Порядке разъяснения судебных и иных актов
Подлежащего исполнению
Правила разъяснения судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении соответствующего судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан этот исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом.
Можно выделить четыре основных правила разъяснениякак юридического действия.
Во-первых, при разъяснении судебного либо иного акта не допускается изменение его содержания.
Во-вторых, разъяснение судебного либо иного акта осуществляется органом или лицом, выдавшим исполнительный документ.
В-третьих, разъяснение судебного либо иного акта невозможно по общему правилу по окончании срока, установленного для принудительного исполнения соответствующего исполнительного документа, если он не был восстановлен либо законодательством не установлен более сокращенный срок для разъяснения соответствующего акта.
В-четвертых, в основном разъяснению подлежит резолютивная часть исполнительного документа. В судебной практике встречаются случаи, когда судебный пристав-исполнитель просит разъяснить не судебный акт, а порядок его исполнения. Решение последнего вопроса - о порядке исполнения - отнесено целиком и полностью к компетенции органов принудительного исполнения, а не судов. Поэтому в подобных случаях суды обоснованно отказывают в удовлетворении ходатайств о разъяснении судебного акта. Поскольку принудительному исполнению подлежит резолютивная часть судебного решения, то в основном при неясности исполнительных листов, выданных на основании судебных актов, речь идет о разъяснении именно резолютивной части решения. В том случае, если соответствующий документ является одновременно исполнительным документом (например, постановление должностного лица, уполномоченного налагать административные взыскания), то он, соответственно, и подлежит, исполнению и разъяснению.
В ст. 17 Федерального закона «Об исполнительном производстве» речь идет о возможности обращения за разъяснением судебного, акта судебного пристава-исполнителя. Вместе с тем согласно ст. 139 АПК (в отношении решения арбитражных судов) ист. 206 ГПК (в отношении решений судов общей юрисдикции) правом на обращение с заявлением о разъяснении судебного акта наделены и лица, участвующие в деле. Представленные ими определения соответствующих компетентных судов о разъяснении судебного акта также должны приниматься в исполнительном производстве.
Порядке разъяснения судебных и иных актов
Разъяснение судебных и иных актов осуществляется теми органами и должностными лицами, которые их вынесли, выдали. Следует иметь в виду, что в отношении актов несудебных органов вопрос о возможности и порядке их разъяснения прямо не разрешен в соответствующем законодательстве (например, в КоАП относительно постановлений органов и должностных лиц в производстве по административным правонарушениям, в основах законодательства о нотариате относительно исполнительных надписей нотариусов, в КЗ0Т относительно удостоверений комиссий по трудовым спорам, в законодательстве о прокуратуре и СК относительно постановлений прокурора о выселении в административном порядке и т.д.). Однако поскольку такое право указанным несудебным органам и лицам предоставлено ст. 17 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то они вправе разъяснить соответствующий акт также при условии неизменности его содержания по существу.
Возникает вопрос и о возможности разъяснения нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов. В данном случае нотариус не является органом, выдавшим исполнительный документ. Нотариус удостоверяет такое соглашение как гражданско-правовую сделку сторон, действуя в рамках нотариального производства в соответствии с правилами Основ законодательства о нотариате и СК, обеспечивая правомерность выражения воли сторон и законность их действий. Поэтому в случае возникновения неясности в исполнительном производстве относительно положений нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов нотариус не вправе разъяснять его. Такое разъяснение по смыслу закона вправе сделать только сами стороны такого соглашения путем внесения в него изменений и дополнений, которые в силу ст. 101 СК также подлежат нотариальному удостоверению.
Порядок разъяснения судебного либо иного акта определен помимо ст. 17 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и в специальном законодательстве, регламентирующем выдачу соответствующих актов, в частности в процессуальном законодательстве в ст. 206, 354 ГПК, ст. 139 АПК и др.
Общие правила разъяснения согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заключаются в следующем. Суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, рассматривает заявление судебного пристава-исполнителя в 10-дневныйсрок со дня его поступления и при необходимости дает разъяснение принятого им судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, не меняя их содержания.
В отдельных федеральных законах и иных правовых актах содержится более подробный правовой регламент. Так, вопрос о разъяснении судебных актов судов общей юрисдикции разрешается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения вопроса о разъяснении решения. На определение суда по вопросу о разъяснении решения может быть подана частная жалоба или принесен протест. Такой же регламент установлен и применительно к разъяснению судебных актов арбитражных судов (ст. 139 АПК). Соответствующий вопрос разрешается в судебном заседании, заканчивается вынесением определения, которое может быть обжаловано.
Порядок разъяснений решений третейских судов определен в ст. 22 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров. В течение 10 дней после получения решения третейского суда любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд дать разъяснение решения или его части. Третейский суд в течение 10 дней после получения просьбы стороны вправе дать разъяснение, не изменяя при этом существа решения. При удовлетворении заявления выносится определение, которое является частью решения.
Порядок разъяснения решения международного коммерческого арбитража определен в ст. 33 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже». Здесь речь идет о толковании арбитражного решения, что, по существу, и является его разъяснением. В течение 30 дней по получении арбитражного решения, если сторонами несогласован иной срок, при наличии соответствующей договоренности между сторонами, любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, может просить третейский суд дать толкование какого-либо конкретного пункта или части решения. Третейский суд, если сочтет просьбу оправданной, должен в течение 30 дней по ее получении ввести соответствующие исправления или дать толкование. Такое толкование становится составной частью арбитражного решения. При этом третейский суд в случае необходимости может продлить срок, в течение которого он вправе дать толкование арбитражного решения.
Порядок разъяснения актов иных органов прямо не определен в законодательстве, в связи, с чем такое разъяснение, очевидно, нужно осуществлять по правилам процедур, установленным для деятельности соответствующих органов и должностных лиц.
Период времени, в течение которого возможно разъяснение судебного либо иного акта, в ст. 17 Федерального закона «Об исполнительном производстве» прямо не определен. Здесь следует исходить из правил, установленных в ст. 206 ГПК о том, что разъяснение решения суда общей юрисдикции допускается, если оно еще не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть принудительно исполнено. По аналогии такой порядок вполне применим и к разъяснению актов других органов и лиц, за исключением решений третейских судов, относительно разъяснения, решения которых определен 10-дневный срок
5.Отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов и актов