Рынок образовательных услуг и его особенности. Провалы рынка и проблемы справедливости.

Образовательная услуга:

Характерные черты образовательной услуги:

• нематериальность - саму по себе услугу нельзя выделить в некоей вещной форме,нельзя хранить и перемещать услугу, а также осуществлять с ней иные действия, возможные для материального объекта (можно. Например, записать лекцию, но в полной мере она не будет произведена – не будет визуальной, звуковой или эмоциональнойсоставляющей);

• неотделимость от субъекта, оказывающего услугу - услуга оказывается только в процессе деятельности субъекта, эту услу гу оказывающего. Прекращение деятельности означает прекращение услуги (учитель вышел из класса - его деятельность по оказанию образовательной услуги прекратилась, и прекратилась (прервалась) сама услуга);

• возможность потребления услуги только в процессе ее оказания - прекращение услуги означает одновременно прекращение ее потребления (Учащиеся не могут получать от учителя знания и навыки, если учитель вышел из класса);

• неэквивалентность услуги и результата ее потребления - В процессе передачи знаний от учителя к учащемуся происходит двойное преобразование информации: первый раз в процессе передачи учителем (от собственных представлений в формы, до- ступные для восприятия), второй — в процессе усвоения учеником, т. е. от доступных для восприятия форм к собственным представлениям учащегося:

- учитель передает учащимся свои знания, умения и навыки, используя для этого доступные ему средства, приемы и мето- ды, преобразуя имеющуюся у него информацию в формы, необходимые и удобные для ее усвоения учащимися;

- учащиеся воспринимают передаваемые знания в меру сво- их способностей и особенностей восприятия, формируя у се- бя (заметим — индивидуально, каждый в отдельности) свое представление о передаваемых учителем знаниях, свои ин- дивидуальные знания, умения и навыки, формируют свой, новый образ воспринимаемой информации.

Образовательная услуга (и любая другая тоже) является благом, поскольку приносит какую-то пользу тому, кто ее потребляет. И это дает основания для определения цены этой услуги, т. е. некоторого денежного эквивалента пользы, полученной потребителем. Образовательная услуга – это и результат производства, и объект потребления, поэтому ее перемещение от производителя к потребителю представлено в форме товарообмена процесса (с одновременным потреблением). Иначе говоря, производитель услуги получает денежный эквивалент, а потребитель, заплативший деньги, получает нематериальное благо, представляющее для него некую пользу. Никакой разницы между куплей-продажей товаров в виде материальных объектов этот процесс, в общем виде, не имеет.

Ценность услуги заключается в наращивании способностей человека, т. е. для получения возможностей заработать больше денег.

Рынок:

Образовательная услуга может продаваться и покупаться, как товар. Соответственно, на отношения купли- продажи образовательных услуг действуют все законы рыночных отношений и условия обеспечения устойчивости этих отношений:

• покупатели образовательных услуг должны иметь надежную информацию о происходящем на рынке, о ценах и качестве услуг у разных продавцов;

• для новых производителей образовательных услуг должны быть созданы возможности свободно и быстро войти и утвердиться на рынке;

• не должно существовать преимущества крупномасштабного производства, разоряющего малые предприятия и ведущего к монополии;

• распределение доходов должно быть более или менее равномерным, поскольку от этого зависят суверенитет потребителя и устойчивость рыночной экономики.

Коротко говоря, основным условием устойчивости рыночных отношений является полная свобода и, одновременно, полное же равноправие участников: производители должны иметь возможность оказывать любые образовательные услуги, не мешать друг другу, не препятствовать появлению других производителей; потребители должны иметь возможность потреблять те услуги, которые считают нужным, и выбирать производителя.

Несостоятельность рыночного механизма:

- естественная монополия: возникает в тех случаях, когда эффект роста масштаба производства так велик, что одна единственная фирма сможет обеспечивать весь рынок данного вида продукции или услуг, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем другие конкурирующие фирмы. В этой ситуации конкуренция является нерентабельной, а в ряде случаев просто бессмысленной. Естественная монополия предполагает наличие некоторого ” естественного“ ресурса, доступ к которому носит в некотором смысле ограниченный характер, или ограниченного спроса, который может быть удовлетворен ограниченным числом производителей.

