Риски, связанные с финансированием
Самим характером проекта определяется необходимость в привлечении инвестиций и в случае такой необходимости - кто из партнеров, государственный или частный, берет на себя такую ответственность (если речь заходит о привлечении средств, то на долю частного партнера, как правило, выпадает финансирование оборотного капитала предприятия). Частный партнер
(в расширительном толковании, то есть вместе с банкирами) обычно сам принимает этот риск и именно он мобилизует необходимые средства из собственных фондов, а также за счет кредитов, договаривается об условиях кредитования, предоставляет соответствующие гарантии и т.д.
Помимо первого риска, связанного со схемой финансирования, можно упомянуть, как значительные, несколько побочных рисков:
- процентный риск, если финансирование проводится с изменяемой ставкой: этот риск может быть отнесен на счет государственного партнера (через конечного потребителя) с помощью специальной оговорки в индексационной формуле, или же на счет частного, который может от него застраховаться, по крайней мере, частично, проведением сделки типа "своп".
- валютный риск, который существует при реализации проектов за рубежом. Когда этот риск выпадает на долю частного партнера, его снижение зависит от того, какие ресурсы можно мобилизовать на местном рынке капиталов. Он представляет большую трудность и является одним из основных факторов, препятствующих реализации подобных проектов в странах с нестабильной валютой, не имеющих рынков долгосрочных ссудных капиталов, особенно если выручка от эксплуатации объекта поступает в местной валюте, как часто и происходит в случаях с инфраструктурой и коммунальным хозяйством. В этой ситуации частный партнер не может быть застрахован от валютного риска, а найти схему, позволяющую отнести его полностью на счет государственного партнера, крайне затруднительно.
Разные риски
Речь идет об остальных рисках, многообразных и, порой значительных, не вошедших в первые три группы.
Из них можно выделить:
- политический риск (национализация, невозможность перечисления средств), которому, естественно, подвергается частный партнер;
- риски юридические и риски, связанные с контрактом;
- риски неплатежеспособности потребителей;
- риски, связанные с охраной окружающей среды и т.д.
В целом можно утверждать, что партнерство государственного и частного секторов в области строительства и управления инфраструктурой и объектами коммунального хозяйства в зарубежных странах доказало свою полезность. Оно позволяет решать насущные проблемы, облегчая властям решение проблем управления коммунальными службами и транспортом. Необходимость развития инфраструктуры и объектов коммунального хозяйства открывает все более широкие возможности для государственно-частного партнерства, прежде всего путем использования концессии.
В этой связи российскому государству необходимо перейти к стратегическому партнерству с частным сектором, сформировать такую систему экономических взаимоотношений, которые бы гарантировали успешное и устойчивое развитие страны.
В соединении государства и бизнеса в рамках ГЧП проявляется противоречие между обслуживанием общественных интересов и обеспечением прибыли. Представляется, что главная задача ГЧП - с максимальной пользой для всего общества, но учитывая при этом интересы бизнеса, - разрешить это противоречие. Как оно будет разрешено - зависит, в первую очередь, от зрелости институциональной, правовой, экономической сферы ГЧП, развитости общественных институтов контроля за деятельностью госаппарата, прозрачности партнерской деятельности.
Необходимо отметить, что по своим масштабам ГЧП и, прежде всего, концессии, вполне могут сравниться с приватизационными процессами, т.к. их объектами в России уже в ближайшем будущем могут стать предприятия отраслей производственной и социальной инфраструктуры, лесное хозяйство, муниципальная собственность. И успех данной важнейшей формы хозяйственных отношений зависит от того, насколько полной и непротиворечивой будет соответствующая законодательная база, институциональная среда, экономическая концепция ГЧП.