Риски, связанные с эксплуатацией
2.1. Рыночный риск.
Этот риск включает возможные расхождения между предварительными расчетами, ставшими основой для прогноза экономической жизнеспособности и характеристик проекта, и реальным спросом на товары или услуги, производимые объектом (пассажиропоток, энерго-, водопотребление и т.д.). Этот риск обычно целиком принимается частным партнером и косвенно банками, так как оказывает решающее влияние на денежные поступления от проекта. Однако, случается, что часть этого риска остается за государственным партнером, а именно тогда, когда он одновременно является потребителем произведенного продукта (например, в случае с электростанциями или водоочистными сооружениями). Здесь срабатывают схемы типа "take or pay" (бери или плати) с обязательствами по покупке или минимальными платежными гарантиями. Не обеспеченные такими гарантиями часть амортизации и фиксированных эксплуатационных затрат составляют, в этом случае, остаточный риск частного партнера.
2.2. Риски превышения стоимости эксплуатации
Эти риски могут быть вызваны:
1) непредвиденным изменением стоимости ценообразующих факторов: инфляционный риск. Не честно оставлять этот риск частному партнеру. Лучший способ застраховаться от него -использовать схему тарифной индексации. В этом случае именно государственный участник проекта - через конечного потребителя -покрывает большую часть риска. Часть риска, оставшаяся частному партнеру, вызвана расхождением индексационной формулы с реальностью. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы выбранные индексы и величина используемых весовых коэффициентов максимально соответствовали реальной структуре цен;
2) неверной предварительной оценкой. В этом случае речь идет об исключительно частном риске, который разделяется также, как рыночный риск и по тем же причинам. Случается, что при реализации крупных проектов частное предприятие, которое объединяет промьшленных, финансовых и других акционеров, заключает договор со специальной фирмой-оператором и поручает ей эксплуатацию объекта, тогда именно эта фирма подвергается этому риску.
2.3 Риск недостижения технико-экономических показателей
Этот риск относится к том же виду, что и риск, связанный со строительством, и появляется в случае, когда построенные объекты или сооружения не способны производить предусмотренные товары или услуги. Этот риск отличается от риска строительства тем, что появляется в процессе эксплуатации и, как правило, на ограниченный срок.
Замечания, сделанные выше, относительно риска превышения стоимости (кроме инфляции) полностью относятся и к данному риску, за исключением форс-мажора. Следует добавить, что в этом случае, он может иметь побочные последствия, а именно, нанести урон третьим лицам. И тогда, помимо финансовой ответственности, частный партнер или оператор может быть привлечен к административной ответственности. Обвинение при этом может быть предъявлено и государственному партнеру.
Необходимо отметить, что рискам, связанным с эксплуатацией, в большей степени подвергаются банки и финансовые структуры. Они не только проводят собственный анализ проекта, но и уделяют особое внимание опыту и качествам оператора (вне зависимости от того, кто им является - само предприятие - концессионер или фирма-оператор), а также тому, насколько ему можно доверять. Доверие в данном случае - ключевое слово, придающее смысл термину "партнерство", и часто именно оно, в конечном счете, и определяет жизнеспособность проекта.
Проекты, о которых мы говорим, всегда продолжительны, поэтому непредвиденные ситуации могут существенно изменять исходные данные (используемые для определения первоначальных тарифов) и ухудшать экономические прогнозы. Именно поэтому контракты, или заменяющие их документы, всегда содержат статьи о возможном пересмотре условий контракта. Здесь опять таки очень важны доверие, добросовестность и осознание общности интересов, которые и придают смысл партнерству.