Основная проблема кризис-менеджмента
Основная методологическая и практическая проблема кризис-менеджмента состоит как раз в том, что, - поскольку в отношении одной и той же социально-экономической или политической системы должны применяться поочередно разные типы кризис-менеджмента, - важнейшее значение приобретает вопрос о моменте, когда один тип кризис менеджмента должен сменить другой, а потом – наоборот.
Результативность – категория абсолютная, результат ни с чем сравнивать не надо: он либо есть, либо его нет.
Эффективность- это относительная оценочная категория, основанная на сравнениях нескольких параметров: полезного результата и затрачиваемых ресурсов, реальных результатов и плановых показателей, показателей данного предприятия и среднеотраслевых показателей или лучших в отрасли.
Содержание чрезвычайного кризис-менеджмента на микроуровне
Примерный перечень основных элементов чрезвычайного кризисного менеджмента:
(а) экспресс-анализ кризисной ситуации;
(б) быстрая выработка решений по стабилизации кризиса;
(в) реализацию чрезвычайных мер по стабилизации ситуации;
(г) глубокая и тщательная диагностика кризисных проблем;
(д) выбор и выработка антикризисной стратегии;
(е) разработка плана кризисных мероприятий;
(ж) создание организационного механизма управления реализации плана кризисных мероприятий: отчетности, выработки рекомендаций и корректировки кризисного плана;
(з) реализация плана кризисных мероприятий.
Не все эти элементы обязательны к исполнению, некоторые, - в зависимости от конкретной ситуации, - можно пропустить, объединить и (или) совместить во времени. Ниже элементы чрезвычайного кризисного менеджмента применительно к предприятию рассматриваются подробнее.
Экспресс-анализ (экспертная оценка) состояния предприятия
При первых признаках «экономического недомогания» первое, что надо сделать, - провести экспресс-анализ состояния предприятия, обратив внимание на его важнейший параметр - платежеспособность. Цель экспресс-анализа состояния предприятия состоит в том, чтобы быстро определить, не развивается ли на предприятии острый кризис, угрожающий катастрофой в ближайшем будущем, и есть ли хоть малейшие шансы этой катастрофы избежать.
Сроки проведения экспресс-анализа зависят от сложности и масштабов бизнеса, стадии кризиса и достоверности данных о хозяйственной деятельности предприятия. Обычно, он проводится за период от одного дня до недели (в отношении крупных предприятий). Экспресс-анализ проводится в три этапа, которые должны быть адаптированы к ситуации на конкретном предприятии: - сбор информации; - анализ информации и подсчет (калькуляция) данных; - оценка результатов.
Эти исследования могут быть выполнены посредством проведения деловых встреч с руководством, интервьюирования персонала, сравнительного анализа и оценки бухгалтерской отчетности, инвентаризации обязательств предприятия и анализа его производственных мощностей.
Программа стабилизации
Программа стабилизации является программой срочных мероприятий по сохранению предприятия. В первую очередь устанавливаются надлежащие контакты с основными заинтересованными сторонами (поставщиками, потребителями, кредиторами, акционерами, органами государственного контроля и регулирования). Стабилизация неосуществима при нестабильных внешних и внутренних связях.
Неотъемлемой частью программы стабилизации предприятия является установление текущих финансовых потребностей предприятия и введение ежедневного учета денежных потоков. Также должны быть отражены все платежи, необходимые для продолжения хозяйственной деятельности (т.е. фонд заработной платы, арендные и коммунальные платежи)..
К основным мероприятиям программы стабилизации для выхода из финансового кризиса относятся:
- контроль финансовых потоков, включающий в себя меры по обеспечению контроля всех обязательств и платежей, которые должны использоваться в соответствии с «движущимся» прогнозом перемещения денежных средств;
- изменение структуры оборотного капитала посредством действий по работе с кредиторами, взысканию дебиторской задолженности, сокращению остатков товарно-материальных запасов и реализации избыточных активов;
- если в ходе реализации программы стабилизации выявляется, что возможно сокращение издержек, то оно должно быть предпринято немедленно, даже если оно не имеет отношения к реализуемой стратегии.
Проведение краткосрочных действий в начале кризис-менеджмента является критической фазой, необходимой, среди прочего, для поддержания информированности заинтересованных сторон. Это позволяет установить взаимные обязательства и доверие между руководством и всеми заинтересованными сторонами