Бухгалтерский учет бюджетных организаций, его отличия и особенности
Порядок организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Для учреждений бюджетной сферы бухучет имеет очень большое значение. Ведь, благодаря ему, появилась возможность контролировать целесообразность проведения той или иной хозяйственной операции, соблюдать нормы и нормативы по расходованию денежных средств, трудовых и материальных Общие требования, предъявляемые к бюджетному учету.
Инструкцией устанавливается единый подход и порядок, позволяющий вести бюджетный бухгалтерский учет в государственных, региональных, муниципальных и прочих органах власти.
Проводимые бюджетными организациями операции непременно сопровождаются первичными документами, данные с которых группируются по датам, на момент их (операций) совершения, и накопительным способом заносятся в регистры (журналы). Потом журналы операций подписываются непосредственным исполнителем и главным бухгалтером, а по окончании месяца обороты по счетам (их данные) переносятся в Главную книгу.
По завершению месяца обработанные первичные документы собираются в хронологическом порядке и сшиваются.
Комплексная автоматизацияучета позволяет связывать процесс обработки первичной документации и оформление операций на соответствующих разделах Плана счетов бюджетного учета.
Бухгалтерский учет бюджетных организаций, его отличия и особенности
В принципе суть учета остается той же: доведение правдивой и достоверной информации о деятельности бюджетной организации до лиц, заинтересованных в ней, однако отражение на счетах проводимых операций абсолютно другое.
Бухгалтерский учет бюджетных организаций имеетспецифические нюансы и особенности, к ним относятся:
- организация учета с использованием статей бюджетной классификации;
- постоянный контроль над исполнением расходной сметы;
- расходы фактические и кассовые, их выделение в учете в отдельную группу;
- отраслевые особенности учета в структуре отрасли;
- тщательное следование требованиям нормативных документов и их выполнение.
Следует отметить, что отличительные черты присуще также и системе кодировки, а это означает, что бюджетные учреждения используют свой, специфичный план счетов, чтобы учитывать исполнение сметы расходов. Специфичность заключаетсяв содержании номера счета Плана счетов бюджетного учета, состоящий, в свою очередь, из 26 разрядов и структурированный следующим образом: с 1 по 17 – это коды бюджетной классификации, с 18 по 26 – это коды счета бюджетного учета.
Также стоит обратить внимание, что бухгалтерский учет бюджетных учреждений предусматривает появление новых классов и счетов. Это связано непосредственно с имеющимися особенностями работы самих учреждений. Здесь не ведется коммерческая деятельность, не получается прибыль, поэтому нет и счетов, “завязанных” на этом.
Относительно отчетности, ее составления и предоставления вышестоящим органам- можно отметить, что организации бюджетной сферы сдают их согласно своим спискам и графикам сдачи отчетов.
16. Учёт затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг.
Для учета затрат по изготовлению готовой продукции, выполнению работ, оказанию услуг используется счет 0 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг", который включает в себя счета для учета различных составляющих себестоимости продукции, работ, услуг.
Себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Указанные затраты группируются следующим образом :
1) прямые затраты - непосредственно связаны с производством единицы готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг и полностью относятся на их себестоимость.
При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.
2)накладные расходы - связаны с производством различных видов продукции (работ, услуг) и распределяются между ними пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, объему выручки от реализации или иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Накладные расходы можно распределять одним из следующих способов, то есть пропорционально:
- прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;
- объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Способ распределения накладных расходов должен быть зафиксирован в учетной политике учреждения. Он устанавливается учреждением либо самостоятельно, либо в соответствии с рекомендациями органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Применяемый способ распределения накладных расходов должен обеспечить оптимальную степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.
3) общехозяйственные расходы - не связаны непосредственно с производством, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг либо относятся на увеличение расходов текущего финансового года - в нераспределяемой части.
4) издержки обращения - сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров на рынке .