Вопрос 12. Бюджетная классификация, ее характеристика

Бюджетная классификация РФ - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, которая используется для:

1) Обеспечения сопоставимости бюджетных показателей на разных уровнях путем их унификации, что необходимо для ведения бюджетной статистики, составления бюджетной отчетности, составления консолидированных бюджетов и т.д.

2) Обеспечения сопоставимости бюджетных показателей разных стран, для чего она приближается к стандартам мировой финансовой отчетности.

Реформа бюджетной классификации в Российской Федерации. Её направления были определены в Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. Наиболее важные изменения произошли с 2008 года.

Правовое регулирование в РФ:

В 2007 г.:

1) БК РФ, ФЗ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в РФ».

2) Приказ Минфина РФ от 08.12.2006 г. № 168н.

3) Отдельные письма Минфина.

С 2008 г.:

1) БК РФ в редакции от 26.04.2007 г., ФЗ утратил силу.

2) Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 г. № 74н о порядке применения бюджетной классификации на следующий финансовый год.

3) Расширены права регионов муниципальных образований в части дополнения, уточнения, расширения отдельных подразделений бюджетной классификации.

4) Изменен состав бюджетной классификации.

Изменения в нормативно-правовом регулировании связаны главным образом:

- с отказом от регулирования бюджетной классификации федеральным законом.

- с расширением полномочий органов власти регионального и местного уровня, которые могут детализировать, дополнять отдельные положения, не изменяя общей структуры бюджетной классификации.

Сравнительная характеристика:

Бюджетная классификация РФ до 01.01.2008 г.:

1) классификация доходов бюджетов РФ.

2) функциональная классификация расходов бюджетов РФ.

3) экономическая классификация расходов бюджетов РФ.

4) ведомственная классификация расходов ФБ.

5) классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

6) классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

7) классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга.

8) классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.

Бюджетная классификация РФ с 01.01.2008 г.:

1) классификация доходов бюджетов РФ.

2) классификация расходов бюджетов РФ.

3) классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.

4) классификация операция сектора государственного управления (КОСГУ).

Вопрос 13. Методы бюджетного планирования в современных условиях.

Выступая комплексом сложных и разнообразных видов плановой деятельности, бюджетное планирование на всех уровнях его выполнения использует соответствующие методы. Широчайшего применения получили следующие методы: метод экономического анализа, метод экстраполяции (коэффициентов), нормативный метод, балансовый метод и предметно-целевой метод.

Исходным в бюджетном планировании является метод экономического анализа. С его помощью путем сопоставления плановых показателей с фактическими определяется уровень исполнения бюджетных показателей за предыдущий период. В процессе анализа данных прошлого периода выявляются причины неполноты аккумуляции денежных средств в бюджет, определяется уровень эффективности использования бюджетных средств.

Метод экстраполяции заключается в определении бюджетных показателей на основе выявленной устойчивой динамики их развития. Расчет бюджетных показателей происходит на основе достигнутого в предыдущем периоде развития и его корректировке на относительно устойчивые темпы роста по установленным коэффициентам. Этот метод применяется и в современном бюджетном планировании. Его главный недостаток заключается в перенесены прошлых тенденций на будущее и, кроме того, он не стимулирует выявления резервов и не способствует экономии бюджетных средств.

Более совершенным считается нормативный метод бюджетного планирования. Его суть заключается в том, что плановые бюджетные показатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов. Нормативный метод бюджетного планирования может стать достаточно эффективным, если нормы будут отвечать таким требованиям:

- должны быть научно обоснованными;

- должны быть прогрессивными, то есть ориентироваться на передовой опыт;

- должны быть относительно стабильными определенный длительное время.

Нормативный метод бюджетного планирования нужно применять во всех звеньях бюджетной системы. При этом его применение должно происходить на едином методологическом подходе относительно формирования норм и нормативов независимо от уровня управления.

В процессе бюджетного планирования широко применяется балансовый метод. С применением этого метода достигается равенство между доходами и расходами бюджета каждого звена бюджетной системы и согласовываются финансовые ресурсы с их потребностью. С его помощью устанавливаются необходимые пропорции в распределении бюджетных средств между государственным бюджетом и местными бюджетами.

Роль балансового метода в современных условиях значительно возросла. Рыночная экономика характеризуется достаточно высокой динамичностью составляющих национального хозяйства и социального развития. Последнее требует комплексного подхода к планированию финансовых ресурсов и направлений их использования. Для обеспечения такой комплексности необходимо не только повысить научную обоснованность плановых заданий, но и обеспечить сбалансирование, согласованность и увязку различных показателей в единое целое. Конкретное назначение балансового метода заключается в том, чтобы избежать возможных диспропорций между доходами и расходами на всех уровнях бюджетного планирования и выбрать оптимальный вариант удовлетворения общественных потребностей. Поэтому балансовый метод, который дает возможность согласовать финансовые ресурсы Государства с их потребностью, занял центральное место во всей работе с бюджетного планирования.

Дальнейшее совершенствование бюджетного планирования непосредственно связано с программно-целевым методом. Особенность программно-целевого метода заключается в формировании бюджета по программам, сосредоточены на результатах, стратегическом подходе в планировании, усилении ответственности при выполнении программ, обоснованности и анализе принятых бюджетных решений, прозрачности в расходовании бюджетных средств.

Применение программно-целевого метода бюджетного планирования будет способствовать успешному решению задач по мобилизации финансовых ресурсов в бюджет и обеспечению непрерывного финансирования социально-экономического развития общества.

Наши рекомендации