направляют финансовые ресурсы на обеспечение индивидуальных и общественных потребностей.

Исследование проблематики финансовой инфраструктуры основывается на определении характера взаимосвязей и взаимозависимостей между экономикой и финансами. Своеобразной аксиомой является тот факт, что финансы предназначены для обслуживания потребностей экономики, а не наоборот - экономика для финансов. При этом в условиях рыночных отношений финансы относительно экономики играют доминирующую обеспечительную роль.

На уровне субъектов хозяйствования, по сути, происходит процесс трансформации вовлеченных в процесс производства финансовых ресурсов в соответствующие товары и услуги. Через финансы домохозяйств опосредуются процессы потребления, обеспечивая простое воспроизводство и формирование сбережений, которые являются основой инвестиций, а следовательно, расширенного воспроизводства. Публичные финансы с помощью системы государственных закупок и общественных услуг, по сути, обеспечивают те же цели, опосредуя перераспределительные процессы. Международные финансы являются основой свободного движение товаров и капиталов, способствуя развитию мировой экономики. Финансовый рынок обеспечивает процессы концентрации, распределения и перераспределения финансовых ресурсов опосредующих трансформацию сбережений домохозяйств и предприятий в инвестиции. Реализация обеспечительного назначения финансов происходит через соответствующую инфраструктуру, в основе формирования которой находится финансовая система.

Определение основ формирования финансовой системы, производной от которой является финансовая инфраструктура, требует, прежде всего, выявление соотношения между такими понятиями как состав финансов и финансовая система.

Состав финансов является объективным явлением, не зависит от особенностей той или иной страны и специфики экономической и финансовой политики, осуществляемой определенной государством. При определении составляющих финансов не требуется ни законодательное, ни какое-то другое регламентирование, поскольку за основу их выделения принимают, по сути, аксиоматический признак - субъектов финансовых отношений. На национальном уровне это граждане, предприятия и государство, а на наднациональном - международные организации и институты. Соответственно, финансы включают четыре составляющие: финансы домохозяйств, финансы субъектов хозяйствования, государственные финансы и международные финансы. Каждая из этих составляющих финансов обеспечивает специфические потребности указанных субъектов, которые существенно различаются. В каждой из них созданы свои специализированные институты, процедуры, стандарты и цели, характеризующие особенности их организации и функционирования, которые имеют значительные отличия.

Если составляющие финансов по своей сути являются объективным явлением, своеобразными научными абстракциями, то финансовая система, как и любая другая система, представляет собой совокупность определенным образом организованных (государством, международными соглашениями и договорами между отдельными субъектами) и взаимодействующих элементов. Собственно через финансовую систему происходит реализация общественного назначения и функций финансов.

Финансовая система является отражением конкретных форм организации финансовой деятельности отдельных субъектов и ее принято рассматривать по двум признакам - сущностному и организационному.

По сущностному признаку финансовая система представляет собой совокупность различных форм и методов финансовых отношений в обществе на разных уровнях экономической системы и включает: финансы субъектов хозяйствования; государственные финансы; финансовый рынок; страхование международные финансы.

По организационному признаку финансовая система рассматривается как совокупность финансовых органов и финансовых институтов, обеспечивающих организацию и осуществление финансовой деятельности различных субъектов.

Таким образом, состав финансовой инфраструктуры можно рассматривать в двух срезах - организационном и инструментальном. Первый характеризует состав субъектов, а второй набор средств, используемых ими.

Организационная финансовая инфраструктура представляет собой совокупность соответствующих организационных структур, обеспечивающих функционирование финансов как в отдельных сегментах финансовой системы, так и вне ее. В свою очередь она включает три составляющие: управленческую, институциональную и обслуживающую.

Управленческая финансовая инфраструктура представлена совокупностью финансовых органов, на которые возложены функции оперативного управления в сфере государственных финансов и регулятивной деятельности относительно институтов финансового, страхового рынков и рынка финансовых услуг, а также финансовыми службами отраслевых министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений.

Институциональная финансовая инфраструктура - это совокупность финансовых институтов, функционирующих на финансовом рынке и рынке финансовых услуг, выполняя функции по мобилизации, перемещению и вложению ресурсов.

