Переложение и уклонение от налогов
Переложение налогов – процесс перенесения налогового бремени с плательщика на конечного носителя налогов – население, которое принимает на себя основную тяжесть налогов. Переложение налогов связано с несовпадением по ряду налогов не только плательщика и носителя налога, но и объекта и источника обложения.
Переложение происходит в скрытой форме, как в сфере производства, так и в сфере обращения.
В сфере производства налоги, выплачиваемые за счет прибыли или дохода могут быть переложены путем интенсификации труда наемных работников, то есть относительного сокращения необходимого рабочего времени и увеличения прибавочного времени. Это наиболее скрытая форма переложения налога на наемных работников.
В сфере обращения налоги перелагаются через механизм цен.
Корпоративный подоходный налог может быть переложен на потребителей продукции предприятия за счет более высоких цен или на поставщиков ресурсов за счет заниженных цен на ресурсы. В случае налогообложения дохода хозяйствующих субъектов, организованных в форме акционерного общества перенос может быть осуществлен на акционеров путем выплат им более низких дивидендов в части, покрывающей всю сумму уплаченного субъектами налога или его доли.
Индивидуальный подоходный налог, выплачиваемый у источника не переносится, так как взимается с конечного дохода налогоплательщика. Однако, если по требованиям профсоюзов работникам будет увеличена оплата труда, появляется возможность переложения части налогов от работающих и работодателям. Последние путем повышения цен перекладывают повышение текущих затрат в части оплаты труда на потребителей продукции или услуг.
Что же касается индивидуального подоходного налога, уплачиваемого по декларации, то возможно, его переложение через повышение цен на оказываемые услуги (врачами, адвокатами, другими лицами свободных профессий).
Налоги на собственность переносятся частично. Так, при уплате налога на имущество юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью можно в случаях достаточного спроса завысить чистый доход на суммы налога и таким образом перенести его на потребителей продукции и услуг. Физические лица – мелкие собственники имущества – владельцы квартир могут переложить налог лишь в случае сдачи их в аренду, а в основном являются конечными плательщиками налога на имущество.
Аналогично переносятся другие прямые налоги, выплачиваемые за счет дохода: земельный, налог на транспортные средства.
Косвенные налоги обладают большей способностью к переложению. Налог на добавленную стоимость полностью переносится на потребителей, так как охватывает значительный диапазон продукции и услуг и у потребителей практически не остается выбора товара, не облагаемого данным налогом. В случае обложения акцизами и импортными таможенными пошлинами такой выбор имеется, так как потребители могут переориентироваться на замещающие товары и услуги, не облагаемые акцизами и пошлинами. В таком случае продавец будет вынужден снижать цены из-за падения спроса на его товары и налоговое бремя может быть распределено – частично перенесено на потребителя.
Налогообложение, в целом, – как при прямом, так и косвенном обложении – отрицательно влияет на производителей (продавцов) и потребителей товаров и услуг, что выражается в увеличении цен и сокращении объемов производства.
Помимо фактора эластичности спроса и предложения, возможность и степень переложения налогов через цены товаров и услуг зависит во многом от фаз экономического цикла: в период подъема создаются более благоприятные условия для повышения цен и переложение налогов совершается более интенсивно, и наоборот, при кризисе переложение затрудняется в связи с падением производства, ростом безработицы, уменьшением платежеспособного спроса населения.
Уклонение от уплаты налогов – намеренное сокрытие и уменьшение налогоплательщиком объекта обложения (прибыли, дохода, товарооборота, имущества) с целью полной или частичной неуплаты налоговых платежей. Подобные незаконные действия налогоплательщиков наносят серьезный ущерб государственным интересам: государственный бюджет недополучит значительные средства, создаются дополнительные криминальные источники доходов у нарушителей налогового законодательства, искажаются основные пропорции движения стоимости в сфере предпринимательской деятельности, в отрасли, регионе и т.д.
Причины уклонения от налогов могут быть разные:
1)значительное налоговое бремя, не позволяющее нормально осуществлять хозяйственную, предпринимательскую или иную деятельность; большое количество и высокие ставки налогов могут способствовать уходу субъекта налогообложения в «теневую» (нелегальную) экономику;
2)нечеткость налогового законодательства, обилие в нем дополнений, изменений, поправок, позволяющих по-разному трактовать положения и нормы инструкций и правил;
3)недостатки в организации налоговой службы;
4)умышленное преднамеренное стремление субъектов к неуплате налоговых сумм в целях использования их для обогащения или инвестирования в теневом бизнесе.