”Ограниченный“ спрос - спрос на образовательные услуги: численность детей, которые обучаются в школе, хотя и значительна, но ограничена общей численностью детей соответствующей возрастной группы и фактором их расселения по территории. Поэтому и спрос на соответствующие образовательные услуги также ограничен. Если, например, в областном центе имеется высшее учебное заведение (или несколько), то создавать новое имеет смысл только при наличии достаточно большого рас- хождения между контингентом студентов и числом желающих по- лучить высшее образование. Создание нового учебного заведения будет сопряжено со значительными издержками и, на этой основе, существенной ценой на образовательные услуги, превышающей, естественно, цену уже действующего учебного заведения. Следовательно, образование в силу ограниченности спроса на его услуги несет в себе элемент естественной монополии.

(противодействие развитию отдельных категорий учебных заведений (частных, например) под вывеской борьбы за качество образования, затруднение в открытии новых учебных заведений (лицензии, аттестация, аккредитация), закрытие доступа частных учебных заведений к бюджетным средствам, в том числе на проведение научных исследований, и прочее. Справедливости ради следует отметить, что этими же средствами достигается улучшение деятельности существующих учебных заведений, но проблему монополии это не снимает)

- внешние эффекты: потребление этого блага индивидом оказывает влияение на других агентов.

Для работодателей: более квалифицированные работники;

Для сограждан: более разумный выбор ;

- общественное благо: согласно Беляеву С.А., образование не является общественным благом, а относится к благам частным, обладающим чертами общественного блага.

Причем набор этих черт и их оценка зависят от общественного восприятия образования и, вероятно, различны в разные исторические периоды. Возникает естественный вопрос: ” Почему образование в таком случае оплачивается преимущественно государством, т. е. обще- ством?“. Ответ, скорее всего, относится к категории ” так сложилось исторически“. На определенном этапе общественная оценка отнесла образование к благу более общественному, чем частному, не заботясь при этом об определении количественного значения этой оценки. Эта оценка была соответствующим образом законодательно оформлена, государство приняло на себя обязательства по финансовому обеспечению образования. Теперь отказаться от го- сударственного финансирования образования или уменьшить его масштабы практически невозможно. Все мероприятия по ” экономии“ бюджетных средств сокращения расходов не дают.

(Общественные блага:

- предельные издержки предоставления индивидуальному потребителю равны нулю;

• потребление характеризуется значительными внешними эффектами, т. е. последствия потребления проявляются не сразу, вне сферы потребления данного товара (услуги), масштабы последствий могут существенно превышать потребление;

• предотвращение доступа к общественному благу дополнительных потребителей либо технически невозможно, либо требует ” запретительно“ высоких издержек.)

Образование в качестве блага доступно только для тех, кто его непосредственно получает, т. е. для учащихся. В целом в государстве это действительно многие. Но непосредственно потреблять это благо могут только те, кто учится в конкретном классе или учебной группе, поскольку образовательная услуга потребляется в процессе ее оказания. Потребляют услугу классами или группами по двадцать пять человек (или меньше, или немного больше), в число которых можно попасть или не попасть, даже находясь на тер- ритории государства, региона или муниципального образования. О причинах ” непопадания“ говорить не будем, важно, что даже в школу бывает проблематично поступить. Ограничить доступ в класс легко.

Главная проблема рынка: Важной отличительной особенностью образовательной услуги как товара считается выраженная асимметрия информации, т.е. невозможность (по некоторым оценкам — принципиальная невозможность) оценить качество приобретаемой услуги в момент ее потребления. В чем причина асимметрии информации? Возможно, она не одна и состоит в том, что при осуществлении купли-продажи образовательной услуги:

• отсутствует общепринятая и общепонятная терминология, позволяющая продавцу и покупателю одинаково понимать характеристики услуги и оценивать ее пользу;

• результат потребления услуги проявляется далеко не сразу (так называемый временной лаг) и, возможно, не в ожидаемой степени (можно переплатить или не доплатить, в зависимости от спроса или актуальности после получения образования);

• отношения касаются не материального объекта, а невещественного взаимодействия;

• имеет место ”нормальное“ искажение информации (о чем уже говорилось выше).

Наши рекомендации