Тема 9.2 Банковское законодательство в сфере регулирования организационных основ и функционирования банковской системы

Источниками банковского права выступают положения Конституции РФ, регулирующие банковские правоотношения: непосредственно содержащие банковско-правовые нормы; имеющие большое значение при установлении общих принципов банковского права; регламентирующие порядок создания, деятельность, правовой статус Банка России и кредитных организаций; имеющие большое значение при формировании финансовой политики РФ; определяющие стратегические направления совершенствования и развития банковского права и банковской системы РФ; в целом образующие конституционные основы экономической деятельности в РФ.

Российское банковское законодательство, состоит из двух частей:

1) специального банковского законодательства;

2) общего банковского законодательства.

Специальное банковское законодательство составляют законы, специально предназначенные для регулирования банковских правоотношений. К таким законам, в частности, относятся Федеральные законы:

– от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;

– от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

– от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Общее банковское законодательство включает в себя иные федеральные законы, регулирующие нормы банковского права. К таким законам, в частности, относятся: ГК РФ; УК РФ (в части юридической ответственности за преступления в кредитно-банковской сфере); НК РФ (в части юридической ответственности кредитных организаций за нарушение законодательства о налогах и сборах); ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в части правового статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерных обществ) и др.

Подзаконные нормативные правовые акты:

а) акты органов общей компетенции: указы Президента РФ (Указ «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета»; «Об утверждении комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров»; «О совершенствовании работы банковской системы РФ»; «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и камней» и др.) и постановления Правительства РФ;

б) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты Банка России, Минфина России, ФТС и др.

Также к источникам относят решения Конституционного Суда РФ; локальные акты

кредитных организаций, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций; договоры и обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике и номы международного права и международные договора РФ.

Акты Банка России.Банк России издает подзаконные акты двух видов:

1) нормативные правовые акты, являющиеся источниками банковского права;

2) ненормативные правовые акты, источниками права не являющиеся.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, ЦБ РФ издает следующие виды обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц нормативных правовых актов: указания; положения; инструкции.

Особенности актов ЦБ РФ.

1) носят подзаконный характер и не могут противоречить актам большей юридической силы;

2) регулируют особенности порядка осуществления кредитными организациями банковской деятельности в рамках управления ЦБ РФ банковской системой;

3) обязательны для исполнения широким кругом лиц (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц). В полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации;

4) вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров;

5) не имеют обратной силы;

6) в большинстве своем должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

7) не подлежат государственной регистрации в Минюсте России нормативные правовые акты ЦБ РФ, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБ РФ; порядок обеспечения функционирования системы ЦБ РФ; иные нормативные акты ЦБ РФ, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Минюсте России.

По общему правилу нормативные правовые акты ЦБ РФ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

В соответствии с Положением ЦБ РФ от 18.07.2000 № 115-П «О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России», ЦБ РФ также вправе принимать официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Такие разъяснения не являются нормативными правовыми актами, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБ РФ».

Принятие подзаконных ненормативных правовых актов возможно и в других формах. В настоящее время ненормативными правовыми актами, издаваемыми ЦБ РФ, являются: разъяснения; письма; телеграммы.

Подзаконные ненормативные правовые акты ЦБ РФ характеризуются следующими

отличительными чертами: они, как правило, обязательны для исполнения лишь для тех, лиц, кому непосредственно адресованы; не являются нормативными, следовательно, не создают новых норм права и не могут изменять или дополнять положения нормативных правовых актов; направлены на разрешение и разъяснение конкретных узких аспектов банковской деятельности.

Наши рекомендации