Начало пророчества и ниспослания откровений
В месяце Рамадан, когда Муhаммаду, да благословит его Аллаh и приветствует, уже исполнилось сорок лет и он в очередной раз уединился в пещере на горе Хира, поминая Аллаhа и поклоняясь Ему, к нему неожиданно явился ангел Джибриль, мир над ним, с вестью о пророчестве и Откровениями свыше.
Послушаем, что об этом говорит Аиша, мать правоверных, да будет доволен ею Аллаh, передающая рассказ об этом со всеми подробностями.
Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала:
«Началом Откровений, ниспосылавшихся посланнику Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, стало благое видение во сне, и он никогда не видел иных видений за исключением таких, которые приходили, подобно утренней заре[4]. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру на горе Хира, занимаясь там делами благочестия, которые состояли в поклонении Аллаhу в течение многих ночей, что продолжалось до тех пор, пока у него не возникала необходимость вернуться к себе домой и запастись всем необходимым, и тогда он приходил к Хадидже и собирал для себя всё, что ему было нужно на новый такой же срок.
Так продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере на горе Хира. К нему явился ангел Джибриль и сказал: «Читай!», на что он ответил: «Я не умею читать!» Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я снова сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом он отпустил меня и сказал: «Читай!», и я в третий раз сказал ему в ответ: «Я не умею читать!» И он стал сжимать меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка. Читай, ведь Господь твой – Щедрейший..,»[5]
И Муhаммад, да благословит его Аллаh и приветствует, сердце которого трепетало от страха, вернулся домой с вестью о том, что произошло, вошел к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллаh, и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» Тогда его укрыли, и он оставался в таком положении, пока страх его не прошёл, после чего он сообщил Хадидже о случившемся, сказав ей: «Я испугался за себя!» Выслушав его рассказ, Хадиджа, да будет доволен ею Аллаh, воскликнула: «Нет, Аллаhом клянусь, Аллаh никогда не покроет тебя позором, ведь, поистине, ты заботишься о родственниках, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!»
И после этого Хадиджа вывела его из дома и привела к сыну своего дяди Вараке ибн Науфалю ибн Асаду ибн Абд аль-Уззе, который принял христианскую веру во времена джахилиййи (язычества).
Варака знал письменность иудеев[6] и прежде выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаhу, а к тому времени он был уже глубоким старцем, потерявшим зрение. Хадиджа, да будет доволен ею Аллаh, сказала ему: «О сын моего дяди, выслушай сына твоего брата!» Варака спросил его: «О сын моего брата, что ты видишь?», и посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует, сообщил ему о своих видениях.
Выслушав его рассказ, Варака сказал ему: «Это тот же ангел, которого Аллаh посылал к Мусе, мир над ним! О, если бы я был молод в эти дни, о, если бы дожил я до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!». Муhаммад, да благословит его Аллаh и приветствует, спросил: «А разве люди станут изгонять меня?» Варака ответил: «Да, ибо когда бы ни являлся человек, приносивший с собой нечто подобное тому, с чем пришёл ты, с ним всегда начинали враждовать, но если я доживу до начала осуществления тобой твоего пророчества, то буду помогать тебе как только сумею!» Однако Варака вскоре умер, а Откровения временно прекратились.