Факторы эффективности антикризисного управления
Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала, т. е. возможностью позитивных изменении, наличием необходимых ресурсов и условий их использования. В тенденциях изменения потенциала и эффективности управления также кроются опасности кризиса.
Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.
Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления. Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.
1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка.В данном случае имеется в виду не только общий профессионализм управления, который необходим, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления. Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.
В последние годы в России уделяется большое внимание специализированной подготовке антикризисных управляющих, которые способны выводить предприятие из кризиса с наименьшими потерями. Их профессиональная подготовка ориентирована на кризисные ситуации.
Но и при подготовке обычных менеджеров следует большое внимание уделять развитию способностей к управлению в критических ситуациях. Антикризисное управление должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.
2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.
3. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.
4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного управления. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.
5. Важным фактором эффективности антикризисного управления является также корпоративность, которая в организации или фирме может проявляться в различной степени. Корпоративность —это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.
6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Но не всякое лидерство. Существует множество его оттенков и модификаций. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью.
Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование лидерства. Это звучит необычно, но будет понятным, если иметь в виду, что лидерство — это не только личность менеджера, но и характеристика всей системы управления, характеристика организации управления.
7. Особую роль в эффективности антикризисного управления играют оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах, изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.
8. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными. От этого не может не зависеть антикризисное управление,
9. Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. В определенной мере он отражает факторы корпоративности и лидерства, искусства управления. Но для антикризисного управления необходимо иметь в виду, что существует понятие антикризисной команды — ближайших помощнике” антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления. Есть хорошее выражение “... с ним я могу пойти в разведку”. Разведка — это совокупность непредсказуемых экстремальных ситуаций, преодолеть которые могут только люди, верные общей идее и замыслу и безоговорочно доверяющие друг другу. Так же работает человеческий фактор и в антикризисном управлении.
10. Значительным фактором эффективности антикризисного управления является система мониторинга кризисных ситуаций.
Система мониторинга кризисных ситуаций представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания.
11. Одним из новых факторов эффективности является предпринимательский потенциал. К сожалению, российские исследователи до сих пор обходят вниманием эту тему.
В экономической литературе вопросы оценки потенциала предприятия затрагивались неоднократно, однако, единого подхода и единой методики оценки предпринимательского потенциала фирмы по существу нет. Некоторые авторы сводят решение данной проблемы к оценке экономического потенциала предприятия с позиции анализа его финансового состояния, другие предлагают оценивать производственно-технический потенциал предприятий, исследуя состояние его основных фондов и оборотных средств, третьи выделяют и предлагают способы оценки отдельных составляющих потенциала предприятия, таких как производственный, кадровый, финансовый, стратегический и т.д. Понятие «предпринимательский потенциал» является новым, соответствует рыночной экономике и методы его оценки должны соответствовать требованиям рынка. В соответствии с этим оценку предпринимательского потенциала следует на наш взгляд производить по двум направлениям: с одной стороны – оценка внутренних возможностей фирмы, а с другой – оценка предпринимательского потенциала фирмы в условиях взаимодействия элементов предпринимательской сети. Любую организацию окружает определенная деловая среда: поставщики, потребители, конкуренты. Проведенные исследования позволили выявить основные факторы, влияющие на выбор наиболее значимых потребителей и поставщиков, разработать схемы и критерии их выбора на основе анализа за ряд лет сбытовой и снабженческой политики предприятия.
Надо отметить, что в настоящий момент в России понятие антикризисного управления приобрело несколько другой смысл. Этому обстоятельству способствовала экономическая и политическая ситуация в нашей стране. Однако, несмотря на специфику антикризисного менеджмента, он строится по представленным выше законам.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные группы процессов, происходящих в организации существуют?
2. В чем их особенности и в чем проявляется взаимосвязь?
3. На что влияет соотношение управляемых и неуправляемых процессов в организации?
4. С помощью чего обеспечивается учет процессов в организации?
5. Каким образом можно описать процессы развития управления и производства в организации?
6. Сколько основных этапов развития управления в процессах развития производства и чем они характеризуются?
