История волги - история народов
"Главная улица России" – так долгое время называли Волгу. Великая русская река выполняла основную транспортную роль в государстве.
Сведения о том, что Волгой как "движущейся дорогой" пользовались народы и племена, живущие по берегам реки, уходят в далекое прошлое. С историей заселения Волги, появлением городов стало развиваться судоходство: славянское - в верховьях Волги, финское - на средней Волге, азиатское - в низовьях реки.
Первый пароход появился в волжском бассейне в 1817 году. Построен он был на Пожевском железоделательном заводе, на реке Кама. В первый свой рейс пароход отправился из Перми до Казани.
Количество судов с каждым годом увеличивалось, и к началу 40-х годов 19 столетия группа крупных капиталистов, владельцев паровых и непаровых судов, решила основать на Волге судоходное общество.
7 сентября 1843 года Указом Императора Николая I было образовано Пароходное общество по Волге - так начиналась история Волжского пароходства.
В 70-е годы на Волге возникают новые судоходные компании, пароходы появляются на второстепенных и третьестепенных притоках волжского бассейна, реках Уфа, Вятка, Сура. Основные виды перевозимых грузов: лес, продукты сельского хозяйства, строительные материалы. Первая в мире нефтеналивная шхуна " Зороастр" начала перевозить нефть по Волге в 1878 году.
К началу 20 века наблюдался рост флота по всем видам судов: грузовым, пассажирским, паровым и непаровым. В 1901 году насчитывалось более 5 тысяч судов.
Строились и расширялись судостроительные, механические заводы в волжских городах. Центром судостроения на Волге стал Нижний Новгород. Старейший и крупнейший в России завод " Красное Сормово" свои первые пароходы "Заря" и "Стрела" выпустил с верфи в 1851 году. Крупные судостроительные предприятия были открыты в окрестностях города: в Молитовке, селе Бор. Речной флот послужил толчком к развитию судостроения и судоремонта в Череповце и Рыбинске, Костроме и Городце, Казани и Симбирске, Самаре, Саратове, Астрахани. Были построены 15 крупных механических заводов в бассейне реки Камы.
После национализации Волжского флота в 1918 году ключевым моментом для развития пароходства стало создание каскада Волжских водохранилищ и каналов, соединяющих Волгу с пятью морями. В 1964 году, с открытием Волго - Балтийского канала, Волга как транспортная магистраль стала Единой глубоководной системой европейской части России. Появилось больше возможностей для перевозки грузов и взаимодействия со смежными видами транспорта - железнодорожным и автомобильным, для развития туризма, в том числе иностранного.
Годы ВОВ волгари вместе со всем русским народом защищали Родину. Была сформирована Волжская флотилия, суда которой обезвреживали мины, перевозили по Волге войска, боеприпасы, вооружение. В боях принимали участие бронекатера, оснащенные ракетными установками "Катюша".
После войны волжский флот значительно обновился. На Волгу пришли современные теплоходы из Чехословакии, Венгрии. Германии. Сормовский судостроительный завод создал самые крупные пассажирские суда, дизель - электроходы "Ленин" и "Советский Союз". В это время обновлялись речные вокзалы, реконструировались волжские затоны, механизировались порты. Велась работа по развитию грузоперевозок судами "река - море".
Судоходная компания имеет, как и в середине 19 века, статус акционерного общества. Сегодня Волжское пароходство входит в четверку крупнейших судоходных компаний страны, в навигацию работает более 300 судов грузового и пассажирского флота. С 1998 года увеличиваются объемы перевозимых по реке грузов, растет количество пассажиров, пользующихся речным транспортом, расширяются и создаются новые туристические маршруты. Создана самостоятельная компания, перевозящая по Волге нефтепродукты. В последние годы выросли объемы загранперевозок. Проводится работа по развитию логистики, взаимодействию и более тесному сотрудничеству между различными видами транспорта, созданию транспортных коридоров. Это тем более важно, так как Нижний Новгород находится на пересечении транспортных путей с севера на юг и с востока на запад.
Бассейн Волги занимает огромную площадь - 1380 кв. километров, охватывая территорию с населением свыше 40 млн. человек, живущих в пяти республиках и одиннадцати областях страны.
Речной флот всегда, во все времена имел большую экономическую и политическую значимость, соединяя отдаленные города России. И, не смотря на развитие в последние десятилетия скоростных видов транспорта, значение речного флота и в наши дни не уменьшается.