Как председательствующему избежать такого положения?
ЭФФЕКТИВНОЕ СОВЕЩАНИЕ
Совещания как вид управленческой деятельности.
Почему необходимы совещания?
Известно, что 90 % плодотворных идей возникает при контакте мнении. По-видимому, этим объясняется распространенность такой коллективной формы поиска решений, как совещание.
Каковы виды совещаний? Совещания подразделяются на:
• проблемные;
• инструктивные;
• оперативные.
Во что обходятся совещания?
Совещания — один из самых дорогостоящих видов управленческой деятельности. Это обусловлено следующими причинами:
· совещаются обычно руководители, т. е. самые высокооплачиваемые работники;
· возникают скрытые потери, связанные со временем на сбор участников, «разбитостью» рабочего дня;
· большинство чрезвычайных происшествий происходит во время отсутствия руководителя на своем рабочем месте;
· некоторых работников совещания расхолаживают.
Какова эффективность совещаний?
Проблема состоит в том, что в большинстве своем совещания являются неэффективными. Например, в США, по оценкам специалистов, 90% совещании не достигают цели. По-видимому, и в других странах дело обстоит не лучше. Сюда же примыкает проблема ответственности за принимаемые решения. Некоторые руководители рассматривают совещания как коллективный способ ухода от персональной ответственности, что наносит немалый вред делу.
Как экономить время на проведении совещаний?
1. Организаторы производства и управления в разных странах озабочены указанными проблемами. В США, например, чтобы сократить длительность совещаний, применяется такой способ: устанавливают в комнате совещаний электронное табло. Оно показывает текущую длительность заседания и стоимость его с нарастающим итогом (показания меняются ежеминутно). Такое напоминание хорошо действует на деловых людей, умеющих считать время и деньги, и в результате темп совещаний возрастает.
2. Не следует на совещаниях рассматривать вопросы, разрешимые в рабочем порядке. Совещание — это работа коллективного разума и поэтому не стоит отвлекать его на пустяки. Эффективнее разослать сотрудникам письменную информацию и не собирать их. Это экономит время.
3. Сокращение числа совещаний. В Японии, например, используется прием, называемый «кингсё»: собираются письменные отзывы о проекте решения. Это позволяет руководству решить вопрос без проведения совещания или провести встречу с очень узким кругом лиц, что требует меньших затрат времени. Такой способ согласования вопроса был введен в нашей стране в первые годы советской власти. Это называлось «пустить вкруговую». Так что кингсё — не оригинальное изобретение, а полезное заимствование из отечественной практики.
4. Тщательная подготовка совещания. Неподготовленные совещания —неэффективные совещания, поэтому, чтобы сократить их длительность и поднять эффективность, не следует жалеть времени на подготовку.
Как осуществлять подготовку совещаний?
Определить цель совещания. Она является «началом всех начал», так как чем конкретнее сформулированы цели совещания, тем больше надежды на продуктивный результат. И наоборот, расплывчатая формулировка «обсудить состояние вопроса» ни на что определенное не нацеливает. На многих совещаниях участники никак не могут договориться, так как говорят фактически о разных вещах.
Разработать повестку совещания. Подробная повестка совещания сокращает его длительность, так как позволяет участникам лучше подготовиться и более конкретно выступить.
Целесообразна предварительная рассылка повестки совещания. Признаком плохого тона является приглашение участников на совещание по телефону, когда приглашающий (секретарь или другой работник) толком не знает о целях и повестке совещания, что, к сожалению, не такая уж редкость.
3. Определение круга участников. Оптимальное число участников совместных обсуждений — 5-7 человек. Увеличение количества приглашенных резко снижает средний коэффициент участия (или отдачи) присутствующих, одновременно удлиняя совещание. Поэтому целесообразно минимизировать количество приглашенных лиц. Один из принципов Паркинсона: «Чем больше людей, тем дольше дебаты».
Нередки случаи, когда в погоне за ложно понимаемой престижностью собирают как можно больше людей. Более того, некоторые председательствующие воспринимают как оскорбление, когда приглашенный руководитель присылает вместо себя своего заместителя или специалиста по обсуждаемому вопросу. При этом известно, что для пользы дела целесообразно разрешить руководителю самому решать, кто пойдет на совещание, позволяя тем самым эффективнее распоряжаться своим временем. Тем более, что отсутствие на совещании не освобождает от выполнения принятых на нем решений.
