Об утверждении формы бланка лицензии
НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[104]
В целях реализации Федеральных законов от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (СЗ РФ. 2001. №> 33 (ч. I). Ст. 3430) и от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3422; № 51. Ст. 4829; 2002, № 1 (ч. I). Ст. 2) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. №6. Ст. 583), приказываю:
Утвердить форму бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности согласно приложению к настоящему приказу.
Министр А. Л. Кудрин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2002 г. Регистрационный № 3410
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ БЛАНКА ЛИЦЕНЗИИ
НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[105]
В целях реализации Федеральных законов от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (СЗ РФ. 2001. №> 33 (ч. I). Ст. 3430) и от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3422; № 51. Ст. 4829; 2002, № 1 (ч. I). Ст. 2) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. №6. Ст. 583), приказываю:
Утвердить форму бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности согласно приложению к настоящему приказу.
Министр А. Л. Кудрин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2002 г. Регистрационный № 3410
'
Приложение 7 ПРИМЕРЫ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДЛЯ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Политика.
Персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения.
Процедуры.
• Назначить отдельное лицо или группу лиц для осуществления руководства и разрешения вопросов, связанных с соблюдением принципов честности, объективности, независимости и конфиденциальности:
а) определить обстоятельства, при которых было бы уместным документальное оформление принятых решений в отношении упомянутых выше вопросов;
б) требовать проведения консультаций с авторитетными источниками по мере необходимости.
• Доводить до сведения персонала всех уровней фирмы политику и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения:
а) информировать сотрудников о политике и процедурах аудиторской фирмы, а также о том, что они должны знать таковые;
б) придавать особое значение независимости мышления в учебных программах, а также в процессе надзора и проверки в ходе аудита;
в) своевременно информировать персонал о тех субъектах, но отношению к которым применяется политика независимости;
• составить и вести в целях соблюдения политики независимости список клиентов фирмы и других субъектов (аффилированных компаний клиента, материнских компаний, ассоциированных компаний и т. д.), по отношению к которым применяется политика независимости;
• предоставить данный список сотрудникам (включая новых сотрудников фирмы или ее подразделения) которым он будет необходим для определения ими своей независимости;
установить процедуры по уведомлению персонала об изменениях в списке.
• Следить за соблюдением политики и процедур фирмы в отношении принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения;
а) получать, обычно ежегодно, от персонала фирмы регулярные письменные заявления, подтверждающие, что:
• они ознакомлены с политикой и процедурами фирмы;
• запрещенные инвестиции не осуществляются и не осуществлялись в течение периода;
• не существует запрещенных отношений и не осуществлялись операции, запрещенные политикой фирмы;
б) возложить ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
в) возложить ответственность за получение письменных заявлений и анализ документации, подтверждающей выполнение принципа независимости, на предмет ее полноты на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
г) периодически анализировать взаимоотношения фирмы с клиентами с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости фирмы или создают видимость нанесения такого ущерба.
НАВЫКИ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Политика.
Персонал фирмы должен состоять из сотрудников, владеющих техническими стандартами и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с надлежащей добросовестностью.
Процедуры.
Наем на работу.
1. Проводить программу, разработанную для привлечения квалифицированного персонала путем планирования потребностей в персонале, определения целей найма на работу и установления квалификационных характеристик для лиц, занимающихся подбором кадров:
а) планировать потребности в персонале фирмы всех уровней, устанавливать количественные задачи найма, исходя из состава текущих клиентов, ожидаемого роста фирмы и ухода сотрудников;
б) разработать программу для достижения целей найма персонала, которая предусматривает:
• выявление источников потенциальных работников;
• методы установления контактов с потенциальными работниками;
• методы идентификации конкретных потенциальных работников;
• методы привлечения потенциальных работников и ознакомления их с деятельностью фирмы;
• методы оценки и отбора потенциальных работников целью направления им предложений о найме на работу;
в) информировать лиц, занимающихся вопросами найма, о потребностях в персонале и целях найма;
г) возложить на уполномоченных лиц ответственность за решение кадровых вопросов;
д) проводить мониторинг эффективности программы найма на работу:
• проводить периодическую оценку программы найма с целью определения того, соблюдаются ли политика и процедуры найма квалифицированных работников;
• периодически проверять результаты найма с целью определения того, достигаются ли цели найма; удовлетворяется ли потребность в персонале.
