ВВЕДЕНИЕ
Для учащихся 5-7 классов «Налоги» новое понятие в курсе «Финансовой грамотности». Поэтому важно дать правильное представление о налогах и о необходимости их сбора для благополучия государства.
Цель занятия:достижение не менее 90 % учащимися следующих образовательных результатов:
Предметные образовательные результаты:
учащиеся должны знать\уметь
• Объяснить понятие «налога»;
• Объяснить, кто платит налоги;
• Куда тратятся деньги налогоплательщиков;
• Доказывать необходимость уплаты налогов.
Метапредметные ожидаемые результаты:
учащиеся должны уметь
• Организовывать поиск и отбор необходимой информации;
• Самостоятельно анализировать и корректировать свои действия;
• Самостоятельно организовывать работу в команде.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика занятия.
Вводное занятие. Первый урок по теме «Налоги».
2. Педагогическая характеристика занятия
ТЕМА «Налоги, которые мы платим».
Введение
Вводное занятие.
Задача: понять сущность, важность налогов для гражданина и государства.
Понятия
налоги
налоговая инспекция
подоходный налог
физические лица
пеня
Учебные цели
Учащиеся должны:
a. Понимать, что такое налоги.
b. Уметь объяснить, почему государство собирает налоги.
c. Приводить примеры налогов.
d. Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.
e. Приводить примеры выплаты налогов в семье.
Планирование занятия
№ п/п | Деятельность | Средство | Социальная форма | Время мин. |
| Введение: Вводный видеоролик и вопросы по пониманию важности темы налогов и их ценности для гражданина и государства | видеоролик | Класс, дискуссия | |
| 1.Задание: озвучить вопросы, на которые хотелось бы узнать ответы по теме «Налоги» | | Фронтальная работа | |
| 2. Задание. Деление на группы по 4 человека, выбор порядкового номера, организация работы в новой группе. | Информационные листы | Работа в группах по 4 человека | |
| 3. Представление работы в своей группе. Оценка выступающего - командой. | Листы-схемы | Класс. Работа в группе. | |
| 4.Выполнение задания для группы. | Листы с заданиями | Работа в группе. | |
| Проверка по эталону оценка деятельности. | Эталон с ответами и нормами оценок | самопроверка | |
| Рефлексия. | Слайд с вопросами: сегодня на уроке я понял…., теперь я знаю……, на уроке мне было…. | По очереди, по желанию | |
| Домашнее задание: 1. Выполнить кроссворд. 2.Ответить на вопрос: Какие налоги заплатила ваша семья в этом году? | кроссворд | | |
| Итого | | | |
3. Методическая характеристика занятия
Для урока используется технология РКМЧП, прием «Зигзаг», групповая форма работы, прием самооценки работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривалась тема «Налоги», возраст учащихся 5-7 классы, вводный урок. Мы считаем, что урок актуален, так как необходимо воспитывать ответственных граждан, которые должны осознавать важность налогов и применять полученные знания в жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
• видеоролик «Налоги детям»(https://www.youtube.com/watch?v=5cu3MaPSD3o ),
Учебно-методическое обеспечение:
• Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:
- Игорь Липсиц, Елена Вигдорчик «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для 5-7 классов,М., Вита-Пресс, 2014г.
· Методические материалы для учителя:
- В. А. Рубе, Е. С. Шабельник «Зачем нужны налоги», М., Вита-Пресс, 1999г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1.Информационные листы
Приложение № 2. Листы задания для группы
Приложение № 3.Эталон для сверки и оценки работы.
Приложение № 4. Самооценка работы
Приложение № 5. Домашнее задание
Приложение № 1.
Информационный лист №1 1. Изучите информацию. 2. Найдите ответы на следующие вопросы: 1) Что такое налоги? 2) Кто собирает налоги? 3. Заполните пропуски в схеме. 4. Расскажите материал друг другу, обсудите, как это нужно сделать кратко и понятно 5. Расскажите по схеме в своей группе Каждое государство должно иметь в своем распоряжении определенную сумму денег для того, чтобы обеспечивать выполнение обязательств перед своими гражданами и другими странами. Этот денежный фонд называется бюджетом. Он формируется за счет налогов, сборов и других платежей. Налогами называются обязательные платежи, которые взимаются со всех граждан, для того, чтобы обеспечивать деятельность государства. Государство собирает налоги с жителей страны. Есть специальный закон — Налоговый кодекс Российской Федерации. Кто его нарушает, того государство наказывает. Налоги — это безвозмездный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц специальными органами государства по установленным законом основаниям. С 1999 года каждому человеку с рождения присваивается так называемый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), состоящий из 12 цифр. Сегодня в России ИНН является цифровым именем (идентификатором) человека в регистрационных базах данных населения. Узнать свой ИНН можно в районной налоговой инспекции по месту прописки, подав заявление и приложив к нему копию паспорта. Через пять рабочих дней тебе выдадут документ, содержащий твой идентификационный номер и прочие личные данные. Указав свой ИНН, можно узнать на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС)1, нет ли у гражданина налоговой задолженности. | |
| |
Приложение № 2.
