Пример системы оплаты и трейдинга с частично перекрывающими друг друга диапазонами оплаты
Факторы, влияющие на оплату и грейдинг
Факторы, которые влияют на политику и структуру оплаты в организации, зависят от системы, избранной организацией. Но в любом случае учитываются такие соображения как:
- вклад работника
- ценность работника для организации
- нехватка работников
- время работы в компании и на конкретной работе
- стоимость жизни
- финансовое положение организации
- другие пособия (бонусы, премии), составляющие полный пакет поощрений
- частота представления финансовых отчетов
- изменения, происходящие на рынке
- успех (или неудача) организации
- соглашения с профсоюзами, ассоциациями работников и т.д.
- юридические ограничения.
Факторы, влияющие на политику и структуру грейдинга, могут включать:
- вклад результатов работы в дела организации
- структуру организации
- масштаб организации
- внешние эталоны
- систему и политику оценки работы.
Соединение факторов, влияющих на оплату и грейдинг, показывает, что эта область очень сложна.
Вклад компетенций в оплату и грейдинг
Как упоминалось выше, если сочетаются оплата и грейдинг, необходимо учитывать следующие моменты:
- к какому грейду относится определенная работа
- какую оплату, в пределах установленных нормативов, работник должен получать за свою работу.
Мы рассмотрим каждый фактор отдельно.
Структуры грейдинга
Хотя в некоторых системах оценки работ используются элементы, подобные компетенциям (например, "принятие решений"), но очень немногие системы для установления сравнительной ценности работы включают модели компетенций в их непосредственной форме. Там, где компетенции включаются в оплату и грейдинг, как правило, устанавливаются сетки оплаты. Это не оценка-работы, основанная на компетенциях, так как структура грейдинга, как система оценки, обычно остается незадействованной. Большинство систем оценки работ попадает в одну из трех категорий:
- личная беседа, в ходе которой работник «градуируется» по его профессиональным умениям, способностям и т.д. В личной беседе грейд не оценивается - оценивается работник, занимающий конкретное рабочее место. Такая система оценки типична для профессионального спорта и индустрии развлечений.
- оценка всей работы - это сравнение ценности конкретной работы с ценностью других работ внутри компании. Этот подход не является аналитическим, в том смысле, что детали и элементы работы отдельно не анализируются - работа рассматривается в целом.
- сравнение по факторам: компоненты работы анализируются и оцениваются по относительной ценности каждого фактора деятельности. Оценки по всем факторам суммируются и подсчитывается общий балл для конкретной работы.
Каждая из этих систем требует точной оценки весомости конкретной работы для всей организации, то есть определяются характерные черты конкретной работы, которые делают ее более или менее ценной, чем другие виды работ. В прошлом к характерным чертам относили: размер бюджета; сложность решений, принимаемых работником на рабочем месте; число сотрудников, которыми нужно управлять; знания, необходимые для осуществления конкретной работы, и т.д. Объективно: характерные черты - это содержание работы. В настоящее время некоторые компании в оценку и грейдинг включают положение о том, как выполняется работа. Именно в этом случае компетенции становятся «гвоздем программы».
При подходе, основанном на компетенциях, имеет смысл в оценку и грейдинг включать факторы, которые считаются ключевыми при рекрутменте, при обучении, развитии и управлении исполнением. Основной способ использования модели компетенций в процессе грейдинга - введение в грейдинг «специального» вопроса: «Что ценится в этой организации, то есть какие признаки делают одну работу более или менее ценной, чем другая?»
Когда работа анализируется с целью оценки, нужно исследовать те особенности работы, которые организацией уже признаны важными. Если в организации существует модель компетенций, то разумно принимать во внимание уровень компетенций, требуемый для выполнения работы. Но здесь нужна некоторая осторожность.
Многие модели компетенций разделены по уровням, но уровни редко определяются только на основе грейда, поэтому связь между грейдом работы внутри организации и уровнем компетенций, необходимым для выполнения этой работы, не всегда однозначна.
Мы выступали против использования грейда для установления уровней компетенций в главе «Что мы понимаем под «компетенциями?»» (глава 1). То же самое, только наоборот, можно сказать в этом разделе. Не следует использовать уровни компетенций для выстраивания структуры грейдинга. Модель компетенций предназначена для установления различных уровней стандартов поведения внутри каждой компетенции. Некоторые компетенции могут иметь отличное от других число уровней. Та же самая работа может оказаться на разном уровне в разных компетенциях.
Рисунок 5 иллюстрирует девять различных уровней компетенций. (Это не относится к Модели компетенций в Приложении к этой книге.) Связать уровни компетенций в этой модели с грейдами было бы трудно, потому что не все компетенции состоят из одинакового числа уровней. Например: невозможно сказать, что все работы старших менеджеров находятся на Уровне 4, потому что только две компетенции, необходимые старшим менеджерам, поднимаются до этого уровня. Рисунки 6 и 7 показывают два профиля работы, накладываемые на общую модель. Первая соответствует работе низшего персонала, вторая - деятельности старшего персонала. Затемненные области указывают требуемые уровни компетенций.
Ни в одном из этих двух примеров работы не требуют всех компетенций одного и того же уровня. Мы можем отметить, что работа в Примере 2 (рисунок 7) действительно требует более низкого уровня компетенции 5, чем работа младшего персонала. Чтобы непосредственно связать уровни компетенций с грейдами работ, потребовались бы всевозможные манипуляции с моделью компетенций или с системой грейдинга. Такой вариант не подходит.
Рисунок 5