Лучше всего, когда при разнородной повестке совещания состав его участников является переменным. Лицам, чьи вопросы рассмотрены, разрешается покидать совещание, а другие участники, чьи вопросы не первые, приглашаются на соответствующее время.
Стоимость совещания исчисляется следующим образом. Определяется число участников совещания, его продолжительность и часовая тарифная ставка каждого участника. Несложный расчет позволяет получить искомую величину, которая своим немалым значением обычно неприятно удивляет руководителя.
Расчет производится по формуле:
С = N(Т+1)З
Ч
где
С — стоимость совещания в рублях;
N — число участников;
Т — длительность совещания в часах;
З — среднемесячная зарплата участников;
Ч — среднее число рабочих часов в месяц;
1 — коэффициент скрытых потерь, связанных с участием в совещании.
4. Определить время проведения совещания. Хорошей традицией стало определение времени совещаний планами подразделений. Внеплановые совещания выбивают из ритма, снижают культуру делового общения, лишают их участников возможности планировать свое время и распоряжаться им, срывают запланированные встречи и дела.
Чтобы не нарушать рабочий ритм сотрудников, целесообразно не устраивать совещания в первой половине рабочего дня. Проведение совещаний по дням недели зависит от их вида:
· проблемные — в середине недели, когда наблюдается самая высокая производительность труда;
· инструктивные и оперативные — в конце недели или в понедельник (очень краткие).
Совещания, как правило, лучше созывать во второй половине дня. Из теории биоритмов известно, что у человека существует два пика повышенной работоспособности:
· первый — примерно с 9 до 12—13 часов и
· второй — между 16 и 18 часами.
Совещания лучше приурочивать ко второму пику. Это послужит дополнительным фактором, побуждающим участников совещания работать быстро и эффективно, дабы не засиживаться допоздна.
5. Продолжительность совещания лучше планировать заранее и затем оповещать участников о времени его начала и окончания. У нас, к сожалению, это мало распространено, однако является эффективным средством задать хороший темп совещанию, позволяет сократить время на его проведение.
Чтобы, по возможности, более точно оценить длительность совещания и решить все намеченные вопросы повестки, целесообразно распределить время между вопросами.
В повестке дня необходимо проставлять время, отводимое на освещение и обсуждение вопросов, и ответственных за их подготовку. Задача ответственных лиц — так подготовиться, чтобы уложиться с решением вопросов в отведенное время.
Опыт показывает, что 30—40 минут — вполне достаточное время для решения на совещании вполне серьезного вопроса.
При составлении повестки совещания, определении числа вопросов необходимо исходить из следующих рекомендаций. Длительность совещаний, по возможности, не должна превышать:
· проблемных совещаний - полутора - двух часов (после двух часов непрерывной работы большинству участников становится безразлично, как решится вопрос);
· инструктивных и оперативных совещаний — 20—30 минут.
Продолжительность, время проведения и частота заседаний во многом определяют их эффективность.
Отметим, что оптимальная длительность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет 40—45 минут. Поэтому в системе образования длительность академического часа принята 45 минут с обязательным последующим перерывом. У большинства людей физиологическая граница усталости при совместной работе равна одному часу. Поэтому через 40—70 минут у участников совещания ослабляется внимание.
Если без перерыва и дальше продолжать совещание, то у большинства участников наступает утомление. Такое состояние продолжается примерно 30—40 минут, после чего у присутствующих улучшается самочувствие, восстанавливается нормальное состояние, и дебаты вспыхивают с новой силой.
Но так как у большинства участников в последние полчаса внимание было выключено, выступающие зачастую начинают повторять предыдущих ораторов. Этот этап совещания специалисты называют «периодом отрицательной активности». Он характерен тем, что человек становится неуправляемым, ко всему относится нервозно и недоверчиво. Решения, принимаемые в это время, обычно отличаются экстремизмом.
Если же совещание продолжается без перерыва два часа, то более 90 % участников согласны на любое решение, лишь бы быстрее закончить заседание.