• Установить квалификационные требования и составить инструкции для оценки потенциальных работников всех профессиональных уровней:
а) определить качества, которыми должен обладать работник, такие как: интеллект, порядочность, честность, мотивация и профессиональные способности;
б) определить профессиональные достижения и опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников. Например:
• образование;
• личные достижения;
• опыт работы;
• личные интересы;
в) разработать инструкции по найму лиц в таких ситуациях, как:
• прием на работу лиц, состоящих в родственных отношениях с персоналом или клиентами фирмы;
• повторный прием на работу лиц, ранее работавших в фирме;
• прием на работу служащих клиента;
г) собрать биографические данные и документы, подтверждающие квалификацию лиц, принимаемых на работу, посредством следующего:
• резюме;
• заявление о приеме на работу;
• собеседование;
• сведения об образовании;
• личные отзывы о заявителе;
• рекомендательные письма от прежних работодателей;
д) определить квалификацию вновь принятых работников, в том числе нанятых не но обычным каналам найма (например, поступление на работу в компанию в качестве руководящего сотрудника среднего звена или в результате приобретения или слияния фирм), для того, чтобы оценить, отвечают ли они требованиям и стандартам фирмы.
• Ознакомить лиц, подавших заявления о приеме на работу, и вновь принятых работников с политикой и процедурами фирмы, имеющими к ним отношение;
а) использовать брошюры или другие способы распространения информации в целях информирования лиц, подавших заявление о приеме на работу, и вновь принятых работников;
б) составить и вести справочник, в котором излагаются политика и процедуры фирмы, для распространения среди персонала;
в) проводить ориентационную программу для вновь принятых работников.
Профессиональный рост.
• Подготовить руководство и требования по непрерывному профессиональному образованию и довести их до сведения персонала:
а) возложить ответственность за профессиональный рост сотрудников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;
б) обеспечить, чтобы разработанные фирмой программы проверялись квалифицированными специалистами. Программы должны включать изложение целей и требования к обучению и (или) опыту работы;
в) разработать ориентационную программу, касающуюся деятельности фирмы и данной профессии, для новых работников:
• подготовить информационные материалы и программы для недавно принятых работников, содержащие информацию об их профессиональных обязанностях и возможностях;
• назначить сотрудника, ответственного за проведение ориентационных конференций, где бы разъяснялись профессиональные обязанности и политика фирмы;
г) определить требования по непрерывному профессиональному обучению для персонала любого уровня, работающего в фирме:
• рассмотреть законодательные требования и требования профессиональных организаций, а также инструкций, не носящих обязательного характера, при установлении требований фирмы;
• поощрять участие персонала во внешних программах непрерывного профессионального обучения, включая курсы самостоятельного обучения;
• поощрять участие в профессиональных организациях. Рассмотреть вопрос о полной или частичной оплате фирмой членских взносов и расходов;
• поощрять привлечение персонала к работе в профессиональных комитетах, подготовке статей и участию в других профессиональных мероприятиях;
д) проводить мониторинг программ непрерывного профессионального обучения и вести соответствующие записи, как на уровне фирмы, так и на индивидуальной основе:
• периодически проверять записи об участии персонала, чтобы определить их соответствие требованиям фирмы;
• периодически проверять отчеты об оценке и другие записи, подготовленные в связи с программами непрерывного обучения с тем, чтобы определить, насколько эффективно выполняются программы и способствуют ли они осуществлению задач фирмы. Рассмотреть вопрос о необходимости подготовки новой программы, пересмотре или ликвидации неэффективных программ.
