Глава 3. Организация и нормативное регулирование аудиторской
Деятельности в России
· Система нормативного регулирования аудиторской деятельности
· Саморегулируемые организации аудиторов
· Профессиональная подготовка и аттестация аудиторов
· Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций
· Права и обязанности аудируемых лиц.
Система нормативного регулирования аудиторской
Деятельности в РФ
Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой для принятия множества экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется.
В международной практике сложились различные подходы к регулированию аудиторской деятельности: от жестко централизованной со стороны государства (государственное регулирование), до системы саморегулирования посредством профессиональных общественных аудиторских организаций (саморегулирование).
Так, например, во Франции, где Корпорация экспертов бухгалтеров (действующая с 1945 г.) находится под патронажем Министерства финансов, а Объединение комиссаров по счетам (действующая с 1968 г.) – Министерства юстиции и судебных органов, пользователями результатов аудита, представленных вместе с финансовой отчетностью, является государство, то есть в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью.
В США, Великобритании пользователями результатов аудита являются инвесторы, собственники, поэтому этот процесс регулируется профессиональными общественными аудиторскими организациями. Однако в англоязычных странах в последнее время происходят изменения тенденции развития контроля за аудиторской деятельностью, осуществляемой со стороны государства, что свидетельствует об усилении роли государственного контроля в отношении профессиональных общественных организаций аудиторов.
Саморегулирование аудиторской деятельности в мировой практике осуществляется международными и общеевропейскими аудиторскими организациями.
К первой относится Международная федерация бухгалтеров (МФБ). МФБ была создана в 1977 г., в ее состав входят общественные организации аудиторов 79 стран мира. Для выполнения задач МФБ в ее структуре предусмотрены комиссии и комитеты, в том числе Международный комитет по аудиторской деятельности (International Auditing Practice Committee — IAPC). Первоочередной задачей IAPC являемся разработка международных аудиторских стандартов. В 2002 г. МКАП переименован в Международный Совет по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий.
Общеевропейской организацией является Федерация европейских бухгалтеров-экспертов, которая основана в 1987 г. и в ее состав входят аудиторские организации 12 стран Европы. Основными задачами являются – взаимодействие с органами ЕЭС и правительствами европейских государств в вопросах, связанных с налоговыми отношениями, системами учета и отчетности в европейском масштабе.
Для осуществления аудита требуется наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства РФ.
Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты:
1. Законы и иные нормативные акты РФ:
· Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
· Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и иные.
2. Федеральные стандарты аудиторской деятельности.
3. Кодекс этики аудиторов России.
4. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов.
Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита и аудиторской деятельности, определены права и обязанности аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.
Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и саморегулируемыми организациями аудиторов.
В соответствии с ФЗ № 307-ФЗ формируется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Каждый уровень обладает определенными видами документов (табл. 3.1).
Таблица 3.1