Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств.

Тема 1.5. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств.

План:

1. Процесс исполнения бюджета по расходам. 2. Принципы исполнения бюджета в РФ 3. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. Домашнее задание: БК РФ ст.219; 247; 250; приказ Минфина России от 01.09.2008г. «О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (в ред. приказа от 27.12.2013 №.140н).
1.Исполнение бюджета по расходам – процесс, который обеспечивает финансированиеорганизаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов: - казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация и исполнение бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Казначейство является кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетный учреждений. - банковская,когда функцию организации исполнения бюджета выполняет центральный банк (коммерческие банки). - смешанная,для которой характерно обслуживание бюджетных счетов, как казначейством, так и центральным банком. Схема доведения средств ФБ до производителей ТРУ, действовавшая до создания системы казначейства: Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. - student2.ru Для совершенствования бюджетного процесса в РФ был осуществлен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета Это связано с тем, что при банковской системе для государства был затруднен контроль за правильностью и эффективностью использования бюджетных средств. При казначейской системе уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что позволяет усилить контроль за их целевым использованием.. Схема доведения средств ФБ до производителей ТРУ при казначейской системе Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. - student2.ru Участники процесса исполнения бюджета: главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения, финансовые и банковские учреждения. Главный распорядитель бюджетных средств (министерства, ведомства) – орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении. Выступает в суде от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности, по искам подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств –орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя средств, получающая ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов федерального бюджета от главного (вышестоящего) распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении. Получатель бюджетных средств –орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств, имеющие право на получение бюджетных ассигнований и принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса ставит задачу выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной классификации расходов по каждому направлению использования бюджетных средств. Задачи исполнения бюджета: – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику. – финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. – правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов. Бюджетная роспись составляется и утверждается в установленном порядке и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.Одновременно с утверждением бюджета на год устанавливается размер оборотной Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. кассовой наличности на начало следующего года. Т.е. сумма резерва, предназначенного для покрытия временных кассовых разрывов, подлежащая восстановлению к началу нового года.
2.Бюджетный кодекс РФ определяет принципы исполнения бюджета: 1. Финансирование осуществляется с единого счета бюджета (все средства бюджетополучателей находятся на едином счете) – принцип единства кассы. Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого перечисляются средства поставщикам ТРУ. Положительные стороны: - появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. При банковской системе исполнения бюджета такая возможность отсутствовала и финансовые органы могли проводить только последующий контроль, когда средства уже были использованы. Предварительный контроль – контроль над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Бюджетные средства можно использовать только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям БК РФ, утвержденным сметам и лимитам бюджетных обязательств. - минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между бюджетными учреждениями и органами казначейства. - появляется возможность перераспределения средств, т.к. средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет планировать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов. 2. Учет финансирования ведется в разрезе лицевых счетов, открытых распорядителям и получателям бюджетных средств. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе распоряжаться владелец счета. 3. Планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации РФ – принцип прозрачности бюджета. Для действенного контроля за исполнением бюджета необходимо сделать прозрачным, подконтрольным весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Т.е. все уровни бюджета должны быть более подробными и выполняться гласно по каждому направлению. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. В РФ доходы и расходы всех уровней бюджетов рассматриваются в разрезе единой бюджетной классификации (функциональная, экономическая, ведомственная классификация, и т.д.). 4. Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Бюджетное обязательство – признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью. Лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяцев. Лимиты бюджетных обязательств ужесточают контроль финансирования, соизмеряя его с реальными доходами бюджета. Цель использования лимитов (могут утверждаться помесячно или поквартально): Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. - корректировка объема бюджетных средств, обязательных для расходования в месячный или квартальный срок; - распределение квартальных объемов бюджетных средств по месяцам. 5. Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок ТРУ для нужд бюджетных учреждений. Казначейское исполнение бюджет позволяет значительно повышать качество планирования расходов за счет остатков средств на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств в разрезе Бюджетной классификации и по срокам нахождения на счетах неиспользуемых средств. Санкционируя договоры, орган казначейства совместно с финансовым органом оптимизирует планирование расходов по времени, сокращает суммы финансирования по тем статьям, по которым регулярно остаются остатки на счетах. БК РФ декларирует заключение договоров и проведение конкурсов с целью закупок ТРУ для нужд казенных и бюджетных учреждений при закупках на сумму свыше 2000 МРОТ. Проведение конкурсов позволяет: - минимизировать стоимость закупок; - минимизировать возможные злоупотребления со стороны руководителей учреждений; - контролировать закупку ТРУ в соответствии со сметой или ПФХД; - проверить заключаемые договоры на их соответствие гражданскому и бюджетному законодательству;
- отследить сроки оплаты по заключенным договорам во избежание роста кредиторской задолженности.
3.Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета – величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при исполнении полностью зависит от доходов. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономики по следующим принципам:, • территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации; • отраслевой – расходы министерств и ведомств; • функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: • обеспечение функционирования законодательных, представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, а также их территориальных органов; • функционирование федеральной судебной системы; • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; • национальная оборона и обеспечение безопасности государства; • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; • государственная поддержка атомной энергетики; • фундаментальные исследования и содействие научно-техничес­кому прогрессу; • исследование и использование космического пространства; • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; • реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; • осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и др. • Финансирование отдельных видов расходов может проводиться из бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Это могут быть расходы на: • государственную поддержку отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др.; • обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, социальной защиты населения, охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов; • прочие цели, находящиеся в совместном ведении. На основе закона о федеральном бюджете на соответствующий год правительство издает постановление о мерах по реализации этого закона, где конкретизированы механизмы и порядок расходования средств федерального бюджета и поставлены задачи министерствам и ведомствам по исполнению бюджета. Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов.Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых можно проводить финансирование: 1) составление и утверждение бюджетной росписи; 2) утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов; 3) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; 4) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Каждый этап санкционирования расходов бюджета имеет свои особенности. 1. Составление и утверждение бюджетной росписи. Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств. 2. Утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов. Главные распорядители на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств дово­дятся в форме уведомлений и не дают права учреждению на расходование бюджетных средств. После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету . Смета (для казенного учреждения) – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований. Получатели средств федерального бюджета представляют утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствующий орган казначейства для контроля за расходованием средств. 3. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств. Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов могут принимать обязательства по расходованию средств федерального бюджета путем составления платежных и иных документов. 4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию. Орган казначейства, где открыт лицевой счет получателю бюджетных средств, может отказаться подтвердить принятые денежные обязательства исключительно в следующих случаях: • при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям, предъявляемым к платежным и иным документам, необходимым для совершения расходования средств; • при несоответствии принятых бюджетных обязательств закону о бюджете доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств; • при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения; • при блокировке расходов. Блокировка расходов бюджета – сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых денежных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. Блокировке могут быть подвергнуты только те расходы федерального бюджета, финансирование которых в соответствии с законом о бюджете связано с определенными условиями либо по которым выявлено нецелевое использование бюджетных средств. В ходе исполнения федерального бюджета по представлению главных распорядителей бюджетных средств в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения по следующим основаниям: • в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов! • путем уменьшения ассигнований на сумму, израсходованную получателями бюджетных средств незаконно или не по целевому назначению, по предписаниям контрольных органов Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты; • в случае образования в ходе исполнения федерального бюджета экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В этом случае главные распорядители представляют в Минфин России обязательство о недопущении кредиторской задолженности по тем статьям экономической классификации расходов, по которым уменьшаются лимиты бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств не могут быть изменены после истечения половины срока их действия. В случае задержки финансирования более чем на 2 мес. либо при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением на квартал, бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Наши рекомендации