Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

Лекция 12. Экономический рост. Финансовая система.

План.

1.Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.

2.Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

3. Финансовая система.

Экономический рост, его сущность, цели и основные типы.

Задания:

· Выписать понятие «экономического роста», его типы, основные показатели и формулу темпа экономического роста.

· Решить задачу.

Воспроизводство производительных сил это есть постоянное возобновление рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Воспроизводство производственных отношений это есть воспроизводство социально-экономических форм производства и воспроизводство отношений между людьми.

Воспроизводство бывает простое и расширенное.

Простым воспроизводством является такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество остается низким из года в год.

Расширенное воспроизводство - это такое воспроизводство, когда размеры произведенного продукта и его качество из года в год возрастает и совершенствуется.

Расширенное воспроизводство воплощено в экономическом росте. Экономический рост- это динамика общественного продукта и факторов его производства. Бывает двух типов: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном типе экономический рост достигается количественным увеличением факторов производства при сохранении прежней технологии производства.

При интенсивном типе экономический ростдостигается путем качественного совершенствования факторов производства.

НТП и НТР обуславливают необходимость и возможность перехода к новому типу экономического роста.

Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации производства на основе НТР.

Показатели современного типа экономического роста:

· повышение качества продукции;

· повышение производительности труда;

· ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта;

· динамика фондоотдачи;

· снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции;

· интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства.

Общий показатель - высокие конечные результаты.

ВВП текущего года

Темп экономического роста = ВВП базового года

Задача 1.

ВВП Украины за 2013 год составил 1451,876 млрд. грн., а в 2014 году –

1518 млрд. грн. Определить темп экономического роста в долларах США, если в 2013 – курс доллара был 8 грн., а в 2014 – 20 грн.

Экономические кризисы и циклический характер воспроизводства.

Задания:

· Выписать основные составляющие воспроизводственного кризиса, виды циклов.

Воспроизводство общественного капитала носит циклический характер. Воспроизводственный цикл включает: кризис; депрессия; оживление; подъем.

Кризис характеризуется следующими чертами:

· падает производство;

· перепроизводство (перенакопление) промышленного капитала во всех его функциональных формах: товарная; денежная; производительная;

· банкротство промышленных и торговых предприятий, прежде всего средних и мелких;

· рост безработицы;

· снижение жизненного уровня.

Депрессия характеризуется следующими чертами:

· повышается степень эксплуатации;

· самовозрастает капитал медленно и постепенно;

· производство расширяется, но очень незначительно;

· постепенно рассасываются товарные запасы;

· инвестиционный капитал приспосабливается к новым ценовым пропорциям и новой структурной перестройке.

Оживление характеризуется следующими чертами:

более или менее устойчивым расширением производства;

· повышается загрузка производственного аппарата;

· быстро увеличиваются прибыли.

Подъем характеризуется тем, что исходным пунктом циклического подъема считается восстановление докризисного уровня производственной активности:

· расширяется спрос на рабочую силу;

· рассасывается безработица;

· растет заработная плата;

· повышается платежеспособный спрос на предметы потребления;

· расширяется рынок для отраслей первого подразделения.

Материальной основой циклического воспроизводства является обновление основного капитала.

Экономист Кондратьев Н.Д. открыл концепцию длинных волн общественного воспроизводства.

Эта концепция утверждает, что общественное воспроизводство развивается циклически.

Циклы бывают:

большие (40-55 лет) - состоят из двух фаз или двух волн: повышательной; понижательной;

малые (8-10 лет).

Кондратьев вычленил большие циклы за 140 лет хозяйственной истории:

1) с 1787-1792 по 1810-1817 гг. - повышательная волна; с 1810-1817 по 1844-1851 гг. - понижательная волна;

2) с 1844-1851 по 1870-1875 гг. - повышательная волна; с 1870-1875 по 1890-1896 гг. - понижательная волна;

3) с 1890-1896 по 1914-1920 гг. - повышательная волна; с 1920 до 40-х гг. - понижательная волна;

4) с конца 40-х до начала 70-х гг. - повышательная волна; с 70-х гг. - все 80-е годы - понижательная волна.

