Первая ступень: 45-секундная презентация
Задачи «нулевой стадии» — завязать отношения с человеком и пробудить в нем решимость построить свой бизнес. Если вы на этом этапе начнете рассказывать о своем «автомобиле» - компании, продуктах, маркетинговом плане и так далее - первая его реакция будет такой: наверное, для всего этого надо быть прирожденным продавцом или хотя бы иметь опыт продаж. Между тем 95% людей не являются продавцами по своей природе, и вы рискуете получить отказ. Это не тот результат, который вам нужен.
Начните с мечты. Для этого проведите с кандидатом беседу о том, как бы он хотел построить свою жизнь, если бы стал ее хозяином.
Эффективный способ завязать такой разговор — носить значок с надписью: «Стань хозяином своей жизни». Мой собственный опыт говорит о том, что это производит удивительный эффект. Многие, очень многие люди подходили ко мне и спрашивали: «Как мне стать хозяином своей жизни?»
Когда такое происходит, отвечайте: «Прежде чем Я вам отвечу, позвольте задать Вам вопрос. Вы знаете кого-нибудь, кто любит путешествовать или ездить куда-либо в отпуск?» Вы можете ожидать ответа как «да», так и «нет». Большинство ответят: «Да, я и сам люблю». Если ответ «нет» - вам не повезло. Зачем вам спонсировать человека, который не знает никого, кто любил бы получать удовольствие от жизни? Заметьте: вы не спрашиваете собеседника, любит ли он сам путешествовать. Вы говорите о третьих лицах, спрашиваете, «знает ли он кого-нибудь»?
Большинство людей ответят на ваш вопрос утвердительно, и вы можете продолжить: «Вы знаете, что для путешествия необходимы три вещи: время, деньги и здоровье. Если Я расскажу вам, как получить все это, вам это будет интересно?»
Если вам ответят «нет», разговор окончен. Разве это не здорово: понять, что вы попусту потеряли время, спустя всего пять минут после начала разговора, и не потратили нескольких часов на организацию домашней встречи и «презентации возможностей»?
Если ответ положительный - вам остается только вручить кандидату свою визитку с логотипом «Стань хозяином своей жизни» и текстом «45-секундной презентации» на обратной стороне. Вам потребуется 45 секунд, чтобы сказать об этом. А прочитать текст большинство людей успеет за 30 секунд. Закончить надо словами: «Если вам это интересно...» Кроме всего прочего, этот подход отметает одну из распространенных отговорок людей, не желающих заниматься бизнесом: «У меня нет времени». Заметьте: мы не отнимаем у людей много времени (подробнее об этом ниже).
Сейчас самое время вручить кандидату книгу «45-секунд-ная презентация, или Уроки на салфетках». В ней объясняется, что такое сетевой маркетинг и как преуспеть в этом бизнесе. Ваш следующий вопрос: «Скажите, что для вас значит быть хозяином своей жизни?» Это одновременно и самая просто сложная, и самая простая часть презентации. Простая - потому что она не включает диалога. Сложная - потому что вам придется помолчать и послушать. Для прирожденных продавцов это всегда непросто.
Поймите: чем больше человек говорит, тем более перспективным кандидатом он может стать. На «горячих сессиях» (позже я объясню, что это такое), я обхожу стол и задаю этот вопрос каждому человеку. Можете спросить своего друга: «Что бы ты делал, если бы твоя жизнь полностью принадлежала тебе?»
Если человек надолго задумывается и в конце концов отвечает, что не знает, вы можете спросить: «Ну ладно. Вы любите путешествовать?» Если ответ отрицательный или человек говорит, что никогда не задумывался об этом, - он, скорее всего, малоперспективный кандидат.
Помните: неважно, о чем человек мечтает - об огромном доме, о лодке, самолете, автомобиле или иных приобретениях. Может быть, он хочет уделять больше времени своей семье, общественной жизни или политике. О чем бы человек ни мечтал - этого можно достичь, влившись в наш бизнес. Самое главное состоит вот в чем: если у человека вообще нет мечты - это не кандидат. Даже если он случайно вольется в бизнес, он станет просто оптовым покупателем, но никогда не превратится в активного дистрибьютора. Вот почему необходимо предоставить человеку слово и услышать его ответ.