Обслуживающая финансовая инфраструктура включает тех субъектов, которые выполняют функции организационных посредников на финансовом рынке (биржи, брокерские и дилерские конторы и т.п.) и вспомогательные функции на рынке ценных бумаг (регистраторы, депозитарии клиринговые центры и др.), а также тех, которые, не будучи финансовыми по содержанию своей деятельности, предоставляют услуги различным субъектам в сфере финансовой деятельности (аудиторские и консалтинговые фирмы, информационные, рейтинговые и аналитические агентства, риэлтерские конторы, бюро кредитных историй и т.п.).

Финансовая инфраструктура является достаточно сложной и разветвленной совокупностью различных учреждений и институтов, структура и взаимосвязь которой с финансовой системой и секторами экономики в Донецкой Народной Республике представлена в табл. 1.1.

Исследование инфраструктурного аспекта финансов позволяет в конкретном направлении оценить финансовые явления, в том числе использование новейших финансовых инструментов и технологий. Исходя из инфраструктурного назначения финансов, существуют все основания утверждать, что любая финансовая операция, так или иначе, в данный момент или в отдаленной перспективе должна быть связана с общественным воспроизводством. Однако на практике в условиях разветвленного и всесторонне развитого финансового рынка постепенно сформировались отношения, при которых финансовые ресурсы начинают вращаться внутри самого рынка, а не направляться в экономику. Стоит обратить внимание, что сформировалась так называемая «финансовая экономика», в которой доходы отдельных субъектов формируются внутри рынка.

Финансовый сектор из обслуживающей инфраструктурной составляющей экономики превращается в какой-то мере самодостаточную систему, которая приобретает значительное развитие. В то же время полученные таким образом доходы имеют не продуктивный, а спекулятивный характер, то есть, по сути, являются фиктивными.

Анализируя проблемы мирового финансового кризиса, эксперты, ученые, лидеры ведущих развитых стран неоднократно акцентировали внимание на гипертрофированной роли финансового сектора и недостатках в его регулировании. Один из выдающихся ученых-экономистов, лауреат Нобелевской премии по экономике Дж. Стиглиц, проведя комплексное исследование зарождения, нарастания и последствий мирового финансового кризиса, делает вывод, что ничего непредвиденного не случилось. В конечном итоге проблемы вытекают из желания заработать как можно больше. Вопрос только в том - какими путями и способами это будет сделано.

Таблица 1.1

Составляющие финансовой инфраструктуры и ее взаимосвязь с финансовой системой и секторами экономики Донецкой Народной Республики

Финансы субъектов хозяйствования Государствен-ные финансы Страхование Финансовый рынок  
Кредитный рынок Рынок ценных бумаг  
Сфера рынка финансовых услуг  
Организационная финансовая инфраструктура
Управленческая финансовая инфраструктура Институциональная финансовая инфраструктура (финансовые институты) Обслуживающая финансовая инфраструктура
Финансовые службы предприятий различных форм собственности и управленческих структур - Министерство финансов ДНР - Министерство доходов и сборов ДНР - Департамент бюджетной политики - Департамент казначейства - Департамент контроля и управленческой отчетности - Департамент финансового и бюджетного контроля - Счетная палата ДНР - Пенсионный фонд ДНР - Дирекции фондов социального страхования ДНР - Отдел финансов и контроля Министерства экономического развития ДНР - Государствен-ный резервный фонд ДНР - Страховые компании - Негосудар-ственные пенсионные фонды - Централь-ный Респуб-ликанский Банк - Банки второго уровня - Небанков-ские кредитные учреждения - Финансо-вые компании - Лизинговые компании - Факторин-говые компании - Институты совместного инвестиро-вания - Компании по управлению активами Организацион-ные посредники Услуги по финансовой деятельности
- Фондовые биржи - Валютные биржи - Торгово-информацион-ные системы - Торговцы ценными бумагами - Регистраторы - Депозитарии - Брокеры - Аудиторские фирмы - Информацион-ные агентства - Рейтинговые агентства - Оценщики имущества - Консалтинго-вые фирмы - Аналитические компании - Бюро кредитных историй - Коллекторские компании
НЕФИНАНСО-ВЫЙ СЕКТОР ФИСКАЛЬ-НЫЙ СЕКТОР ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР Агенты по финансовому обслуживанию

По мнению Дж. Стиглица «... если банк неверно оценивает риски по кредитам, которые выдаются, если бездумно спекулирует, если вкладывает слишком много денег в рисковые проекты, которые заканчиваются неудачно, то такой банк не в состоянии гарантировать вкладчикам сохранность их средств. И наоборот, если банк хорошо делает свое дело, то он предоставляет деньги для создания нового и развития уже действующего бизнеса, приводит к росту экономики и созданию новых рабочих мест, что, в свою очередь, обеспечивает получение таким банком высокой доходности, достаточной для выплаты процентов по депозитам и получения прибыли, сопоставимой с тем, которую получают конкуренты».

