Тема 12. Интеграция организационной структуры
1. Горизонтальная интеграция.
2. Вертикальная интеграция.
3. Диверсификация.
Горизонтальная интеграция – укрупнение предприятия путем присоединения социально-экономических единиц той же отрасли и сферы деятельности. Горизонтальная интеграция может сопровождаться значительным ростом прибыли, так как происходит увеличение доли рынка предприятия. Однако здесь существует ряд моментов, которые необходимо учитывать.
Во-первых, вновь образовавшееся предприятие должно определить ассортимент товаров и услуг, который оно будет поставлять на рынок.
Во-вторых, горизонтальная интеграция требует определенного количества усилий, связанных с регистрацией и оформлением нового предприятия.
Несомненно, горизонтальная интеграция имеет преимущества. Однако ее отличие от других способ интеграции заключается в том, что она имеет неоднозначный характер. Поэтому необходимо подробно рассмотреть ее достоинства и недостатки.
Преимущества:
1) увеличение общего и резервного капитала предприятия, что обеспечивает более стабильное существование;
2) объединение имеющегося опыта в решении важных вопросов и задач;
3) возможность использования одним предприятием недостающих ресурсов за счет присоединенного предприятия;
4) увеличение доли на рынке и, как следствие, упрочнение позиции предприятия;
5) возможность разработки и создания инновационного проекта с использованием ресурсов обоих предприятий;
6) возможность увеличения ассортимента товаров и услуг;
7) повышение конкурентоспособности предприятия.
Но вместе с тем существует и определенное количество недостатков горизонтальная интеграции:
1) проблемы на руководствующем уровне;
2) проблемы на уровне персонала;
3) интегрированные предприятия, как правило, оказываются менее гибкими к изменениям внешней среды по сравнению с малыми и средними предприятиями;
4) объединение ранее конкурентных предприятий может привести к занятию слишком большой доли на рынке;
5) сосредоточение значительных преимуществ в руках определенного количества интегрированных предприятий может привести к тому, что малые предприятия начнут испытывать большие трудности, а возникновение новых станет серьезной проблемой.
2. Вертикальная интеграция – это проникновение предприятия во взаимосвязанные отрасли без привлечения посторонних субъектов. Такая интеграция также дает значительные финансовые выгоды, но в отличие от горизонтальной требует меньше финансовых затрат. Кроме того, вертикальная интеграция является мерой с долей риска.
Различают два основных вида вертикальной интеграции, таких как:
1) вертикальная интеграция «вперед» - рост предприятия осуществляется за счет создания или укрепления систем распределения и сбыта, т.е. систем, находящихся между предприятием и потребителем.
2) Вертикальная интеграция «назад» - рост предприятия осуществляется за счет создания дочерних предприятий, специализирующихся на производстве и снабжении.
Применение метода вертикальной интеграции в условиях кризиса будет эффективно в том случае, если кризис связан с недостатком материалов для процесса производства из-за высоких цен на них, нехватки поставщиков, высоких затрат на посреднические структуры. Кроме того, мотивацией может служить и желание собственников усилить конкурентное положение предприятия на рынке.
Несмотря на меньшую долю риска вертикальной интеграции, она все же имеет свои недостатки: увеличение издержек; высокий уровень концентрации всех стадий производства в рамках одного предприятия может привести к серьезным проблемам финансового и производственного характера в условиях быстрого развития технологий; при изменении спроса на продукцию неизбежны потери.
3. В современных условиях получил развитие такой способ, как объединение горизонтальной и вертикальной интеграции. Охват всех стадий производства и продажи продукции с одновременным расширением может быть совершенно новым этапом в развитии предприятия. Однако стоит отметить, что такой способ требует действительно огромных финансовых затрат, поэтому не может являться рациональным в плане преодоления кризиса. Диверсификация – это проникновение предприятия, которое может осуществляться в двух направлениях: в связанные с существующим бизнесом отрасли и в не связанные отрасли, т.е. те, которые не имеют отношения к основной деятельности предприятия. Предприятие выбирает направление диверсификации в зависимости от степени развития и уровня специализации. Анализ рынка показывает, что предприятия, использующие связанную диверсификацию. Различают три основных вида диверсификации:
- концентрическая – заключается в поиске и дальнейшем использовании возможностей для расширения производства на уровне существующего бизнеса, т.е. основное производство остается главным, а новое возникает за счет найденных возможностей или технологий;
- горизонтальная – освоение новых возможностей за счет создания нового продукта, отличного от основного;
- конгломеративная – рост предприятия за счет производства качественно новой продукции, не связанной с основной, сбыт которой будет происходить на новых рынках.
Таким образом, интеграция организационной структуры – это многосторонний подход. Предприятие в условиях кризиса может выбрать для себя наиболее подходящую стратегию с минимальными потерями. Для выбора наилучшего варианта необходимо тщательное исследование не только состояния предприятия, но и внешних факторов, а также учет возможных вариантов развития. Все это подразумевает под собой комплексный подход к выбору способа интеграции.