После того как он закончит отвечать на ваш вопрос, вы говорите: «Что ж, я полагаю, что, суммировав все время, которое вы тратите на сон, работу, на дорогу туда и обратно и другие ежедневные обязанности, мы получим следующий результат: у среднего человека остается всего пара часов для себя».
Дайте собеседнику поразмышлять над вашими словами 22 секунды. И пять секунд - на очередной вопрос: «Скажи мне, Билл, что для тебя значит быть хозяином своей жизни?» Семнадцать секунд на то, чтобы сказать: «Конечно, время сна можно не учитывать». И всего одна секунда понадобится, чтобы спросить: «Ты хотел бы распоряжаться большей частью своей жизни?»
Когда я веду семинары, я спрашиваю присутствующих: «Кто из вас хотел бы распоряжаться большей частью своей жизни? Иметь время, деньги и здоровье и делать то, что хочется?» Просто от неожиданности обычно все сразу же поднимают руки.
Позвольте мне объяснить, почему, как мне кажется, этот подход так хорошо работает. Во-первых, потому что большинство людей не распоряжаются по-настоящему своим временем. Однако они не понимают этого. Они так заняты выживанием, тем, чтобы свести концы с концами, что им некогда остановиться и подумать. У них нет времени даже на то, чтобы спросить себя о чем бы то ни было.
Образно говоря, вы как бы кладете камешек каждому в туфлю. В вашу туфлю когда-нибудь попадал камешек? Вы идете дальше и надеетесь, что он как-нибудь сам собой выскочит. Но этого не происходит. Рано или поздно вам придется что-то предпринять, верно?
Итак, вы положили каждому в туфлю по камешку. Можно сказать и иначе: вы посеяли зерно, которое рано или поздно прорастет. Они приходят на работу, и у них неудачно складывается день. Босс предъявляет к ним претензии. «Камешек» становится больше. Их дети говорят: «На той неделе наша школьная команда выезжает на загородную игру. Ты сможешь поехать со мной?»
А папаша отвечает: «Прости, сынок. Я не смогу, мне надо на работу». И «камешек» еще немного увеличивается. Вот что важно: внедрив в сознание человека концепцию в целом, вы посеяли зерно, которое непременно прорастет.
Ключевая идея этого подхода состоит в том, что, как только человек приближается к тому рубежу, на котором он говорит: «Пожалуй, пора что-то сделать с этим камешком в моей туфле», он просто обречен на домашний бизнес в сетевом маркетинге. Нет другого выхода в рамках здравого смысла.
Если кто-то ответит: «Что ж, Дон, я ведь могу выиграть в лотерею», я спрошу его, купил ли он лотерейный билет на этой неделе. И кроме того, видели ли вы когда-нибудь, что происходит с людьми, выигравшими в лотерею? Через три-пять лет они оказываются в худшем материальном положении, нежели до выигрыша. Что случилось с тем парнем, который три года назад выиграл 3,6 миллиона долларов? В течение двух недель его атаковали друзья, прося одолжить им денег, и он в конце концов умер от сердечного приступа.
Можно, конечно, заняться каким-либо иным бизнесом, кроме сетевого маркетинга. Некоторые из вас уже занимаются этим, остальные наверняка знают кого-то, кто имеет свой бизнес. Правда, однако, состоит в том, что этот бизнес не позволяет им стать хозяевами своей жизни. Например, мы с моей женой Нэнси много пет назад открыли кафе и владели им около четырех лет. За это время у нас было всего три выходных дня. Кафе было открыто круглосуточно 7 дней в неделю, у нас работали 35 тинейджеров. Это был ужас! Так что мы хорошо знаем, что такое НЕ быть хозяевами своей жизни.
На одном семинаре пару лет назад, где присутствовало около 300 человек, я попросил поднять руки тех, кто ожидает значительного наследства. Шесть человек подняли руки. Я обратился к остальным: «Хотели бы вы быть на их месте? Ждать чьей-то смерти 10, 20 или 30 лет с неясными шансами?» Все засмеялись.
Есть всего несколько вещей в жизни, которые можно гарантировать на 100%. В двух вещах мы уверены: мы все в один прекрасный день родились на свет и когда-нибудь все мы умрем. И есть еще одна вещь, которую можно на 100% гарантировать: если вам приходится работать и у вас есть друзья, которые работают, то никому из вас не стать хозяевами своей жизни, если вы не решитесь заняться на дому сетевым маркетингом.