Таким образом, выдающийся ученый акцентирует внимание на продуктивности деятельности банка при его участие в кредитовании экономики, то есть на выполнении банками их миссии как главной составляющей финансовой инфраструктуры общества.

Банковская система в США и во многих других странах перестала фокусироваться на кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса, который в любой экономике является основой для создания новых рабочих мест. Вместо этого банки сделали ставку на поддержку секьюритизации, особенно на ипотечном рынке. Объемы финансовой экономики в последние десятилетия чрезмерно выросли, вследствие чего периодичность кризисов нарастает. В глобализированной экономике стремительно накапливаются финансовые дисбалансы, связанные со спекулятивным движением капитала, увеличением государственного и корпоративного долга, внедрением новых финансовых технологий, которые приводят к появлению «финансовых пузырей» и другие.

Неустойчивость мировой экономики и углубление кризисных явлений обусловили внедрение в странах ЕС новой системы регулирования финансового сектора после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов.

Изменения в институциональной структуре и механизмах регулирования финансового сектора, происходящие в большинстве стран мира заключаются в:

- усилении независимости регуляторных органов финансовой инфраструктуры на основе закрепления за ними прав и обязанностей в части отслеживания факторов финансовой нестабильности и разработке мероприятий по их предупреждению и нивелированию;

- расширении надзорных функций и полномочий центральных банков. Во многих европейских странах на центральные банки возложена ответственность за обеспечение финансовой стабильности;

- концентрации деятельности надзорных и контрольных органов, а также повышении уровня интеграции их деятельности (почти 80% таких органов осуществляют анализ и практическое решение проблем по финансовой стабильности).

Стоит обратить внимание на то, что в развитых странах мира меняется структура надзорных органов, усиливается взаимосвязь всех составляющих финансового сектора (финансовых институтов, регуляторных, надзорных органов; финансового рынка; фондового рынка); образуются финансовые конгломераты, объединяющие различные рынки финансовых услуг; усиливается координация усилий и ответственность надзорных органов в условиях интеграции международных финансовых рынков.

Указанные тенденции имеют прямое отношение к формированию управленческой и институциональной финансовой инфраструктуры и требуют постоянного ее совершенствования в связи с новыми вызовами. В частности, в развитых странах мира происходит унификация подходов к регулированию и надзору за отдельными сегментами финансового сектора; усиливается ответственность и подотчетность органов регулирования парламентам и правительствам стран; осуществляется надзор за крупными финансовыми группами (конгломератами), разрабатываются комплексные антикризисные мероприятия и программы реструктуризации финансового сектора в кризисных условиях.

В Донецкой Народной Республике тоже осуществляются определенные шаги в части совершенствования финансовой системы и ее инфраструктуры. В частности, комплексные подходы по надзору за развитием и функционированием финансового сектора предлагаются рабочими группами, которые создаются при республиканских органах исполнительной власти. В рамках консультаций предлагаются варианты регулирования и надзора за финансовым сектором, которые целесообразно учесть при модернизации финансовой инфраструктуры и детального определения функций ее составляющих.

Предлагается осуществлять дальнейшее развитие существующих регуляторов (Министерства финансов ДНР, Министерства доходов и сборов ДНР, Министерства экономического развития ДНР, Центрального Республиканского Банка) на основе усиления их независимости в условиях внедрения эффективной системы подотчетности перед Народным Советом Донецкой Народной Республики и Советом Министров Донецкой Народной Республики, а также путем обеспечения прозрачности в деятельности финансовых регуляторов и разработки общей стратегии их взаимодействия.

