Если в розыгрыше участвуют лица, уже купившие товар
Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
Статья 3 Федерального закона от 03.13.2006 N 38-ФЗ среди основных признаков рекламы называет ее направленность на неопределенный круг лиц. Что понимать под неопределенным кругом лиц, ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о рекламе не поясняют.
В Письме ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц" (разослано Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношений, возникающих в связи с реализацией объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания на некое лицо или лица, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.
Официальная позиция заключается в том, что затраты на розыгрыш призов среди торговых компаний, реализующих продукцию налогоплательщика, не учитываются при расчете налога на прибыль.
Есть судебное решение, в котором говорится, что расходы на розыгрыш призов среди покупателей, которые приобрели товар ранее, не учитываются, поскольку в данном случае круг лиц, получающих рекламную информацию о проведении рекламной акции, является ограниченным.
Подробнее см. документы
Письмо Минфина России от 08.10.2008 N 03-03-06/1/567
Финансовое ведомство разъясняет, что затраты на розыгрыш призов среди торговых компаний, реализующих продукцию налогоплательщика, не учитываются при расчете налога на прибыль.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2007, 31.01.2007 N Ф03-А73/06-2/5053 по делу N А73-3070/2006-10 (Определением ВАС РФ от 28.04.2007 N 1770/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
Суд сделал следующий вывод: акции рекламного характера с розыгрышем призов проводились среди граждан - обладателей сертификатов, ранее купивших товары, то есть среди ограниченного круга лиц. Следовательно, данные расходы не могут считаться рекламными. Таким образом, учитывать их при исчислении базы по налогу на прибыль неправомерно.
Как учитываются расходы на обеспечение сотрудников канцелярскими товарами, используемыми в качестве таковых, но обладающими рекламной символикой (пп. 24 п. 1 и п. 4 ст. 264 НК РФ)?
Согласно пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налогоплательщик вправе учесть также и расходы на канцелярские товары.
По п. 4 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика на виды рекламы, не поименованные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, признаются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации.
Согласно разъяснениям, данным в Письме ФАС России от 23.01.2006 N АК/582, которое было направлено ФНС России (Письмо ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) нижестоящим налоговым органам для использования в работе, нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию осуществляется в рекламных целях независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам. В то же время в Письме ФАС России от 30.10.2006 N АК/18658, также направленном ФНС России нижестоящим налоговым органам, указано, что при передаче сотрудникам сувенирной продукции с логотипом организации (ручек, карандашей) для использования в качестве канцелярских товаров распространения рекламы не происходит. В этом случае данная продукция используется для нужд организации, путем передачи канцелярских товаров сотрудникам обеспечивается ее деятельность. Соответственно, нанесенная на передаваемые товары информация рекламой не является.
Налоговый кодекс РФ не разъясняет, в каком размере можно учитывать в составе расходов затраты налогоплательщика на обеспечение сотрудников канцтоварами, если на них размещена рекламная символика организации, но при этом сами товары используются в качестве канцелярских.
По данному вопросу есть две точки зрения.
Официальной позиции нет.
Есть судебное решение, в котором указано, что расходы на обеспечение сотрудников канцелярскими товарами с рекламной символикой, используемыми именно в качестве канцелярских, можно учесть в составе прочих расходов по пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ. Есть работы авторов с аналогичными выводами.
В то же время существует точка зрения автора, по мнению которого вышеуказанные затраты можно учесть в составе расходов по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Затраты на обеспечение сотрудников канцтоварами с рекламной символикой можно учесть в качестве канцелярских расходов по пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ
Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 N КА-А40/17593-10 по делу N А40-55061/10-99-250
Суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик правомерно учел затраты на обеспечение сотрудников канцелярскими товарами, обладающими рекламной символикой. Данное обстоятельство не препятствует их учету по пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку товары использовались в качестве канцелярских.
Консультация эксперта, 2009
Автор высказывает мнение, согласно которому стоимость выданных работникам канцелярских принадлежностей учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, по пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Аналогичные выводы содержит...
Консультация эксперта, 2007
Позиция 2. Затраты на обеспечение сотрудников канцелярскими товарами с рекламной символикой можно учесть на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
Статья: Особенности оформления скидок, дисконтов, накопительных программ и сертификатов (Шестакова Е.) ("Арсенал предпринимателя", 2010, N 10)
Автор указывает, что если продукция с логотипом налогоплательщика распространяется среди своих сотрудников, то такая продукция не является рекламной. При этом, по мнению автора, такие затраты можно считать расходами на продвижение продукции и учитывать их по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.