• Предоставлять работникам информацию о текущих новшествах и изменениях в профессиональных технических стандартах и материалах, в которых изложены техническая политика и процедуры фирмы, а также поощрять сотрудников к самостоятельному повышению квалификации:
а) обеспечивать персонал профессиональной литературой, относящейся к текущим новшествам в профессиональных технических стандартах:
• раздавать сотрудникам материалы, представляющие общий интерес, например, соответствующие международные и национальные нормативные материалы по вопросам бухгалтерского учета и аудита;
• раздавать нормативные материалы, касающиеся соответствующих положений и законодательных требований по таким конкретным вопросам, как ценные бумаги компании и налоговое законодательство, лицам, отвечающим за эти направления деятельности;
• раздавать сотрудникам справочники, содержащие информацию о политике и процедурах фирмы в отношении технических вопросов.
Справочники следует обновлять в соответствии с последними нововведениями и меняющимися условиями;
б) для учебных программ, предоставляемых фирмой, разработать или приобрести материалы курсов, а также отобрать и обучить преподавателей:
• сформулировать цели программы и требования к образованию и (или) опъггу работы для участия в учебных программах;
• обеспечить, чтобы преподаватели программ были квалифицированными с точки зрения как содержания программ обучения, так и методики преподавания;
• предоставить участникам учебных занятий возможность оценить содержание программы преподавателей;
• предоставить преподавателям возможность оценить содержание программы и уровень участников учебных занятий;
• по мере необходимости обновлять программы в свете последних достижений, меняющихся условий и отчетов об оценке;
• иметь библиотеку или другие информационные средства, содержащие необходимую профессиональную, нормативную литературу, а также материалы фирмы по техническим профессиональным вопросам.
• По мере необходимости предоставлять программы, обеспечивающие потребности фирмы в сотрудниках, обладающих знаниями в специализированных областях и отраслях:
а) осуществлять программы фирмы по развитию и поддержанию компетентности в таких специализированных областях и отраслях, как регулируемые отрасли, компьютеризированный аудит и методы статистической выборки;
б) поощрять участие во внешних программах обучения, встречах и конференциях с целью приобретения специальных технических знаний, а также знаний в отдельных отраслях;
в) поощрять членство и участие в организациях, имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
г) обеспечить персонал технической литературой по специализированным областям и отраслям.
Повышение в должности.
• Определить квалификационные характеристики, полагаемые необходимыми для различных уровней ответственности в фирме:
а) подготовить инструкции с описанием обязанностей для каждого уровня сотрудников, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности по каждому уровню, включая:
• наименование должности и связанные с ней обязанности;
• опыт работы (который может быть выражен в виде стажа), обычно необходимый для продвижения к следующему уровню;
б) определить критерии, которые будут приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и ожидаемого профессионального уровня, такие как:
• технические знания;
• способность осуществлять анализ и выносить собственные суждения;
• навыки общения;
• способности к лидерству и преподавательские способности;
• установление взаимоотношений с клиентами;
• личное отношение к работе и профессиональная манера поведения (характер, интеллект, способность выносить самостоятельные суждения и мотивация);
• квалификация как профессионального бухгалтера, необходимая для повышения до уровня среднего руководящего звена;
в) использовать справочник для персонала и другие информационные средства с целью доведения до сведения сотрудников политики и процедур повышения в должности.