Экономической основой длинных волн является так называемый технологический цикл, который характеризуется тем, что в течение приблизительно двух десятилетий перед началом повышательной фазы наблюдается оживление в сфере технических изобретений, а затем в годы хозяйственного подъема их широкое применение.

Современный цикл развития характеризуется тем, что кроме обычных циклических кризисов общего перепроизводства существуют так называемые структурные кризисы, которые не укладываются в рамки одного воспроизводственного цикла. Структурный кризис поражает спрос на продукцию, который растет медленнее, чем экономика в целом, а иногда и абсолютно сокращается. К таким отраслям относятся: черная и цветная металлургия; угольная промышленность.

К структурным кризисам относятся: энергетический кризис; сырьевой кризис.

Финансовая система.

Задания:

· Выписать понятие «финансы», уровни финансов, характеристику бюджетной системы, налоги, доходная и расходная часть бюджета.

· Выписать понятие «государственный долг» и его виды.

Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. Финансы являются неминуемым атрибутом, как организации предпринимательской деятельности, так и государства. Необходимость финансов обусловлена объективностью товарного производства, действием законов производства и законов обмена, национальными интересами государства и общества. В пределах общества и государства финансы, как и экономическая система в целом, приобретают национальные признаки.

По формам организации финансы имеют три уровня:

• финансы общегосударственные;

• финансы предприятий и их отраслей;

• финансы населения.

Финансы государства и предприятий обеспечивают выполнение функций государством и предприятием или руководством отрасли.

Общегосударственные финансы:

· государственный бюджет;

· бюджет государственного социального страхования;

· фонд средств государственного имущественного, частного имущественного и личного страхования;

· фонд средств государственного кредита.

Финансы предприятий и отраслей национальной экономики:

· финансы государственных предприятий и отраслей национальной экономики;

· финансы кооперативных предприятий;

· финансы частных предприятий;

· финансы общественных организаций.

Каждое звено национальной финансовой системы имеет свои специфические задания и свою сферу функционирования. Материальной основой финансов является национальное производство.

Основой общегосударственных финансов есть бюджет, т.е. выраженный в денежных суммах расклад будущих доходов и расходов государства, который составляют ежегодно. Социально-экономическую природу бюджета государства, его роль в экономической и политической жизни страны структуру доходов и расходов определяет характер общественного государственного строя.

Бюджетная система состоит из двух частей:

• доходной;

• расходной

Первая часть обеспечивает аккумуляцию средств через систему налогов, другая - распределение аккумулированных средств на производственные, социальные и государственные потребности.

Инструментом формирования доходной части бюджета является система налогов. Налоги – это обязательные нормируемые платежи в государственный или местный бюджет, которые вносят отдельные лица, предприятия, организации и учреждения. Налоги разделяют на прямые и косвенные. К прямым налогам принадлежат налоги с прибыли (подоходный налог), наследства, земли, зданий и тому подобное. К косвенным - пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

Налоговая система является основой формирования государственного бюджета и налоговой политики. Именно ради формирования государственного бюджета государство осуществляет политику налогообложения и использования накопленных средств на разнообразные общественные потребности.

Налоговая политика имеет большое значение для финансовой системы в целом, поскольку от её гибкости зависит влияние финансовой системы на производство, в частности на стимулирование производства. Для сбалансирования экономической системы наилучшей является такая система налогообложения, в которой относительно возрастает доля прямых налогов и уменьшается доля косвенных.