7. Как можно описать процесс антикризисного управления с точки зрения взаимосвязи ветвей логистических кривых?
8. Дайте определение антикризисного управления.
9. Чем определяется возможность антикризисного управления?
10. Почему необходимо антикризисное управление в организации?
11. Какова проблематика антикризисного управления?
12. Что включает в себе дифференциация технологий управления?
13. Какая из групп проблем является, на Ваш взгляд, наиболее значимой?
14. Что означает управление организацией?
15. Как можно охарактеризовать предмет антикризисного управления?
16. В чем заключается суть антикризисного управления?
17. Какими особыми свойствами должна обладать система антикризисного управления?
18. Каковы особенности технологий и процессов антикризисного управления?
19. В чем особенности и приоритеты механизма антикризисного управления?
20. Чем характеризуется стиль антикризисного управления?
21. Каковы характерные черты антикризисного управления?
22. Перечислите основные функции антикризисного управления.
23. Каким образом можно сочетать формальное и неформальное управление в антикризисном менеджменте?
24. Перечислите основные факторы эффективности антикризисного управления.
25. Дайте определение корпоративности.
26. Почему при антикризисном управлении особое внимание следует уделять человеческому фактору?
Тесты:
1. С точки зрения антикризисного управления все процессы, происходящие в организации, можно разделить на:
а) две группы;
б) четыре группы;
в) три группы;
г) множество групп.
2. Примером неуправляемых процессов в организации служат:
а) бюрократизм в управлении;
б) землетрясение;
в) маркетинговая политика;
г) политическая обстановка.
3. Чтобы организация устойчиво функционировала:
а) управляемые процессы должны преобладать над неуправляемыми;
б) все процессы должны быть управляемыми;
в) управляемые и неуправляемые процессы должны находиться в диалектической взаимосвязи;
г) количество управляемых и неуправляемых процессов не является определяющим.
4. Какой этап отсутствует на кривой Лаффера?
а) простое управление
б) управление в условиях нарастающей сложности производства;
в) сложное управление;
г) управление, адаптированное к сложности производства.
5. Возможность антикризисного управления не определяется:
а) человеческим фактором;
б) знанием циклического характера развития социально-экономических систем;
в) политической ситуацией в стране;
г) использованием накопленного опыта кризисных ситуаций.
6. Проблематика антикризисного управления представлена:
а) 4 группами;
б) 6 группами;
в) 7 группами;
г) 2 группами.
7. В систему управления кризисом входят:
а) финансово-экономические проблемы антикризисного управления;
б) проблемы выхода из кризиса;
в) анализ и оценка кризисных ситуаций;
г) инновационные стратегии кризисного поведения.
8. Одной из групп проблематики антикризисного управления является:
а) поиск информации;
б) проблема предотвращения кризиса;
в) использование процедур антикризисного управления;
г) дифференциация технологий управления.
9. Как называется группа проблем антикризисного управления, которая включает специфические приемы и методы, индивидуальные для каждой организации?
а) дифференциация технологий управления;
б) проблемы, связанные с ключевыми сферами жизнедеятельности организации;
в) «золотой запас» антикризисного управления;
г) система управления кризисом в организации.
10. Суть антикризисного управления заключается в том, что:
а) кризисов следует избегать
б) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
в) правильных решений в условиях кризиса не существует;
г) кризисы придумали неудачники.
11. Система антикризисного управления должна обладать:
а) прочностью;
б) формализмом;
в) гибкостью а адаптивностью;
г) денежными средствами.
12. Какие процессы и технологии не являются особенностью антикризисного управления?
а) мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;
б) осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
в) усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;
г) дисконтирование денежных потоков.
13. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться:
а) бюрократичностью;
б) переносом ответственности;
в) недоверием;
г) целеустремленностью.
14. Характерными чертами антикризисного управления являются:
а) активизация интеграции и дифференциации;
б) функции антикризисного управления;
в) перспективность;
г) скорость.
15. Эффективность антикризисного управления характеризуется всеми факторами кроме:
а) методологии разработки рискованных решений;
б) стратегии и качества антикризисных программ;
в) связей в мире бизнеса;
г) предпринимательского капитала.