• Оценивать работу сотрудников и доводить до их сведения результаты оценки;
а) собирать информацию о работе персонала и проводить ее оценку:
• определить ответственных за проведение оценки, а также требования по каждому уровню, с указанием того, кто будет подготавливать оценочные листы и когда они будут подготовлены;
• инструктировать сотрудников о задачах оценки их работы;
• применять для оценки работы персонала бланки оценочных листов, которые могут быть стандартизированы;
• проводить обсуждение оценки вместе с аттестуемым лицом;
• требовать, чтобы начальник лица, проводившего оценку, проверил результаты оценки;
• проверить оценочные лис™ на предмет того, что сотрудники оценивались не теми людьми, которые являются их начальниками;
• устанавливать, ч то оценка деятельности сотрудников проводится своевременно;
• вести персональные дела сотрудников, содержащие документацию, связанную с оценкой их работы;
б) периодически консультировать сотрудников как в отношении их успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста;
• периодически проводить с работниками фирмы оценку их работы, включая оценку их успехов в фирме. Оценка будет включать следующее:
• результаты деятельности;
• будущие цели фирмы и каждого сотрудника;
• предпочтение при поручении заданий;
• возможности служебного роста;
• периодически оценивать работу партнеров на основании оценки, данной вышестоящими или равными по служебному положению партнерами, и консультировать их на предмет того, обладают ли они по-прежнему квалификацией, необходимой выполнения их обязанностей;
• периодически пересматривать систему оценки работы персонала и проводить последующие консультации с целью удостовериться в том, что:
• процедуры оценки деятельности и ведения документации проводятся своевременно;
• требования, установленные для продвижения по службе, выполняются;
• решения, принимаемые в отношении персонала соответствуют результатам оценки деятельности;
• работа более высокого качества получает соответствующее признание.
• Назначить лиц, ответственных за принятие решений относительно повышения в должности:
а) возложить на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности и увольнении, за проведение собеседований по оценке деятельности с лицами, рекомендованными к повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и ведение соответствующих записей;
б) провести оценку полученных данных, уделив должное внимание качеству выполненной работы при принятии решений о повышении в должности;
в) периодически изучать опыт фирмы по продвижению по службе сотрудников с целью удостовериться в том, что сотрудникам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.
ПОРУЧЕНИЕ ЗАДАНИЙ
Политика.
Аудиторская работа должна поручаться сотрудникам, имеющим техническую подготовку и профессиональные знания, необходимые в данных условиях.
Процедуры.
• Изложить подход фирмы к поручению заданий персоналу, включая планирование общих потребностей фирмы и отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении аудиторских кадров, их знаний, профессионального роста, а также использования персонала:
а) планировать кадровые потребности как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений;
б) своевременно определять потребности в персонале в связи с отдельными аудиторскими проверками;
в) определять бюджет времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в людских ресурсах и составления графика аудиторской работы;
г) учитывать следующие факторы для достижения баланса с точки зрения потребностей в людских ресурсах, личных навыков, профессионального роста каждого работника и его использования:
• объем и степень сложности аудита;
• наличие персонала;
• необходимость в специальных знаниях;
• временные рамки планируемой работы,
• преемственность в работе и периодическая ротация кадров;
• возможность обучения персонала на рабочем месте.
• Назначить соответствующее лицо или лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудиторских проверок:
а) при назначении отдельных лиц учитывать следующее:
• требования к персоналу и срокам выполнения работы по конкретным аудиторским проверкам;
• оценку квалификации персонала с точки зрения опыта, занимаемой должности, образования и специальных знаний;
• планируемый уровень надзора и участия среднего руководящего персонала;
• планируемое время, которым располагают сотрудники, назначенные для проведения аудиторской проверки;
ситуации, когда возможно возникновение проблем, связанных с нарушением принципа независимости и конфликтом интересов, например, назначение сотрудника на выполнение аудита для заказчика, являющегося прежним работодателем или работодателем какого-ли- бо родственника сотрудника аудиторской фирмы;
б) при назначении работников следует уделять должное внимание как преемственности, так и ротации кадров в целях рационального проведения аудита, а также учитывать возможность привлечения других сотрудников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы.
• Обеспечить утверждение графика проведения аудита и назначений персонала со стороны аудитора:
а) в случае необходимости предоставить для проверки и утверждения список сотрудников, назначенных для проведения аудита, с указанием их квалификации;
б) принять во внимание опыт и профессиональную подготовку аудиторского персонала исходя из сложности аудита и других требований к нему, а также определить необходимый уровень надзора.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
Политика.
Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять надзор и проверку работы на всех уровнях, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащим Стандартам качества.
Процедуры.
