Время проведения и темпы работ;
· объем и качество продукции;
· на землю не начисляется амортизация и стоимость земли не участвует в формировании себестоимости готовой продукции в сельском хозяйстве;
· земля имеет различную плодородность, в результате на отдельных участках образуется дополнительный доход в виде ренты и он оказывает влияние на окончательный финансовый результат деятельности.
ü Естественно-биологический (природный) цикл развития растений и животных:
· кругооборот финансовых ресурсов (от урожая к урожаю), сезонность производства оказывает влияние на финансовые результаты, а сами финансовые результаты определяются только в 4 квартале (в конце года), а это ведет к тому, что хозяйства вынуждены создавать страховые и резервные фонды;
· сезонность производства приводит к тому, что наибольший удельный вес в источниках финансирования оборотных средств занимают заемные средства.
2) Технологические и организационные:
· сочетание двух взаимодополняющих отраслей — растениеводства и животноводства вызывает необходимость раздельного планирования, учета и финансирования по этим отраслям;
· для сельского хозяйства характерен определенный состав основных фондов. Для предприятий животноводства основное место в составе основных фондов занимает рабочий и продуктивный скот;
· наличие внутрихозяйственного оборота большей части сельхозпродукции, необходимого для обеспечения непрерывности производственного цикла. Эта часть продукции, хотя и получает стоимостную оценку, но в процесс реализации не вступает (семена, корма, молодняк животных). В результате вся производимая продукция делится на 2 части: товарную продукцию (подлежит реализации) и нетоварную продукцию (остается для потребления внутри хозяйства). В результате деления выручку от реализации получают только за счет реализации товарной продукции, отсюда — затрат больше, а выручка — только от реализации товарной продукции.
3) Социально-экономические:
ü Право собственности:
· государственные сельскохозяйственные предприятия;
· муниципальные сельскохозяйственные предприятия;
· общественные объединения;
· частные сельскохозяйственные предприятия (крестьянские, фермерские хозяйства);
· сельскохозяйственные предприятия смешанных форм собственности.
ü Организационно-правовые формы хозяйствования:
· предприятия акционерного типа;
· предприятия кооперативного типа (колхозы, сельхозкооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия).
41) Особенности организации финансов торговли
Торговля является отраслью экономики, которая завершает процесс производства, т.к. доводит продукцию до конечного потребителя.
Специфика финансов сферы товарного обращения состоит в том, что предприятия торговли, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивают его непрерывность. Поэтому от того, как осуществляются издержки обращения в зависимости от длительности реализации товаров покупателю, зависит финансовое состояние торговых организаций.
Торговые организации как самостоятельные хозяйствующие субъекты рынка подразделяются на два вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои особенности в формировании финансовых ресурсов.
В торговле не создается новой стоимости. Количество товаров, поступивших в торговую сеть от поставщиков, не увеличивается, а стоимость их растет в результате того, что затрачивается труд на их хранение и реализацию. Через торговлю происходит продолжение процесса производства в сфере обращения. Это связано с тем, что производство считается завершенным только в том случае, когда готовая продукция нашла своего потребителя.
В структуре основных фондов на долю торгово-производственного назначения приходится до 80%, в структуре оборотных средств до 90% занимают товарные запасы и товары отгруженные.
Важная особенность финансов торговли состоит в том, что в этой отрасли иначе ставится задача экономии издержек. Финансовое состояние торгового предприятия в значительной степени зависит от оптимального размера издержек обращения и времени реализации товаров покупателям, отсюда важным финансовым показателем деятельности торгового предприятия является скорость обращения оборотных средств. Торговля должна с оптимальными издержками и в короткий срок реализовать товар покупателю, поэтому важным финансовым показателем деятельности торгового предприятия является скорость оборота средств, т.е. период времени от получения товара торговым предприятием до его реализации покупателю. Однако экономия издержек обращения не должна приводить к ухудшению качества обслуживания покупателей.
В торговле, в отличие от других отраслей, денежный оборот совершается преимущественно в налично-денежной форме, поэтому важной задачей в области организации финансов является организация кассового хозяйства, контроль за инкассацией выручки (до 80% всех поступлений наличных денег в банк осуществляется от торговых предприятий) и правильное использование той части выручки, которая остается для торгового предприятия.
Велик удельный вес работников, являющихся материально-ответственными лицами и несущих личную ответственность за сохранность и использование материальных ценностей и денежных средств. Отсюда вытекает необходимость соблюдения систематического и строгого контроля, существуют свои формы финансового контроля.
42) Особенности организации финансов грузового транспорта
Специфика организации финансов транспорта основана на особенностях его экономики и организации производства и управления, обусловленных производственным процессом.
Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:
- продукция транспорта не имеет вещественной формы: транспорт не производит новых вещей, а лишь перемещает товары, продукцию, созданные в других отраслях экономики;
- транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы, он принадлежит отправителям и получателям грузов;
- цену на транспортную продукцию складываются на основе тарифов на грузовые и пассажирские перевозки;
- в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажиро-километры, отправленные тонны грузооборота и количество пассажиров;
- продукцию транспорта нельзя накопить, отложив в запас, поэтому транспорт не может работать без резерва локомотивов и вагонов, и должен учитывать пропускную способность на дорогах;
- транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару.
- в состав средств производства на транспорте нет сырья, стоимость которого весьма значительна на промышленных предприятиях;
- характеризуется неравномерностью использования в течение года транспортных средств (то есть наличием «сезонных пиков»).
Транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства. Поэтому, кроме транспорта общего пользования, в народном хозяйстве имеется внутрихозяйственный (ведомственный) транспорт.
Внутрипроизводственный транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса данного предприятия. Он участвует непосредственно в производственном процессе и создании новых вещественных продуктов труда. Издержки внутрихозяйственного транспорта являются частью производственных издержек предприятия, следовательно, частью себестоимости его продукции. Внутрипроизводственный транспорт представляет собой самостоятельную отрасль транспортного производства, а является частью той отрасли, в которой он функционирует.
Транспорт является составной частью всех стадий производства продукции предприятий отраслей экономики. Это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, нефтепроводного, воздушного.