Характеристика цен и их виды. Общие и специфические факторы ценообразования. Методы ценообразования на продукцию (услуги)
I. Цена – денежное выражение стоимости товара, работы и услуг.
Функции цены:
1.Учетно-измерительная – состоит в том, что является средством учета и измерения затрат общественного труда на производство отдельных видов продукции.
2.Распределительная – сводится к тому, что с помощью цен осуществляется перераспределение части доходов первичных субъектов хозяйствования и населения.
3.Стимулирующая – используется для мотивации повышения эффективности хозяйствования, обеспечение необходимой прибыльности каждому нормально работающему производителю, посреднику и непосредственно продавцу.
Классификация цен:
1.По уровню установления и регулирования:
· Центрально-фиксированные и регулируемые цены (установленные гос-вом);
· Договорные (договоренность покупателя и продавца);
· Свободные.
2.В зависимости от особенности купли-продажи:
· Мировые - это цены, по которым осуществляются большие экспортно-импортные операции, которые в значительной мере характеризуют состояние международной торговли конкретными товарами.
· Оптовые – это цены, по которым продается и покупается продукция предприятий и фирм – производителей.
· Закупочные – это оптовые цены, по которым сельскохозяйственные предприятия, население, а также другие производители сырья реализуют свою продукцию.
· Розничные - по этим ценам товары поступают через разные торговые каналы непосредственно к потребителям в личное пользование или производство.
· Тарифы грузового и пассажирского транспорта;
· Тарифы на платные услуги.
Виды цен:
1.Базисная – это цена товара с фиксированными в прейскурантах параметрами качества, размера, химического состава.
2.Демпинговая – искусственно заниженная цена товаров, применяемая как средство вытеснения конкурентов с рынка.
3.Дифиринцированая – цена, которая дифференцируется в пределах определенного района или по др. признакам.
4.Номинальная – цена товаров указанная в прейскурантах, биржевая котировочная цена товара.
5.Пристижная – цена на уникальный товар или товар , который пользуется повышенным спросом.
6.Продажная - конечная цена по которой продавец реализует товар потребителю.
7.Цена СИФ – цена во внешней торговой деятельности, которая включает стоимость товара, транспортные затраты и страхование грузов.
8.Твердая – цена, которая устанавливается в момент подписания контракта и не изменяется на протяжении его действия.
9.Фактурная – зависит от условий заключенной сделки между импортером и экспортером.
10.Цена ФОБ – контрактная цена во внешней торговли, которая включает стоимость товара и все затраты экспортера на доставку в порт отправления.
II. Общие и специфические факторы ценообразования
Вся совокупность факторов делится на две группы: общие и специфические.
· Общими факторами, являются:
- гибкость спроса: рост цен предопределяет уменьшение спроса и наоборот;
- высокие технические параметры и низкая стоимость эксплуатации: они важные для потенциального покупателя не меньше, чем цена;
- ориентация на получение прибыли и оценка потенциальных покупок учитывая их эффективность: факторы, которые влияют на выбор товара покупателем, за степенью их важности размещаются в такой последовательности: качество, техническое обслуживание, цена;
- способность предоставлять готовому изделию большей привлекательности для покупателей.
· специфические факторы :
- Сырье подлежит лишь той обработке, которая облегчает ее использование или транспортировка или приводит ее в соответствие с действующими стандартами.
- Основные материалы, как правило, покупают согласно спецификации, обработанной на базе действующих стандартов. Именно наличие стандартов является главным фактором ценообразования на основные материалы.
- Вспомогательные материалы выполняют на разно отраслевых предприятиях почти одинаковые функции и в связи с этим имеют стойкий спрос.
- В связи с естественным стремлением покупателей максимально ограничить количество поставщиков узлов и агрегатов, последние обычно приобретут непосредственно у производителей, которые устанавливают цену на них с учетом имиджа своей продукции на рынке.
- За установление цен на основное оборудование учитывается его универсальность или наоборот - специализация. Что высшая специализация оборудования, то строгие требования как к эксплуатационным параметрам, так и к цене.