1. Предусмотреть процедуры для планирования аудиторских проверок:
а) назначить лицо, ответственное за планирование аудита. Привлечь к процессу планирования соответствующий персонал, назначенный для проведения аудиторских проверок;
б) подготовить исходную информацию или проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих аудиторских проверок, а также внести соответствующие корректировки с учетом изменившихся обстоятельств;
в) изложить вопросы, которые необходимо включить в общий план и программу аудита, такие как:
• составление предлагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки, представляющим интерес для аудита;
определение потребностей в людских ресурсах и специальных знаниях;
• предварительное определение периода времени, необходимого для завершения аудита;
• анализ текущих экономических условий, влияющих на клиента или отрасль его деятельности, и их возможное влияние на проведение аудита.
• Предусмотреть процедуры для поддержания стандартов качества фирмы при выполнении аудиторской работы:
а) обеспечить достаточный контроль на всех административных уровнях, принимая во внимание подготовку, способности и опыт назначаемого персонала;
б) составить инструкции в отношении формы и содержания рабочих документов;
в) использовать стандартизированные формы, проверочные списки и вопросники в той мере, в какой это будет необходимо для выполнения аудиторских проверок;
г) предусмотреть процедуры, направленные на решение вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях сотрудников, привлеченных к проведению аудита.
• Предоставлять обучение на рабочем месте в процессе проведения аудита:
а) придавать особое значение обучению на рабочем месте, как важной части профессиональной подготовки каждого сотрудника:
• обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь выполняемой ими работы с аудитом в целом;
• привлекать ассистентов аудиторов к выполнению как можно большего объема работы, связанной с аудитом;
б) придавать особое значение навыкам управления кадрами и включать данные вопросы в учебные программы фирмы;
в) стимулировать сотрудников к обучению и повышению квалификации их подчиненных;
г) проводить мониторинг поручений для определения того, что сотрудники:
• отвечают требованиям в отношении опыта работы, предъявляемым соответствующими законодательным органами, органами регулирования и профессиональными организациями;
• приобретают опыт в различных областях аудита и различных отраслях;
• выполняют работу под руководством нескольких сотрудников среднего руководящего звена.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Политика.
В случае необходимости в самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями.
Процедуры.
• Определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять персонал к получению консультаций и использованию авторитетных источников в случае возникновения сложных или необычных вопросов:
а) информировать персонал о политике и процедурах фирмы в отношении проведения консультаций;
б) определить области и особые ситуации, требующие проведения консультаций из-за характера или сложности предмета. Примерами этого являются:
• применение недавно опубликованных технических нормативных документов;
• отрасли, где существуют особые требования к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита или составлению отчетности;
• возникновение практических проблем;
• требования по представлению документов, установленные законодательными органами и органами регулирования, в частности, в иностранных государствах;
в) обеспечивать и предоставлять доступ к соответствующим справочным материалам и другим авторитетным источникам:
• определить ответственных за хранение справочной литературы в каждом подразделении фирмы;
• хранить технические справочники и издавать технические нормативные документы, включая такие, которые имеют отношение к особым отраслям и областям специализации;
• заключать по мере необходимости консультационные соглашения с другими фирмами и лицами с целью пополнения ресурсов фирмы;
• в случае возникновения технических вопросов обращаться с ними в соответствующие подразделения и отделы профессиональной организации, созданные для разъяснения технических вопросов.
• Назначать специалистов, которые будуг выполнять роль авторитетных источников информации, и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций:
а) назначать специалистов по представлению документов в законодательные органы и другие органы регулирования;
б) назначать специалистов по определенным отраслям;
в) сообщать персоналу об уровне полномочий в процессе выработки единого мнения между специалистами и о процедурах для разрешения разногласий во мнениях между специалистами.
3. Определить объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, проводимых в тех областях и особых ситуациях, в которых консультация необходима:
а) информировать персонал как об объеме необходимой документации, так и об ответственности за ее подготовку;
б) определить случаи, требующие сохранения документации после проведения консультации;
в) сохранять документацию по результатам консультаций в качестве справочного материала и для исследовательских целей.