Таким образом, оптимальная продолжительность совещания — не более одного часа. Если же обстоятельства дела требуют более длительной работы, следует обязательно устраивать 5—10-минутные перерывы.
6. Требования к помещению.
1. Наилучшим местом для проведения совещания является специально оборудованное помещение: с круглым столом, настенными часами, без телефона и селектора (телефон и селектор желательно иметь в соседнем помещении, чтобы можно было, не отвлекая остальных, выйти и получить справку или пригласить понадобившегося специалиста).
2. Круглая форма стола способствует большей демократичности обсуждения. Она нивелирует разницу в служебном статусе, тогда как за вытянутым прямоугольным столом ближе к председательствующему садятся, как правило, участники с более высоким должностным или личностным статусом, а положение ведущего подчеркивается нахождением его во главе стола. Неплохие возможности в этом плане создает трапециевидный стол.
3. Если совещание проходит в кабинете руководителя (как это чаще всего бывает), необходимо отключить телефон и селектор (или хотя бы убавить громкость вызывающего зуммера), чтобы они не отвлекали, а тем более не раздражали участников совещания.
4. Помещение, где проходит совещание, должно иметь хорошую вентиляцию. Установлено, что отсутствие должной вентиляции уменьшает производительность умственного труда не менее чем на 10 %. Это влияет как на продолжительность совещания, так и на качество принимаемых на нем решений.
5. Имеет значение и температура в помещении: прохладный воздух способствует сокращению длительности совещания и, наоборот, температура выше обычной комнатной способствует ее увеличению.
6. Участники совещания должны сидеть не в креслах. Стулья должны быть жесткие.
7. Оповещение участников. О повестке совещания лучше информировать всех приглашенных письменно, так как письменная информация намного эффективнее устной: меньше искажений, больше обязательности.
В повестке дня следует приводить:
· время начала и окончания совещания;
· место, где оно будет проходить;
· четкую формулировку всех решаемых вопросов;
· фамилии докладчиков, содокладчиков и ответственных за вопросы;
· время, отведенное на каждый вопрос;
· место, где можно познакомиться с информацией по каждому вопросу.
Наиболее эффективно обсуждения проходят, когда заранее предлагается готовый проект решения (один или несколько его альтернативных вариантов). Лицо, которое готовит определенный вопрос, должно заблаговременно собрать замечания по проекту. Это значительно ускоряет решение вопроса на совещании.
Проведение совещания.
Цели председательствующего. Главная цель председательствующего на совещании — найти по всем вопросам повестки дня оптимальные решения за минимальное время. Для ее достижения он должен обеспечить отдачу от каждого участника и придать конструктивный характер обсуждению в целом.
У председательствующего имеются большие возможности для управления ходом выработки решения, но они не всегда используются в полном объеме.
Как правило, совещание начинается председательствующим традиционно: «Кто желает выступить по первому вопросу?».
Обычно раньше других берут слово люди более авторитетные, уверенные в себе, более высокого служебного положения и старшего возраста, которые задают тон и направленность обсуждению.
Однако предлагаемые ими решения нередко традиционны. Решительные, неожиданные, нестандартные предложения чаще исходят от более молодых их коллег. Но после выступления «мэтров», особенно выдержанных в безапелляционном тоне, у молодых пропадает желание высказать свою точку зрения, не совпадающую с уже провозглашенной. Таким образом, совещание лишается свежих идей и вместе с тем приобретает пассивных наблюдателей, бесцельно тратящих драгоценное время.
Как председательствующему избежать такого положения?
Ему следует организовать порядок выступлений, при котором их очередность будет обратной авторитету и положению выступающего. Тогда над участниками с более низким статусом не будет довлеть уже высказанное суждение более авторитетных товарищей.
2. Другой способ вызвать активность участников совещания — это требование выступления каждого из них. Ясно, что этого можно добиться при сравнительно небольшом числе лиц, участвующих в совещании. Если участник ни разу не высказался, нужен ли он на совещании? Поэтому приглашать следует только тех, кто может высказать полезное мнение.
3. В распоряжении председательствующего есть еще одно средство — регулировать направленность, деловитость выступлений. Для этого не следует допускать отклонений от существа вопроса, затягивания выступлений, стимулируя конкретность, содержательный анализ и реальные предложения. Если начало обсуждения выявило явную неподготовленность вопроса, то необходимо решительно снимать его с обсуждения с записью в протоколе замечания специалисту, готовившему вопрос за проявленную халатность.