В доходная часть бюджета Украины сформирована такой системой налогов (прямые налоги):

• платежи предприятий и организаций с прибыли (дохода),

• доходы от внешней торговли, налоги с населения, подоходный налог, на доходы

от предпринимательской деятельности и другие виды прибыльного налога;

Косвенные налоги:

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизный сбор;

• государственная пошлина, местные налоги и доходы;

• отчисление на геологоразведочные работы;

• поступление в Фонд ликвидации последствий чернобыльской катастрофы,

• поступление от реализации государственных ссуд;

Основные поступления в бюджет Украины обеспечили косвенные налоги - 61,3 %, а прямые составляли 38,7 %. Самая большая масса налоговых поступлений приходится на НДС - 43,8 % всей суммы прямых и косвенных налогов, меньшая – на платежи предприятий 25,1 % и на налоги с населения 12,8 %. Поскольку плательщиками НДС и акцизов через цены на потребительском рынке является население, то по сумме прямых и косвенных налогов население оплачивает почти 60 % дохода в бюджет государства.

Это налоговое бремя на население вызвано хроническим спадом производства и малоэффективной налоговой политикой государства относительно остановки спада и наращивания темпов производства.

Расходную частьбюджета определяют, как уже было отмечено, общественные и государственные потребности могут формировать в различных соотношениях такую структуру расходов:

• на народное хозяйство;

• на социально-культурные мероприятия и науку,

на управление;

• на оборону,

• другие.

Государственный долг — совокупные долговые обязательства государства перед всеми кредиторами (юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и пр.) Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в их капитале.

Государственный и гарантированный государством долг Украины в 2014 году (в млн. грн.)
общий долг внешний долг внутренний долг
на01.01.2014 584114,1 300025,4 284088,7
на01.02.2014 585298,5 +1184.4 +0.2% 298581,3 -0.5% 286717,2 +0.9%
на01.03.2014 683093,2 +97794.7 +16.7% 371009,7 +24.3% 312083,5 +8.8%
на01.04.2014 721837,2 +38744.0 +5.7% 404882,2 +9.1% 316954,9 +1.6%
на01.05.2014 743577,2 +21740.0 +3.0% 420230,2 +3.8% 323347,1 +2.0%
на01.06.2014 825412,5 +81835.3 +11.0% 487820,2 +16.1% 337592,3 +4.4%
на01.07.2014 821837,1 -3575.4 -0.4% 486448,7 -0.3% 335388,4 -0.7%
на01.08.2014 837445,6 +15608.4 +1.9% 492883,9 +1.3% 344561,7 +2.7%
на01.09.2014 945766,0 +108320.4 +12.9% 544265,5 +10.4% 401500,5 +16.5%
на01.10.2014 962064,6 +16298.6 +1.7% 540496,7 -0.7% 421567,9 +5.0%
на01.11.2014 945330,6 -16734.0 -1.7% 515948,7 -4.5% 429381,9 +1.9%
на01.12.2014 1037898,5 +92567.9 +9.8% 595117,7 +15.3% 442780,8 +3.1%
на01.01.2015 1100564,0 +62665.5 +6.0% 611697,1 +2.8% 488866,9 +10.4%
Государственный и гарантированный государством долг Украины с 2010 по 2015 годы (в млн. грн.)
общий долг внешний долг внутренний долг
на01.01.2010 316884,6 211751,7 105132,9
на01.01.2011 432235,4 +115350.8 +36.4% 276745,6 +30.7% 155489,8 +47.9%
на01.01.2012 473121,6 +40886.2 +9.5% 299413,9 +8.2% 173707,7 +11.7%
на01.01.2013 515510,6 +42388.9 +9.0% 308999,8 +3.2% 206510,7 +18.9%
на01.01.2014 584114,1 +68603.5 +13.3% 300025,4 -2.9% 284088,7 +37.6%
на01.01.2015 1100564,0 +516449.9 +88.4% 611697,1 +103.9% 488866,9 +72.1%
                             

* по данным Министерства финансов Украины


Государственный долг традиционно разделяют на внешний и внутренний.

· Внешний государственный долг — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны.

· Внутренний государственный долг — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам.

Наши рекомендации