В качестве одного из сценариев, возможно создание отдельного макрорегулятора с возложением на него полномочий в части осуществления регулирования и надзора за банковскими, небанковскими финансовыми учреждениями, рынком ценных бумаг. Определение его государственным органом с особым статусом, который не будет принадлежать к системе центральных органов исполнительной власти ДНР.

Также, одним из вариантов модернизации финансовой инфраструктуры является создание макрорегулятора при Центральном Республиканском Банке и расширение функций Центрального Республиканского Банка как макрорегулятора всего финансового сектора.

В рамках четвертого варианта предлагается внедрить в финансовую систему Донецкой Народной Республики деятельность двух отдельных органов регулирования и надзора (ввести так называемую модель «twin peaks»), в частности Службы финансового надзора при Центральном Республиканском Банке и Регулятора финансового рынка, который является отдельной структурой в составе Министерства финансов ДНР и отвечает за определение механизмов регулирования и надзора за деятельностью всех финансовых институтов.

Анализ системы и процедур регулирования финансового сектора, которые внедрены в странах ЕС и их сравнение с практикой в Донецкой Народной Республике, можно сделать следующие выводы:

- в ЕС внедряется модель наднационального регулирования, которая призвана сглаживать системные шоки на основе усиления менеджмента рисков;

- модель сочетает меры микро- и макропруденциального надзора, предусматривающего усовершенствование институциональной и управленческой финансовой инфраструктуры и четкое разграничение функций их участников;

- Европейской системе финансового надзора предоставляются полномочия осуществлять ежедневный контроль за деятельностью финансовых учреждений;

- Европейскому центральному банку предоставляются функции наблюдателя за общим состоянием экономики, а не только по конкретным кредитными организациями и сегментами финансового рынка;

- все органы регулирования действуют в тесной координации и кооперации, обеспечивая бескризисное функционирование всей финансовой системы.

Таким образом, в странах ЕС происходят серьезные изменения в сфере регулирования финансовой системы и изменения полномочий ее субъектов в связи с углублением факторов финансовой нестабильности.

Анализируя институциональные изменения финансового сектора и механизмы его регулирования в развитых странах мира, можно сделать вывод, что в Донецкой Народной Республике в этом направлении работа только начата. В качестве основных задач определены: обмен информацией и своевременное выявление текущих и потенциальных внешних и внутренних угроз и системных рисков для обеспечения финансовой стабильности и минимизации их негативного влияния на финансовую систему государства; согласование предупредительных мер и мер быстрого реагирования (антикризисный менеджмент). Подтверждая наличие признаков неустойчивого финансового состояния, органами власти республики разрабатываются механизмы сотрудничества и координации действий по обеспечению финансовой стабильности государства.

В дальнейшем необходимо осуществлять работу по взаимодействию с международными финансовыми организациями по системным рискам (Банком международных расчетов, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским центральным банком, Международной ассоциацией страховщиков депозитов, Европейским форумом страховщиков депозитов, и соответствующими органами иностранных государств по вопросам, относящимся к их компетенции).

Следует отметить, что внедрение указанных мероприятий в рамках финансовой политики Донецкой Народной Республики предусматривает модернизацию действующей финансовой инфраструктуры в части изменения полномочий и функций ее участников и внедрение эффективных механизмов обеспечения финансовой стабильности. На сегодня такие задачи, без сомнения, можно отнести к ключевым. Но при этом за финансовой системой остаются ее традиционные основные задачи, которые заключаются в финансовом обеспечении ресурсами инновационного развития экономики республики. Особую актуальность имеет необходимость совершенствования системы формирования и использования финансового потенциала инвестиционной деятельности, необходимость не только обеспечения финансовой стабильности, но и утверждения на государственном уровне приоритетов инвестиционной политики в контексте модернизации экономики республики.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что создание в Донецкой Народной Республике эффективной организационной финансовой инфраструктуры предусматривает внедрение в деятельность регуляторов фискального и финансового секторов механизмов обеспечения финансовой стабильности, а также совершенствование системы финансового обеспечения инновационного развития экономики республики на основе максимальной мобилизации, консолидации и эффективного использования финансовых ресурсов . Указанная проблематика может стать объектом дальнейших научных исследований и определения направлений модернизации финансовой системы Донецкой Народной Республики и оптимизации ее инфраструктуры.

Наши рекомендации