Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств.
Тема 1.5. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств.
План:
1. Процесс исполнения бюджета по расходам. 2. Принципы исполнения бюджета в РФ 3. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. Домашнее задание: БК РФ ст.219; 247; 250; приказ Минфина России от 01.09.2008г. «О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (в ред. приказа от 27.12.2013 №.140н). | ||
1.Исполнение бюджета по расходам – процесс, который обеспечивает финансированиеорганизаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов: - казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация и исполнение бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Казначейство является кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетный учреждений. - банковская,когда функцию организации исполнения бюджета выполняет центральный банк (коммерческие банки). - смешанная,для которой характерно обслуживание бюджетных счетов, как казначейством, так и центральным банком. Схема доведения средств ФБ до производителей ТРУ, действовавшая до создания системы казначейства: Для совершенствования бюджетного процесса в РФ был осуществлен переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета Это связано с тем, что при банковской системе для государства был затруднен контроль за правильностью и эффективностью использования бюджетных средств. При казначейской системе уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что позволяет усилить контроль за их целевым использованием.. Схема доведения средств ФБ до производителей ТРУ при казначейской системе Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. Участники процесса исполнения бюджета: главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения, финансовые и банковские учреждения. Главный распорядитель бюджетных средств (министерства, ведомства) – орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении. Выступает в суде от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности, по искам подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств –орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя средств, получающая ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов федерального бюджета от главного (вышестоящего) распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении. Получатель бюджетных средств –орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств, имеющие право на получение бюджетных ассигнований и принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса ставит задачу выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной классификации расходов по каждому направлению использования бюджетных средств. Задачи исполнения бюджета: – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а так же доходов в целом и по каждому источнику. – финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. – правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов. Бюджетная роспись составляется и утверждается в установленном порядке и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.Одновременно с утверждением бюджета на год устанавливается размер оборотной Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. кассовой наличности на начало следующего года. Т.е. сумма резерва, предназначенного для покрытия временных кассовых разрывов, подлежащая восстановлению к началу нового года. | ||
2.Бюджетный кодекс РФ определяет принципы исполнения бюджета: 1. Финансирование осуществляется с единого счета бюджета (все средства бюджетополучателей находятся на едином счете) – принцип единства кассы. Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого перечисляются средства поставщикам ТРУ. Положительные стороны: - появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. При банковской системе исполнения бюджета такая возможность отсутствовала и финансовые органы могли проводить только последующий контроль, когда средства уже были использованы. Предварительный контроль – контроль над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Бюджетные средства можно использовать только после проверки соответствия платежных и иных документов требованиям БК РФ, утвержденным сметам и лимитам бюджетных обязательств. - минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между бюджетными учреждениями и органами казначейства. - появляется возможность перераспределения средств, т.к. средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет планировать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов. 2. Учет финансирования ведется в разрезе лицевых счетов, открытых распорядителям и получателям бюджетных средств. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе распоряжаться владелец счета. 3. Планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации РФ – принцип прозрачности бюджета. Для действенного контроля за исполнением бюджета необходимо сделать прозрачным, подконтрольным весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Т.е. все уровни бюджета должны быть более подробными и выполняться гласно по каждому направлению. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. В РФ доходы и расходы всех уровней бюджетов рассматриваются в разрезе единой бюджетной классификации (функциональная, экономическая, ведомственная классификация, и т.д.). 4. Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Бюджетное обязательство – признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджетной росписью. Лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 месяцев. Лимиты бюджетных обязательств ужесточают контроль финансирования, соизмеряя его с реальными доходами бюджета. Цель использования лимитов (могут утверждаться помесячно или поквартально): Урок 32 Исполнение бюджетов по расходам. Принятие и исполнение бюджетных обязательств получателями средств. - корректировка объема бюджетных средств, обязательных для расходования в месячный или квартальный срок; - распределение квартальных объемов бюджетных средств по месяцам. 5. Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок ТРУ для нужд бюджетных учреждений. Казначейское исполнение бюджет позволяет значительно повышать качество планирования расходов за счет остатков средств на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств в разрезе Бюджетной классификации и по срокам нахождения на счетах неиспользуемых средств. Санкционируя договоры, орган казначейства совместно с финансовым органом оптимизирует планирование расходов по времени, сокращает суммы финансирования по тем статьям, по которым регулярно остаются остатки на счетах. БК РФ декларирует заключение договоров и проведение конкурсов с целью закупок ТРУ для нужд казенных и бюджетных учреждений при закупках на сумму свыше 2000 МРОТ. Проведение конкурсов позволяет: - минимизировать стоимость закупок; - минимизировать возможные злоупотребления со стороны руководителей учреждений; - контролировать закупку ТРУ в соответствии со сметой или ПФХД; - проверить заключаемые договоры на их соответствие гражданскому и бюджетному законодательству;
|