Глава 3. Организация и нормативное регулирование аудиторской

Деятельности в России

· Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

· Саморегулируемые организации аудиторов

· Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов

· Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций

· Права и обязанности аудируемых лиц.

Система нормативного регулирования аудиторской

Деятельности в РФ

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой для принятия множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется.

В международной практике сложились различные подходы к регулированию аудиторской деятельности: от жестко централизованной со стороны государства (государственное регулирование), до системы саморегулирования посредством профессиональных общественных аудиторских организаций (саморегулирование).

Так, например, во Франции, где Корпорация экспертов бухгалтеров (действующая с 1945 г.) находится под патронажем Министерства финансов, а Объединение комиссаров по счетам (действующая с 1968 г.) – Министерства юстиции и судебных органов, пользователями результатов аудита, представленных вместе с финансовой отчетностью, является государство, то есть в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью.

В США, Великобритании пользователями результатов аудита являются инвесторы, собственники, поэтому этот процесс регулируется профессиональными общественными аудиторскими организациями. Однако в англоязычных странах в последнее время происходят изменения тенденции развития контроля за аудиторской деятельностью, осуществляемой со стороны государства, что свидетельствует об усилении роли государственного контроля в отношении профессиональных общественных организаций аудиторов.

Саморегулирование аудиторской деятельности в мировой практике осуществляется международными и общеевропейскими аудиторскими организациями.

К первой относится Международная федерация бухгалтеров (МФБ). МФБ была создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач МФБ в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee — IAPC). Первоочередной задачей IAPC являемся разработка международных аудиторских стандартов. В 2002 г. МКАП переименован в Международный Совет по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий.

Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов, которая основана в 1987 г. и в ее состав входят аудиторские организации 12 стран Европы. Основными задачами являются – взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европейском масштабе.

Для осуществления аудита требуется наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства РФ.

Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты:

1. Законы и иные нормативные акты РФ:

· Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и иные.

2. Федеральные стандарты аудиторской деятельности.

3. Кодекс этики аудиторов России.

4. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов.

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита и аудиторской деятельности, определены права и обязанности аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и саморегулируемыми организациями аудиторов.

В соответствии с ФЗ № 307-ФЗ формируется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Каждый уровень обладает определенными ви­дами документов (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Наши рекомендации