- Цена единицы вспомогательного оборудования всегда заметно низшей за цену на основное оборудование.
III. Методы ценообразования на продукцию:
1.«Средние затраты + прибыль» -цена формируется на основе себестоимости + прибыль, которая устанавливается самим п/п.
2.На основе целевой фиксированной прибыли Ц= Зпер + (Зпост + П)/К
3.На основе субъективной ценности товара – устанавливается с учетом потенциального или же реального выявленного спроса.
4.По уровню текущих цен.
5.На основе результатов закрытых торгов.
6.По уровню спроса предусматривает установление цены с помощью пробной продажи товаров в разных сегментах рынка.
7.По месту происхождения товара – состоит в том, что товар предоставляется транспортной организацией на условиях франко-вагон.
8. Установление единой цены с включением в нее затрат на доставку.
9.Установление зональных цен.
10.Установление цены относительно базисного пункта.
11.Установление цен с принятием на себя затрат на доставку.
13.Установление цены со скидками.
4.Стратегия развития предприятия и бизнес-планирование. Тактическое и оперативное планирование.
I.Стратегия (прогнозирование)развития п/п –это научное обоснование возможных количественных и качественных изменений его состояния в будущем, а также альтернативных способов и сроков достижения ожидаемого состояния.
Принципы прогнозирования:
1.Целенаправленность – предусматривает содержательное описание поставленных заданий.
2.Системность – предусматривает построение прогноза на основе системы методов и моделей, которые характеризуются определенной иерархией и последовательности.
3.Научная обоснованность – предусматривает учет объективных законов развития общества, используя мировой опыт.
4.Многоуровневое описание – описание объекта, как целостное явление и одновременно как элемент целостной системы.
5.Информационное единство – предусматривает использование информации на одинаковом уровне обобщения и целостности признаков.
6.Адекватность закономерностей – предусматривает выявление и оценку стойких взаимосвязей и тенденций развития объекта.
7.Последовательные решения неопределенности – предусматривает продвижение целей и условий, которые сложились к определению возможных направлений развития.
8.Альтернативность – предусматривает выявление возможности развития объекта при условии разных проектировок, различных взаимосвязей и структурных взаимоотношений.
Бизнес-планирование является непременной составной частью организации любой предпринимательской деят-ти. Бизнес-план – это документ, который подтверждает или опровергает целесообразность инвестирования создания той или др. новой разновидности продукции. Он описывает все основные аспекты будущей организации выпуска новой продукции промышленного п/п, анализируя все проблемы, с которыми может оно столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Задача бизнес-плана – тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность и реалистичность.
Основными разделами бизнес плана является:
- краткое описание продукции или услуг;
- обзор рынка;
- маркетинговая стратегия;
- производственный план;
- финансовый план;
- факторы риска;
- приложения.
II.Планирование - процесс определения целей и выбора оптимального пути их достижение.
Тактическое планирование –
Оперативное планирование -
Элементы структуры тактических планов п/п:
1.Маркетинговая деятельность – составление маркетинговых планов для основных изделий и общий план для всей продукции п/п.
2.Производственная деят-ть – планируется выпуск продукции в натуральном выражении и по стоимости, обоснование производственной программой п/п.
3.Научно-иследовательские, конструкторско-технологические и экспериментальные работы.
4.Трудовые кадры, социальное развитие коллектива – планируется набор персонала, фонд з/п, производительность, условия труда и быта.
5. Капитальные вложения – инвестиции, строительно-монтажные работы, действие ОФ.
6.Материально-техническое обеспечение – потребность в материальных ресурсах и источники его удовлетворения.
7.Организазия производства, труда и управления – усовершенствование форм и методов управления, структурная перестройка.
8.Природо-охраная деят-ть –рациональное использование природных ресурсов.
9.Внешне-экон-кая деят-ть – результаты экспортно-импортных операций.
10.Затраты, прибыль, рентабельность – планируется себестоимость изделий и всего объема продукции, прибыли и рентабельности.
11.Финансовая деят-ть – баланс доходов и затрат, взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения.