Институциональные особенности социальной работы
Исходя из понимания социального института как исторически сложившейся, устойчивой формы организации совместной деятельности людей, можно выделить формализованные и неформализованные группы институтов, осуществляющих различные виды помощи.
1. К формализованным институтам относятся как специально для этой цели предназначенные, так и реализующие функцию помощи наряду с другими. Часть формализованных институтов социальной помощи и защиты были созданы государством: социальное обслуживание населения, образование, пенитенциарная система, армия, здравоохранение.
Центральное место среди перечисленных институтов занимает социальное обслуживание (система социальных служб). Именно социальные службы обычно и развивают социальные программы.
Социальная служба представляет собой совокупность государственных и негосударственных структур и учреждений, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющие преодолеть трудную жизненную ситуацию отдельного человека или социальной группы.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995) социальные службы – это предприятия и учреждения, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Социальная служба является организационной формой социальной работы, обеспечивающей реализацию социальной политики государства. Согласно вышеназванному закону, система социальных служб носит территориально- ведомственный характер.
Особое место в государственной системе социальной работы занимают федеральные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный занятости населения РФ, Республиканский (федеральный) социальной поддержки населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Образование, здравоохранение, учреждения культурытакже решают задачи социальной помощи разным категориям населения. Так, например, органы опеки и попечительства, призванные защищать права детей, помогать детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, входят в состав органов управления образованием. Образовательные учреждения различного типа оказывают социальную помощь детям, подросткам и молодежи, обучающимся в них, т.е. предоставляя образовательные услуги, школа, лицей, колледж, вуз, учреждение дополнительного образования фактически занимаются предоставлением и социальных услуг.
Вооруженные силы, пенитенциарная система предназначены для иных социальных целей, здесь возникает необходимость в помощи военнослужащим, осужденным и находящимся в заключении. Как правило, для выполнения функций социальной защиты и помощи в учреждениях вышеперечисленных институтов создаются службы (отделы, управления) социальной работы.
К негосударственным формализованным институтам социальной помощи относят: церковь, общественные организации (в том числе профессиональные союзы, политические партии, движения), благотворительные фонды, производственные предприятия (различных форм собственности).
Негосударственные формализованные институты социальной помощи могут играть роль социального инвестора (реализуя собственный финансовый ресурс на определенных условиях) либо социального исполнителя (кадровый и организационный ресурсы), используя финансовый ресурс иных институтов, в том числе и государства. В этом случае создаются конфессиональные или общественные социальные службы.
Церковь традиционно понимается как объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом, религиозная община; она способна осуществлять благотворительную деятельность, опираясь на консолидированные ресурсы, а также на возможности представителей религиозной общины.
Существуют также благотворительные организации, члены которых исповедуют те или иные религиозные взгляды. Ведущая из них – Армия спасения – международная религиозно-филантропическая организация (создана в Англии в 1865 г.).
Профсоюзами называют добровольные организации трудящихся с целью защиты социально-экономических прав и интересов своих членов. В нашей стране профессиональные союзы являются объектами социальной защиты и помощи, им предоставлены права в сфере труда и его оплаты, быта, культуры. Профсоюзы могут использовать собственные финансовые возможности для единовременных выплат пособий, приобретения и передачи конкретному лицу необходимых предметов (натуральная форма помощи).
Политические организации– партии, движения, объединения – создаются для выражения интересов социальных групп, они объединяют, как правило, наиболее активных представителей этих групп. Политические организации могут создавать собственные социальные учреждения, а также активно участвовать в социальной политике, изучая общественные потребности (нужды тех или иных категорий населения) и предлагая социальные программы в ходе предвыборной борьбы.
Благотворительные фонды – это, как правило, неправительственные организации, которые финансируют различные благотворительные программы за счет средств фирм, банков, организаций и отдельных лиц. Фонды не только используют существующие финансовые ресурсы, но и увеличивают их в результате экономической деятельности.
Коммерческие и финансовые структуры также занимаются благотворительностью. Практически каждый из 2 тыс. членов Ассоциации российских банков в той или иной мере вовлечен в эту деятельность. Наращивание объемов финансовой помощи сопровождается совершенствованием форм и механизмов работы в некоммерческом секторе. В 1990-х гг. в банках стали создаваться специализированные подразделения (отделы, департаменты, управления) для решения комплекса вопросов, связанных с этим направлением деятельности. Ряд крупных банков пошли по пути создания собственных благотворительных фондов.
Негосударственные промышленные предприятия реализуют функции социальной работы как на своей территории (по отношению к работникам предприятия), так и за его пределами – в качестве инвесторов и организаторов благотворительной деятельности.
Во многих западных странах действует сложившаяся за многие десятилетия разветвленная система государственных, некоммерческих (благотворительных, добровольческих) и коммерческих (частных) социальных служб. В европейских странах, как правило, основную нагрузку в предоставлении социальных услуг несут государственные службы. Они предоставляют услуги социальных работников, социально-бытовое обслуживание на дому, услуги детских дошкольных учреждений, реабилитационные услуги для людей с ограниченными возможностями, включая организацию надомной работы, надзор за детьми, оставшихся без родителей, помещение детей в приемные семьи, обслуживание в стационарах для инвалидов и престарелых и др. В США и Канаде государственные службы в основном занимаются оказанием финансовой помощи, а большую часть социальных услуг предоставляют социальные службы общественных и добровольческих организаций, а также частные службы, в которых занята основная масса дипломированных социальных работников.
Таким образом, в практике социальной работы европейских государств одним из самых фундаментальных принципов является принцип субсидарности, предполагающий законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Этот законодательно закрепленный принцип вменяет в обязательство государству осуществлять «поиск» так называемых свободных носителей для привлечения их к реализации социальных программ. Только в тех случаях, когда такого рода предложения отсутствуют, создаются государственные учреждения. При наличии нескольких общественных предложений и инициатив государственные ведомства на основе конкурсного отбора финансируют наиболее перспективные проекты.
2. Неформальные институты помощи включают в себя семью (родственников), соседство, приятельство, частных благотворителей и могут быть использованы формализованными (институтами социальной работы) для увеличения внешних ресурсов.
Реализация семьей, ближайшими родственниками тех или иных видов помощи связана с моральной ответственностью за людей, которые идентифицируются как родные (брак или кровное родство), а также необходимостью и возможностью взаимопомощи для совместного выживания. Семья и близкие родственники оказывают эмоционально-психологическую, материальную (финансовую, в том числе и безвозмездную), действенную, связанную с исполнением тех или иных функций (увеличение временного потенциала) индивида, семьи.
Институт приятельства (дружбы) в сфере помощи имеет схожий механизм действия: приятель (приятели), друг (друзья) воспринимаются как близкие люди, отношения с которыми строятся на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Институту соседства присущ более стихийный и случайный характер: основанием для реализации человеком собственных ресурсов с целью оказания помощи соседу является субъективно отражаемая необходимость и возможность совместного выживания, практичность взаимопомощи и взаимоподдержки. Соседство, в силу территориальной близости сторон, обеспечивает простоту взаимодействия.
Частную благотворительность осуществляет отдельное лицо, не связанное с нуждающимся какими-либо родственными, приятельскими, соседскими отношениями.