Связи с общественностью (PR): цели, задачи, функции и методы
Цели Public Relations
Осуществление Public Relations можно разделить, согласно Сэму Блэку, на три группы целей:
1) активные действия по достижению доброжелательности;
2) сохранение репутации;
3) внутренние отношения.
Российский специалист по PR И.Л. Викентьев выделяет пять целей РД-мероприятий: позиционирование PR-объекта; возвышение имиджа; снижение имиджа; отстройка от конкурентов; контрреклама. I
1. Под позиционированием в PR понимается формирование и поддержание позитивного имиджа. В позиционировании нуждаются отдельные личности, идеи, предприятия, товары, города. Иногда возникает необходимость преподнести их через новую, более яркую идею, чтобы сделать их более привлекательными для потребителей. Например, в компании De Beers появилась идея позиционирования бриллиантов как символа совершенства и дара к Миллениуму.
2. Возвышение имиджа представляет собой ситуацию, когда аудитория, на которую оказывается воздействие, получает больше, чем она ожидала. Например, американский президент Б. Обама во время своей предвыборной кампании мог лично отвечать простым людям на письма.
3. Снижение имиджа направлено на уменьшение количества потребителей товара, выборных голосов, авторитета и т.д. Например, Н. Хрущев развенчал культ личности И. Сталина, рассказав о его преступлениях против советского народа.
4. Отстройка от конкурентов представляет возвышение своего имиджа при одновременном снижении имиджа соперника. Этот прием очень часто используют в политическом PR. Например, производитель кваса «Никола» придерживается лозунга по отстройке конкурентов — «Всякой химии бойкот! Пей Николу круглый год», «Нет коланизации квас здоровье нации».
5. Контрреклама имеет целью восстановление сниженного имиджа в глазах общественности. В случае с контррекламой надо возвышать уже пониженный имидж, то есть восстанавливать кредит доверия у целевой аудитории.
Выделяют внешнюю и внутреннюю функции PR.
Внешняя функция направлена на создание и поддержание положительного имиджа организации среди слоев и групп общественности, являющихся внешними по отношению к организации, на информирование о деятельности организации и ее продуктах. Эта функция может быть направлена на общественность, которая отрицательно относится к деятельности организации. Такое отношение может быть вызвано выпуском продуктов низкого качества или их небезопасностью для здоровья, нарушением норм экологической безопасности, несчастными случаями, отдельными действиями руководителей и сотрудников организации. Обычно плохие новости в СМИ получают очень быстрое распространение, и их надо стремиться нейтрализовать.
Внутренняя функция направлена на создание и поддержание корпоративной социальной ответственности внутри организации. Речь идет о высокой репутации организации среди ее персонала, формировании благожелательного климата внутри организации, поддержании чувства ответственности и заинтересованности в делах администрации.
Свои функции PR могут выполнять в следующих сферах человеческой деятельности:
· общественных отношениях;
· правительственных отношениях;
· международных и межнациональных отношениях;
· отношениях в промышленности и финансах;
· средствах массовой информации.
Служба PR решает следующие задачи:
•создание положительного образа компании в глазах потребителей и широкой общественности;
•поддержание репутации организации на должном уровне;
•установление доверительных отношений между компанией и общественностью;
•расширение сферы влияния компании на потребителей;
•повышение осведомленности потребителей о компании и ее деятельности
· установление и поддержание связей с прессой;
· предотвращение кризисных ситуаций, выход из них;
· лоббирование своих интересов на уровне власти для влияния на процессы принятия решений, затрагивающих отрасль и компанию.
К методам PR относятся следующие:
· использование печати (статьи руководителей, проверяемые ответственным за связи с общественностью);
· выпуск пресс-релизов;
· проведение пресс-конференций и приемов;
· дача интервью;
· посещение самой организации деловыми партнерами, представителями
· СМИ и общественности;
· направление писем в редакцию (в колонку «Редакционная почта»);
· спонсорская деятельность;
· лоббистская деятельность.