Особенности первых банковских законов 1990 года

На смену монополии ведомственных инструкций пришли законы, утвержденные высшей законодательной властью - Верховным Советом. Их особенности состояли в следующем.

1. Банковские законы при всей их очевидной необходимости были приняты не сразу с начала объявленной банковской реформы. Сказалась традиция, вначале перестройка (с ограниченной информацией о том, как ее надо делать), а затем более или менее продуманная регламентация (порядок) деятельности. Известно, что перестройка банковской системы в СССР началась в 1987 г. Согласно постановлению Совета Министров СССР на базе учреждений Госбанка были образованы три новых банка - Агропромбанк, Промстройбанк и Жилсоцбанк, получившие право осуществлять разнообразные операции, включая как

===38===

краткосрочное, так и долгосрочное кредитование (до этого Стройбанк осуществлял главным образом долгосрочное кредитование промышленности, краткосрочное и долгосрочное кредитование строительных организаций, в то время как учреждения Госбанка занимались преимущественно краткосрочным кредитованием основной производственной деятельности предприятий). Образование специализированных государственных банков без достаточно продуманной схемы их реорганизации, без описания юридических законов их деятельности в какой-то степени сокращало монополизм Госбанка, однако оно не привело к изменению содержания и методов банковской работы. Не удивительно поэтому, что эти маленькие министерства в лице крупных спецбанков были упразднены и на их смену пришли коммерческие и кооперативные банки.

Первые кредитные учреждения нового типа стали создаваться в 1989 г. Однако и здесь их создание не сопровождалось формированием достаточной законодательной базы. Возникла ситуация, при которой новые банковские законы и ведомственные банковские инструкции не были созданы, а старые регулирующие акты не поспевали за практикой. Разумеется, в условиях, когда предприятия действовали по принципу "все можно, что не запрещено", создавалось поле для собственной интерпретации деятельности, разработки собственных правил ведения банковских операций.

2. В 1990 г. были приняты банковские законы, регулирующие деятельность как эмиссионного, так и коммерческих банков. Характерно при этом то, что в те годы образовалось двоевластие законов. Дело в том, что в 1990 г. еще существовал СССР, поэтому наряду с Законом о Госбанке СССР на территории России действовал и Закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России) "от 02.12.1990 г. Деятельность коммерческих банков стала регулироваться Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

3. Первые банковские законы закрепляли многообразие форм собственности на банки, утверждали принципы рыночного хозяйства в банковском секторе, в том числе принцип, по которому государство не отвечает за деятельность банков, а банки - за деятельность государства.

Впервые в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " были определены особый его статус как эмиссионного центра, его новые функции и задачи. Деятельность Центрального банка РФ должна была приобрести черты независимого эмиссионного института, использующего рыночные инструменты регулирования денежного оборота и управления банковской системой. В законе были обозначены нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков, порядок лицензирования и надзора за работой кредитных институтов.

В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" была сделана первая попытка на новой основе определить понятия "банк" и "банковская система", уточнить операции, которые могли выполнять кредитные учреждения. Закон определял взаимоотношения банка с его клиентами на основе анализа их кредитоспособности, ликвидности кредитных институтов, обеспеченности ссуд.

Первые банковские законы, бесспорно, имели положительное значение, ибо устанавливали юридические нормы, законодательно закреплявшие новые правила игры в банковском секторе.

===39===

4. Децентрализация управления экономикой, переход к рыночным отношениям не означали, однако, введение полной, ничем не ограниченной деятельности банков. Новое законодательство предусматривало сохранение контроля за многообразными сторонами деятельности банков. На Центральный банк РФ, как отмечалось, была возложена обязанность осуществлять надзор за деятельностью кредитных институтов.

5. При всех своих положительных свойствах данные законы страдали, однако, явными недостатками. В них еще было много "белых пятен". Зачастую эти законы не были актами прямого действия. Законы как бы отсылали субъекта к инструкциям Центрального банка РФ. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" недостаточно четко был отражен перечень банковских операций, не было проведено различий между банками и другими кредитными учреждениями, выполняющими отдельные банковские операции.

6. Банковское законодательство тех лет отличалось своим переходным характером. Оно отражало общее состояние, когда Центральный банк РФ уже не был прежним государственным банком, но и не являлся банком рыночного типа. В Законе "О Центральном банке РСФСР (Банке России) " недостаточно четко еще были обозначены функции и задачи Центрального банка РФ, порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.

В свою очередь, коммерческие банки уже не были банками, подчиненными одному центру, однако они не были в полном смысле независимыми кредитными институтами. Закон не ограждал банк от возложения на него не свойственных ему задач выполнения определенных операций (например, отслеживание кассовых операций клиентов), не отвечающих их интересам. Процедура открытия филиалов банка была технически сложна, требовала значительного количества документов. Процедура соблюдения банковской тайны была слабо описана.

7. Банковские законы не позволяли в полной мере осуществлять контроль со стороны государства за определенной частью банковских операций. Развитие рынка порождало создание инвестиционных фондов, которые принимали вклады от населения, не обеспечивая в последующем не только выплату обещанных дивидендов, но и возврат позаимствованных денежных средств. Законы 1990 г. не защищали вкладчиков от потерь и махинаций, да и сейчас у населения нет полных гарантий от невозврата их депозитов, положенных не только в специальные финансовые институты, но и в коммерческие банки, аккумулирующие средства граждан.

8. Банковские законы 1990 г. не создавали систему безопасности банковской системы. Отсутствие системы страхования вкладов, с одной стороны, могло усилить возможность банковских банкротств из-за массового оттока вкладов населения. Неустойчивость банковской системы усиливалась и тем, что банки не формировали у себя специальных резервов, гарантирующих их ликвидность. Лишь с конца 1994 начала 1995 г. коммерческие банки получили предписание Центрального банка РФ о конкретных отчислениях в резервные фонды в зависимости от длительности неплатежей по ссудам и степени их обеспеченности.

===40===

9. К сожалению, в начале и середине 90-х годов можно было наблюдать и слабую исполнительную дисциплину. Банки закрывались не только по причине отзыва лицензий, они наказывались за целый ряд нарушений. Так, только за 5 месяцев 1994 г. по Москве было оштрафовано 154 коммерческих банка (примерно каждый пятый из них), в том числе за следующие нарушения:

недовзнос средств в фонд обязательных резервов - 31 банк;

нарушение лимита открытой валютной позиции - 57 банков;

нарушение правил выпуска и регистрации ценных бумаг - 22 банка;

непредставление отчета о результатах расхода средств на потребление предприятиями и организациями - 20 банков;

непредставление отчетов о кассовых оборотах - 24 банка.

10. В целом банковское законодательство, отражая противоречия переходного периода, начальной стадии формирования банковской системы рыночного типа, определенный недостаток знаний о том, как должна выглядеть эта система, было в известной степени упрощенным, несовершенным. Это, вероятнее всего, был каркас того, что должно было приобрести более законченные формы. Не случайно уже в 1993-1994 гг. началась работа по подготовке проекта новых банковских законов.

Наши рекомендации