Огромные масштабы «теневой экономики», перевод денег на счета в банковские учреждения других стран, успешные усилия по занижению истинных масштабов предпринимательской деятельности, величины стоимости имущества – выводят из под контроля государства колоссальные суммы налоговых поступлений.
По некоторым данным нелегальная экономика в Казахстане составляет от одной трети до 40% валового внутреннего продукта. Неблагополучное положение в легальной экономике не позволяет полностью использовать ее налоговую базу для пополнения государственных финансовых ресурсов.
Сформировалась практика ведения «двойного» учета: для официальных органов и для собственного использования предпринимателей, в первом показываются лишь минимально допустимые результаты деятельности, во втором – истинные, необходимые для управления и развития бизнеса.
Административными положениями по налогам определены варианты действий налоговых органов при различных отклонениях от установленного порядка или нестандартных ситуациях при исчислении и уплате налогов; например, способы определения объекта обложения в случае нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, уничтожения или утраты учетных документов, несоответствия декларируемого дохода расходам на личное потребление, размеру имущества и других случаях.
Установлены меры принудительного взыскания налогов; наложения ареста на имущество налогоплательщика с возможной последующей реализацией имущества и зачета сумм в счет причитающихся к уплате налогов, пени и штрафов, приостановления хозяйственных операций. Определена ответственность за различного рода нарушения налогового законодательства: например, непредставление или представление с нарушениями установленных сроков налоговой отчетности в налоговые органы, неуплата или неполная уплата сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет путем неотражения или занижения объекта налогообложения, неправильного исчисления налогов, инициирование ложного или преднамеренного банкротства, сокрытие имущества, местонахождения налогоплательщиков, использование фиктивных счетов-фактур.
Установлены жесткие меры ответственности в уголовном порядке за злостные нарушения налогового законодательства, причинившие значительный ущерб государству: ответственные лица субъектов хозяйствования наказываются, в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на обусловленный срок, привлекаться к общественным либо исправительным работам, а также лишению свободы до трех лет.
Однако все перечисленные меры не устраняют проблему уклонения от налогов. Только по результатам проверок органов налоговой службы суммы доначислений составляют одну треть бюджетных доходов. Налогоплательщиками применяются все более изощренные способы сокрытия объектов налогообложения и доходов, учащаются случаи предоставления налоговым службам искаженных данных.
Существуют разнообразные способы уклонения от налогообложения. Наибольшее распространение получило уклонение от уплаты прямых налогов. По косвенным налогам это затруднено из-за особенностей их взимания. Но совершение товарно-денежных операций без участия банков, то есть фактическое сокрытие операций купли-продажи от учета, делает возможной неуплату акцизов, налога на добавленную стоимость.
Уклонению способствует деятельность «фирм-однодневок», создаваемых для обналичивания и сокрытия дохода.
Уклонение от налогообложения может быть связано с неудовлетворительной постановкой бухгалтерского учета или его отсутствием, например, в крестьянских или фермерских хозяйствах.
По налогообложению доходов наиболее характерным способом уклонения является занижение размеров дохода путем увеличения издержек производства или обращения (вычетов); Занижение налогооблагаемого дохода также достигается отношением на вычеты (себестоимость) затрат, которые должны покрываться за счет дохода, оставляемого в распоряжении плательщика и расходов не связанных с предпринимательской деятельностью.
Распространенным способом уклонения от налогообложения дохода является занижение и сокрытие выручки от предпринимательской деятельности.
Возможности неуплаты или недоплаты индивидуального подоходного налога, удерживаемого источника выплаты дохода, связана с распространившейся практикой расчетов по оплате труда в натуральном выражении, то есть продукцией предприятия или продукцией полученной по бартеру. В подобных случаях трудности возникают с реальной оценкой натуральной оплаты, которая может быть занижена для целей налогообложения. Широко распространена практика завышения расходов на оплату труда путем выписки нарядов на подставных лиц, привлечения работников к «выполнению» работ по договору подряда, контракту, оказание фиктивных услуг со стороны, оформляемых документально.
При обложении доходов или имущества числе физических лиц применяется способ дробления дохода на несколько частей для уменьшения прогрессии обложения, преувеличение доходов, на которые распространяются скидки по закону.
Возможны и другие способы уклонения, связанные с особенностями исчисления издержек производства, порядком регистрации фирм, компаний, организаций: списание на издержки представительских расходов, затрат на рекламу и т.д.
Применяются способы фиктивной регистрации объекта обложения на территории, где действует количество льготы или ниже норма налогообложения.
Возможности уклонения от налогов открываются и в международных финансово-экономических отношениях. Для этого используются так называемые «налоговые убежища» страны, где проводится политика привлечения капиталов из-за рубежа путем предоставления широких налоговых льгот. Регистрация бизнеса в такой стране позволяет вывести из-под налогообложения получаемую прибыль, процентные доходы, дивиденды. Подобные цели достигаются регистрацией бизнеса в оффшорных, свободных, специальных зонах, где налоговый режим ослабляется или не обязательно декларирование доходов по законодательству. Здесь же могут быть организованы фиктивные дочерние компании, филиалы, через которые проходят платежи и осуществляется налоговое маневрирование с целью занижения налогов или полного их избежания.
Неуплата или заниженная уплата налоговых сумм порождает падение «налоговой морали», эффект безнаказанности подрывая авторитет государственных органов и самого государства. Поэтому борьбе с уклонением от уплаты налогов должно придаваться первостепенное значение в работе налоговых органов.
Вопросы:
1. Что такое налоги? В чем заключается экономическая сущность налогов?
2. Когда возникли налоги?
3. Назовите классические и современные принципы налогообложения.
4. В чему сводится соблюдение «вертикального равенства» в системе налогообложения?
5. Раскройте значение «принципа простоты» и «экономическая нейтральность налогообложения».
6. В чем проявляется сущность налогов?
7. Каково значение перераспреледительной функции налогов?
4. Приведите практическую реализацию функции налогов как регулирующей
5. Что такое налоговая политика?
6. Дайте определение понятию «налоговая система»?
7. Приведите основную классификацию налогов по различным признакам.
8. Разграничьте понятия между прямыми и косвенными налогами.
9. Назовите налоги какие налоги относим к общим и специальным.
10. Назовите способы взимания налогов.
11. Какие существуют методы налогового учета? Какой из методов налогового учета запрещен в РК. Обоснуйте свой ответ.
12. Назовите основные налоги и сборы, взимаемые на территории РК.
13. Дайте определение понятию налоговый механизм.
14. Назовите и охарактеризуйте элементы налогообложения.
15. Дайте разграничение понятиям «налоговые льготы» и «отсрочка от налогов».
16. Назовите виды налогового контроля
17. Что такое налоговая политика?
18. Каково построение современной структуры налогового механизма?
19. Чем характеризуется Новый Налоговый Кодекс РК?
20. Какие налоги относятся к косвенным? Какова их особенность на современном этапе?
21. Какова особенность взимания НДС в РК?
22. Каково экономическое значение взимания акцизов?
23. Назовите налоги на доходы в РК. Какова особенность взимания КПН в РК?
24. Какие виды доходов формируют СГД налогоплательщика?
25. Назовите налоговые вычеты при расчете КПН.
26. Назовите ставки взимания КПН?
27. Какова роль ИПН в системе налогообложения?
28. Какие виды налогов и платежей взимаются с недропользователей?
29. Какова роль взимания НДПИ?
30. Раскройте значение социального налога.
31. Какие налоги относятся к налогам на собственность?
32. Какие особенности взимания Налога на транспортные средства?
33. Раскройте экономическое значение взимания земельного налога.
34. Обозначьте роль налога на имущество в части взимания налогов на собственность?
35. Что такое специальный налоговый режим?
36. Разграничьте понятия «»сборы», «платы» и «пошлина»?
37. Что такое налоговый менеджмент? Каково значение государственного налогового менеджмента?
38. Назовите уровни налогового менеджмента? Охарактеризуйте их.
39. Дайте определение понятию «государственный налоговый менеджмент»? назовите цели и задачи.
40. Раскройте значение понятия «корпоративный налоговый менеджмент».
41. Переложение и уклонение от налогов в системе корпоративного налогового менеджмента.