4. Многое в процессе коллективного поиска решения зависит от тональности, в которой происходит обсуждение. Выступления некоторых участников могут отличаться излишней категоричностью, безапелляционностью по отношению как своих предложений, так и предложений, исходящих от других. Такой тон может нанести серьезный ущерб дискуссии, перевести ее в борьбу честолюбий. Сами по себе безапелляционность, категоричность могут, с одной стороны, настроить против выступающего, а с другой — «похоронить» новый, неординарный подход к решению вопроса. Поэтому председательствующий должен следить за корректностью выступающих, с этой же целью можно регулировать и очередность выступлений.
5. Председательствующий должен самым решительным образом пресекать резкие, бестактные высказывания одних участников по поводу других. Если же выступающему все же удалось больно задеть оппонента, то председательствующему, заинтересованному в активном участии «пострадавшего» в дальнейшем обсуждении, целесообразно поднять его статус на совещании уважительным обращением к нему.
6. Установлено, что при прочих равных условиях чаще начинают конфликтовать люди, сидящие напротив друг друга, и реже — сидящие рядом. Председательствующий, зная характеры приглашенных на совещание и их взаимоотношения, может, не привлекая к этому внимания, повлиять на рассаживание участников так, чтобы не оказались напротив друг друга те, кто могут «сцепиться» и помешать конструктивной работе.
7. Регламент совещания. Соблюдение процедурных моментов упорядочивает ход совещания. Начинаться и заканчиваться оно должно в заранее назначенное время, чтобы не подрывать доверия к руководителю и лицам, готовившим совещание.
8. Перерывы.Если число участников невелико, то целесообразны краткие перерывы через каждый час работы. Если приглашенных много, то через каждые полтора-два часа работы (это определяется необходимостью большего времени на то, чтобы все желающие могли выйти, а затем успеть войти и занять свои места).
Несмотря на это, перерывы на совещаниях часто не соблюдаются вследствие того, что:
- организаторы не воспринимают их надобность всерьез,
- хотят воспользоваться усталостью слушателей, когда они согласны на любое решение, лишь бы быстрее закончить.
9. Деловитость выступлений. Следует сжато и ясно излагать свои мысли, а для этого - тщательно готовиться к выступлению. Проанализировать материал, отделить главное от второстепенного, найти причины, вывести следствие. И как результат - предложить конкретные меры, аргументированные решения.
Некоторые докладчики, выступая без подготовки, тратят первые минуты на произнесение слов, не несущих никакой информации, а когда доходят до главного, то интерес слушателей уже пропадает. Поэтому председательствующий должен следить за тем, чтобы выступающий эффективно использовал предоставленное ему время.
10. Регламент выступлений. Одна из задач председательствующего — не позволять нарушать регламент выступлений. Чтобы не злоупотреблять вниманием слушателей, издавна применялись специальные приемы. Например, в некоторых племенах выступающий должен был стоять на одной ноге и поэтому старался говорить коротко. В датском парламенте устроено специальное приспособление, поднимающее трибуну все выше и выше по мере того, как оратор продолжает речь по истечении отведенного ему времени.
Некоторые специалисты считают, что в связи с большой нагрузкой председательствующего ему нужен помощник, который следил бы за соблюдением регламента. Например, когда осталось 3 или 1 минута и «время истекло», он делает знак выступающему и председательствующему (помощником обычно назначается кто-либо из участников, менее загруженный на совещании).
В помощь докладчику можно ставить песочные часы на 3, 5 или 10 минут, — в зависимости от принятого регламента выступлений.
Курение во время совещаний удлиняет их. Когда, например, в Польше ввели запрет на курение во время совещаний, то их продолжительность сократилась на 40 %. Стоит задуматься, не правда ли?
Нужны ли доклады? Доклад по обсуждаемому вопросу нужен далеко не всегда. Во многих случаях достаточно размножить и заблаговременно раздать участникам информационную справку, содержащую необходимый фактический материал и проекты решений. Такой порядок выгодно отличается от докладов, многие из которых подобны хорошему снотворному.