Задание на сообразительность №1.
1. Найдите пословицы, схожие по смыслу с пословицей «Без казны и город не стоит».
- Сила и слава богатству послушны.
- Добыча не велика, да берёж большой.
- Береженье лучше вороженья.
- Есть грош, так будет и рожь.
- Копейка к копейке – проживёт и семейка.
- Кто не бережён и копейки, сам рубля не стоит.
- Из щепы и обед не сваришь.
- Запас мешку не порча.
- Держи копеечку, чтобы не укатилась.
- Копейка обоз гонит.
- Легче прожить деньги, чем нажить.
- Пушинка к пушинке, и выйдет перинка.
- Бедность не грех, а до греха доводит.
- Подальше положить, поближе возьмёшь.
- Не по наживе еда – видима беда.
- Час побережёшься – век проживёшь
Задание №2.
1. Как вы думаете, что будет с наукой, образованием, армией, полицией, если отменить все налоги?
2. Может ли человек самостоятельно, без помощи государства, справиться с последствиями стихийных бедствий?
3. Почему людям выгодно делиться своими доходами с государством?
4. Где бы в вашем городе, селе вы укрепили знаки с буквой «Н»?
Задание группам №3
1. Составьте свой список из пяти пунктов, на что, по вашему мнению, государство должно выделять деньги в первую очередь. Объясните свой выбор.
Задание № 4
Вставьте пропущенные буквы.
Обязательные платежи, которые государство берёт с
граждан и предприятий, называются Н .
Налоги платят Н
Налоговые П - главная статья доходов
государства.
Организация и предприятия называются
Ю лицами, а люди –
Ф лицами.
Все, кто пытается уклониться от уплаты налогов, имеет дело
с налоговой П .
Все граждане, имеющие больше одной статьи дохода,
обязаны до 1 декабря заполнить Д
о доходах и подать её в налоговую И .
Земля, различные здания и сооружения относятся к
Н имуществу.
На таможне взимается таможенная П .
Приложение № 5
Разгадайте кроссворд
1.
2.
3
4
5
7
8
10
1. Средства, получаемые в результате какой-либо деятельности.
2. Список доходов и расходов. 3. Один из видов косвенного налога. 4. Денежные сборы с населения и предприятий за определённые услуги. 5. Вывоз товаров за границу. 7. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. 8.Обеспечение денег. 9. Печатание государственных денег и иных ценных бумаг. 10. Денежное обеспечение нетрудоспособных и пожилых людей.
Приложение 3
Задание №1 на сообразительность.
2. Найдите пословицы, схожие по смыслу с пословицей «Без казны и город не стоит».
- Сила и слава богатству послушны.+
- Добыча не велика, да берёж большой.+
- Береженье лучше вороженья.
- Есть грош, так будет и рожь.
- Копейка к копейке – проживёт и семейка.
- Кто не бережён и копейки, сам рубля не стоит.
- Из щепы и обед не сваришь.
- Запас мешку не порча.+
- Держи копеечку, чтобы не укатилась.
- Копейка обоз гонит.+
- Легче прожить деньги, чем нажить.
- Пушинка к пушинке, и выйдет перинка.
- Бедность не грех, а до греха доводит.+
- Подальше положить, поближе возьмёшь.+
- Не по наживе еда – видима беда.+
- Час побережёшься – век проживёшь+
Задание №2
5. Как вы думаете, что будет с наукой, образованием, армией, полицией, если отменить все налоги?(все перестанут существовать)
6. Может ли человек самостоятельно, без помощи государства, справиться с последствиями стихийных бедствий?((нет)
7. Почему людям выгодно делиться своими доходами с государством? (Потому что люди пользуются всеми благами)
8. Где бы в вашем городе, селе вы укрепили знаки с буквой «Н»? (больница, детский сад, школа, полиция, здание культуры, районная администрация)
Задание №3 группам
2. Составьте свой список из пяти пунктов, на что, по вашему мнению, государство должно выделять деньги в первую очередь. Объясните свой выбор.
(образование, здравоохранение, охрану государства, культуру, социальную помощь)
Задание № 4
Вставьте пропущенные буквы.
Обязательные платежи, которые государство берёт с
граждан и предприятий, называются Н .
Налоги платят Н
Налоговые П - главная статья доходов
государства.
Организация и предприятия называются
Ю лицами, а люди –
Ф лицами.
Все, кто пытается уклониться от уплаты налогов, имеет дело
с налоговой П .
Все граждане, имеющие больше одной статьи дохода,
обязаны до 1 декабря заполнить Д
о доходах и подать её в налоговую И .
Земля, различные здания и сооружения относятся к
Н имуществу.
На таможне взимается таможенная П .
Приложение 4
Оцените свою работу на уроке
Ф. И. | Оценка представления информации в группе | Выполнение задания в группе | Общая оценка | Оценка учителя |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |