Оперативное управление — II
И вот у вас, наконец-то, вроде все налажено: сотрудники почти в автоматическом режиме приносят деньги в компанию, вы без особых усилий управляете этим процессом, план выполняется, особых проблем не предвидится... Но ведь надо что-то делать, иначе скоро вам сократят зарплату за слишком скучающий вид на рабочем месте! Значит, придется искать:
♦ новые подходы к управлению процессами продаж;
♦ новые направления анализа информации о клиентах.
Анекдот в тему
В риэлтерскую фирму приходит устраиваться агентом но продаже молодой человек. После собеседования он просит познакомить его с лучшим агентом по продажам в компании. Подводят его к столу, за которым сидит худощавый мужчина лет 40 в потрепанном свитере и джинсах. Он с монотонностью станка поднимает трубку, набирает номер:
— Здравствуйте, вы не хотите купить квартиру? Нет? Спасибо. До
свидания!
Кладет трубку и набирает следующий номер... И так без остановки всю первую половину дня на протяжении всего года. Спустя три месяца молодой человек узнает, что тот менеджер стал продавать в два раза больше, и снова приходит посмотреть на него. Тот, как и ранее, с монотонностью станка поднимает трубку, набирает номер:
— Здравствуйте, вы не хотите купить квартиру? Нет? А у вас есть знако
мые, которые хотели бы купить квартиру? Нет? Спасибо. До свидания!
Кладет трубку и набирает номер снова.
Мы не сможем предложить «стройную» концепцию дальнейшего повышения эффективности работы отдела продаж, не имея информации о специфике вашей компании и продукции, уровне внедрения различных технологий управления продажами и возможностях используемой информационной системы. Поэтому в данной главе приведены наиболее известные универсальные подходы, которые могут приме-
Глава 8. Оперативное управление — II________________________________ ^27
пяться в большинстве ситуаций, но итоговый выбор, конечно, остается за вами.
Эта глава является довольно сложной, содержит различные математические методы и требует внимательного чтения. Если вас это не интересует, ее можно пропустить и сразу переходить к следующей главе.
Прогноз продаж на основе вероятности
Кроме упомянутых ранее характеристик процессов продаж, можно выделить также следующие важные показатели:
♦ q — количество (в денежном выражении) продуктов, которые хо
чет купить клиент в рамках определенного процесса;
♦ р — вероятность завершения данного процесса успехом;
♦ t — плановая дата завершения процесса продажи.
Все эти три показателя могут быть оценены менеджерами в процессе работы с клиентами и скорректированы по мере надобности. Имея такую информацию, вы можете получить прогноз продаж на определенный период как сумму произведений стоимости товаров на вероятности их продажи по всем процессам, которые должны завершиться за этот период:
прогноз продаж за период с tt no t2 = Y (pq)-
te[t,l2]
Не всегда, особенно на ранних этапах работы с клиентом, можно точно определить, сколько и каких продуктов вашей компании клиент планирует купить. Соответственно и величина q не может быть точно определена. В этом случае используйте вместо q средний размер продажи по вашей компании, обозначив его как q . Тогда формула расчета прогноза продаж станет еще проще:
прогноз продаж за период с t, по £, = V (^ ).
<е[(,<2]
Учитывая то, что величина t — планируемая дата завершения процесса продажи — также определяется менеджером субъективно и уточняется в процессе работы с клиентом, можно утверждать, что наиболее точно даты закрытия процесса будут определены для процессов, которые уже близки к завершению. То же можно сказать в общем случае и про остальные показатели, используемые для расчета. Ввиду этого данный метод прогнозирования объема продаж стоит использовать преимущественно для краткосрочных прогнозов.
Управление продажами
Информация к размышлению
Как оценить вероятность продажи?Даже люди с техническим образованием не всегда могут точно оценить, с какой вероятностью данный процесс продаж завершится успехом. Действительно, вероятность 20 % — это много или мало?
В этом случае проще использовать не количественные, а качественные оценки вероятности. Например, показатель «Вероятность продажи» может иметь пять степеней — очень высокая, высокая, средняя, низкая и очень низкая. При первом расчете прогноза продаж эти степени можно интерпретировать как 90, 60, 40, 10 и 5 %.
Сравнивая прогнозный результат с фактическим, можно скорректировать эти цифры. Обращаю ваше внимание на то, что если пытаться решить задачу подбора значений вероятностей математическими методами, то она не будет иметь однозначного решения (по сути, у вас будет одно уравнение с пятью неизвестными). Поэтому вам придется использовать весь свой опыт и интуицию, чтобы подобрать значения, наиболее точно отражающие субъективные оценки вероятностей успеха, выставляемых менеджерами по продажам.
«Воронка продаж» по результатам процессов
Если у вас различные продажи могут существенно отличаться по итоговому результату, т. е. один клиент может купить на 100 тыс., а может и на 2 млн руб., то имеет смысл использовать «воронку продаж» при оценке результатов процесса. В этом случае вы оцениваете не количество процессов на каждом этапе, а сумму планируемых поступлений по продажам, находящимся на определенном этапе (табл. 20).
Таблица 20
Сумма планирумых поступлений по процессам
На разных этапах
Этап | Эталон, тыс. руб. | Реально, тыс. руб. |
Инициирование интереса | ||
Презентация продукта | ||
Согласование условий | ||
Оплата иотгрузка |
«Воронка продаж» из предыдущей главы, если ее пересчитать по оценкам результатов процессов, может принять следующий вид (рис. 17).
Глава 8. Оперативное управление — I