Сбалансированная система показателей
Сбалансированная система показателей1 (ССП) позволяет четко обозначить стратегию развития организации и претворить ее в жизнь. Результатом внедрения ССП должна стать организация, ориентированная на стратегию.
Внедрение системы ССП получает широкое распространение в практике российских организаций. Например, опрос на сайте Superjob.ru, проводимый с 29 августа по 2 сентября 2008 г. и охвативший 350 респондентов, показал следующее распределение систем управления в компаниях2:
• по ключевым показателям (KPI) — 33%;
• управление по целям (МВО) — 19%;
• управление по корпоративным ценностям (MBIJ) — 4%;
• другое — 10%;
• никакое — 22%;
• затрудняюсь ответить — 12%.
Сбалансированная система показателей в классическом варианте должна содержать четыре составляющие, отражающие стратегически важные аспекты деятельности предприятия (табл. 3.11). Каждая составляющая содержит в себе ключевой вопрос, с которым она ассоциируется. Ответы на эти вопросы являются целями, достижение которых и будет свидетельствовать о продвижении по пути реализации
Таблица 3.11
Составляющая | Ключевой вопрос |
Финансы | Как стратегия повлияет на финансовое состояние компании? |
Клиенты | Как мт.1должны выглядеть перед нашими клиентами, чтобы реализовать свою стратегию? |
Внутренние бизнес-процессы | Какие процессы стратегически важны? |
Обучение и развитие | Как мы будем поддерживать нашу способность к изменению и совершенствованию, чтобы реализовать стратегию? |
стратегии. Между составляющими существуют четкие причинно- следственные связи (рис. 3.13).
Концепция системы сбалансированных показателей — новый инструмент повышения результативности деятельности сотрудников и эффективности работы компании. В общих чертах ССП можно назвать философией управления эффективностью.
Многие крупные зарубежные компании уже внедрили данный метод
Рис.3.13 Причинно-следственные связи ССП
подходы к оценке эффективности и внедряется в крупных компаниях с учетом российской специфики.
Главное достоинство СС11 — возможность связи бизнес-процессов и повседневных действий работников со стратегическими целями компании. Эго позволяет в текущем режиме отслеживать исполнение как отдельных участков, так и всей стратегии организации. Основное направление внедрения ССГ1 — нахождение главной стратегической цели компании и ее реализации путем контроля за системой основных контрольных показателей.
Главной ошибкой при внедрении ССП специалисты признают неправильную идентификацию показателей системы и, как следствие, перегруженность сотрудников информацией. Необходима четкая идентификация показателей и минимизация информационных потоков, приходящихся на одного работника. Тогда возникает ситуация, в которой работник понимает и может анализировать поступающую информацию. После идентификации параметров необходимо разра-f ботать целевые значения показателей эффективности.
Бюджетирование как технология имеет достаточно почтенный возраст, тем не менее оно до сих пор не потеряло своей актуальности и используется практически всеми компаниями (особенно в странах с устоявшейся рыночной экономикой). В то же время растет понимание, что бюджетирование как система управления имеет и объективные ограничения. Основные из них — недостаточное использование нефинансовых показателей и ориентация на решение краткосрочных задач в ущерб долгосрочным. Это привело к появлению и широкому распространению различных систем управления по показателям эффективности. В то же время и системы KPI, и системы бюджетирования, оказывая поддержку в принятии управленческих решений, решают и собственные специфические задачи: одна — в области финансового, другая — в области стратегического управления. Зарубеж-'" ный опыт показывает, что наиболее эффективной в применении становится единая система, совмещающая функции и задачи как KPI, так и бюджетного управления. Оторванность систем друг от друга — причина неэффективной мотивации руководителей подразделений кдостижению стратегических целей. Как правило, после установления целевых показателей Кпри конъюнктурных отклонениях (которые неизбежны) затраты на мероприятия урезаются, но целевые показатели KPI высшим руководством если и пересматриваются, то с явной неохотой и без должного обоснования, что ведет к их невыполнению и дискредитации самой идеи эффективного стратегического управления по KPI.
Решить эти проблемы позволяет совмещение систем в единое целое. ТЗ табл. 3.12 показано, как при осуществлении различных функций управления в единой системе проявляется синергетический эффект.
Таблица 3.12