Что мы понимаем
ПОД КРУЖКАМИ КАЧЕСТВА?
Кружками качества называют типичные для японских предприятий рабочие кружки. С начала 50-х годов почти на всех японских предприятиях стало обычным делом несколько раз в месяц после рабочего дня всем коллективом обсуждать вопросы улучшения качества продукции С течением времени кружки качества в Японии отошли от своей первоначальной цели. Сотрудники не ограничиваются больше только проблемами улучшения качества, а разрабатывают серьезные предложения по рационализации производства.
Возникшие в Японии кружки качества нашли применение и в Европе. Учитывая успех японской модели оказания рабочими помощи самим себе, внедренный на крупных немецких предприятиях, мелким и средним предприятиям следовало бы также внедрять эту модель дальневосточного менеджмента. Такая форма взаимной мотивации дает предприятию большие преимущества
При помощи кружков качества на немецких предприятиях можно добиться больших успехов. На некоторых предприятиях, правда, существуют два препятствия для их внедрения. Руководство предприятия и сотрудников часто разделяет высокая стена. След-
ствием является то, что рабочий отождествляет себя скорее со своим профсоюзом, чем со своим предприятием. Это происходит еще и потому, что представители работающих по найму на некоторых предприятиях бойкотируют введение кружков качества В отдельных случаях сопротивляются руководители, так как благодаря введению на предприятии кружков качества расширяется пространство принятия решений и действий для работников нижнего уровня, хотя введение кружков качества на предприятии дает толчок обучающему процессу, который полезен и для руководства предприятия, и для сотрудников.
Европейские предприятия должны учитывать японские достижения. Более высокая продуктивность японских предприятий является прежде всего результатом лучшей мотивации японских рабочих к повышению производительности и качества. Некоторые европейские предприниматели пытаются объяснить успешное продвижение на мировой рынок конкурентов с Дальнего Востока особыми условиями труда: удлиненный рабочий день, сокращенный отпуск, более высокий уровень автоматизации и рвение людей к работе. Внимательнее изучив ситуацию, мы должны будем признать, что мотивация как ведущий принцип японского менеджмента - ключ к успеху на рынке.
ВЫВОДЫ__________________________________________________
Кружки качества, развитые в Японии, с успехом были введены на крупных немецких предприятиях Мелкие и средние предприятия также могут работать с кружками качества Первоначально участники кружков качества ограничивались вопросами улучшения качества Затем стали возникать хорошие предложения по рационализации При помощи кружков качества можно прежде всего существенно повысить мотивацию работников предприятия
11.1.1. Определение
Кружок качества состоит из группы рабочих, которые добровольно, примерно час в неделю или в месяц, обсуждают проблемы качества на предприятии. Если найдены причины возникновения проблем, то разрабатываются предложения по их решению. Таким образом, рабочие на производстве могут проявить творческий и инновационный стиль мышления.
В кружках качества должны по возможности комплексно рассматриваться и анализироваться проблемы и причины их возникновения. Если этого не происходит, группа может сильно коле-
баться при выборе подхода к решению. В таком случае часто возникают совершенно бесполезные предложения.
Работа кружка качества не может ограничиваться только дискуссией за круглым столом. Следует собирать информацию. Кроме того, необходимо провести переговоры с заинтересованными лицами на местах. Практические эксперименты или создание образцов, а также серии тестовых проверок могут способствовать лучшему пониманию сути возникающих проблем. Таким образом, скорее будут найдены подходы к решению. Подобная деятельность стимулирует сотрудников в группе.
Для каждого кружка качества должен быть определен ведущий, который координирует работу. Ведущий может также распределять задания внутри своей группы. Для решения особых проблем формируется дополнительная рабочая группа.