Методические рекомендации по использованию матрицы БКГ.
Постановка задачи. Фирма специализируется на выпуске садово-огородного инвентаря, объем реализации продукции в денежных единицах (де) за последние два года и доля рынка фирмы и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в табл.11.
Задание. Используя матрицу БКГ, сформируйте товарную стратегию фирмы.
Рекомендации к решению.
1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы рассматриваются:темпы роста рынка (объем продаж) и относительная доля рынка.
2. Расчет темпов роста рынка (РР). Они характеризуют изменение объемов реализации (объемов продаж), и которые могут быть определены по каждому продукту черезиндекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (в нашем примере это 1999-2000 гг.) или черезсреднегодовые темпы их изменения.
Индекс темпа роста по каждому виду продукций определяется как отношение объема реализации продукции за 2000 г. (текущий показатель) к объему ее реализации за 1999 г. (предыдущий год) и выражается в процентах или в коэффициентах роста.
Например, РР для продукции №1 равняется 0,86 .
Расчет относительной доли, занимаемой фирмой на рынке (ОДР) по каждому виду продукции.
Относительная доля рынка определяется отношением доли фирмы на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы.
Доли рынка фирмы или сильнейшего конкурента находятся как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции соответственно фирмой или сильнейшим конкурентом.
Например, ёмкость рынка по продукту №1 составляет 7353 тыс. ДЕ, а объем реализации продукта №1 фирмой - 2500 тыс. ДЕ. Тогда доля рынка фирмы по продукту №1 равна 34%
Отсюда ОДР для продукта №1:
Это означает, что объем реализации фирмой продукта №1 превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшей конкурирующей фирмой в 2 раза.
4. Расчет доли (%) каждого вида продукции в общем объеме реализации фирмы за 2000 г.
Все рассчитанные данные рекомендуется представить в табличном виде (табл.1.2).
Таблица 1.2
Построение матрицы БКГ
В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются:
- средний индекс темпов роста рынка (РР), равный среднему значению показателей темпов роста рынка по отдельным продуктам:
- относительная доля рынка - средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке.
Например, в нашем примере:
- диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации фирмы.
Матрица БКГ имеет вид, представленный на рис. 27.
6. Формирование товарной стратегии фирмы на основе анализа матрицы БКГ.
Она формируется по отдельным видам продукции и может содержать следующие стратегические решения:
- убрать из товарного портфеля фирмы;
- увеличить объем реализации, изменяя структуру товарного портфеля;
- изменить относительную долю на рынке;
- увеличить инвестирование;
- ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить средства между отдельными видами продукции и т.д.
При формировании товарной стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования товарного (продуктового) портфеля:
- «звезды» оберегать и укреплять;
- по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;
- для «дойных коров» необходимы жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства фирмы;
- «трудные дети» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в «звезды»;
- комбинация продуктов «кошки», «звезды» и «дойные коровы» приводит к наилучшим результатам деятельности фирмы - умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;
- комбинация «кошки» и «звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;
- комбинация «дойные коровы» и «собаки» ведет к падению объема продаж и снижению рентабельности.
Один из возможных вариантов товарной (продуктовой) стратегии фирмы представлен в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Основное направление стратегии фирмы - изменение структуры продуктового портфеля и перераспределение имеющихся денежных средств.
Матрица БКГ представляет собой удобный прием сопоставления различных СЗХ, в которых работает компания. В матрице БКГ фактически используется только один показатель для определения перспектив компании на рынке – рост объема спроса. По горизонтали в первоначальной версии используется доля рынка, занимаемая исследуемой компанией, по отношению к доле рынка конкурента.
Для каждой СЗХ оценивается будущий темп роста, подсчитываются доли рынка и полученные результаты вписываются в соответствующие клетки.
Диаграмма БКГ предлагает следующий набор решений о дальнейшей деятельности компании в соответствующих зонах хозяйствования:
- «звезды» укреплять и оберегать;
- по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин, чтобы их сохранить;
- для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства фирмы;
- «дикие кошки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не смогут ли они при известных капиталовложениях превратиться в звезды.
«Дикие кошки» при определенных обстоятельствах могут стать «звездами», а «звезды», в дальнейшем, превратятся в «собак».
Матрица БКГ помогает выполнению двух функций: принятию решений о намеченных позициях на рынке и распределению стратегических средств между различными зонами хозяйствования в будущем.
Матрица фирмы "Дженерал Электрик"
Пионером в разработке усовершенствованной матрицы стратегического портфеля СЗХ фирмы с переменными: привлекательность СЗХ — КСФ является фирма "Дженерал Электрик" (в сотрудничестве с консультативной фирмой Mc Kinsey). Эта матрица имеет размерность 3 ? 3. Обычно в этой матрице площади кругов (прямоугольников), отображающие СЗХ, пропорциональны объемам продаж в них, а заштрихованные секторы показывают долю рынка, контролируемую фирмой (рис. 16.5).
Рис. 16.5. Матрица "Дженерал электрик" — McKinsey
В принципе сама фирма может устанавливать границы между секторами матрицы. Но поскольку при оценках в баллах мы исходили из возможного разброса (-5, +5), а также нормировали полученные суммарные по факторам значения, то можно рекомендовать следующие границы секторов:
малая (слабый): -5 ? -2;
средняя (средний): -2 ? +2;
высокая (большой): +2 ? +5.
Такие матрицы обычно дополняются информацией о целесообразных потоках инвестиций. Например, в матрице "Дженерал электрик" выделяют три области приоритетов для инвестиций:
- со слабым приоритетом;
- средним;
- высоким (смотри диаграмму рис. 16.6).
Рис. 16.6. Целесообразность потоков инвестиций
Фирма "Шелл" добавляет к подобной матрице ряд рекомендаций, а также приводит дополнительную таблицу принятия решений (табл. 16.8).
Таблица 16.7
Инвестиционная стратегия
Таблица 16.8
Таблица принятия решений в зависимости от перспектив прибыли и отдачи инвестиций
http://www.stplan.ru/articles/theory/mckincey.htm
Анализ Мак Кинси «7S»
оценка внутренней среды компании, работающей на рынке:
1.стратегии компании
2. конкурентные преимущества
3. цели и ценностные установки
4. кадровый состав
5. стиль деятельности фирмы
6. организационная и функциональная структура
7. различные процессы, протекающие в ней (управление, производство, сбыт, движение информационных потоков).
Пример модели «7S»
Когда все S-факторы функционируют согласованно, компания становится мощным конкурентным бойцом. Можно утверждать, что своими начальными успехами компания Apple Computer обязана сбалансированности S-факторов. Она исповедовала предпринимательский стиль, поддерживаемый основателями, что привлекло к ней наиболее сильные и творческие кадры. Располагая самыми современными технологическими и профессиональными возможностями, основатели Apple выбрали свободную матричную структуру, которая соответствовала личным качествам работников и задаче создания новых продуктов.
Apple разработала системы поддержки для вознаграждения инновационной деятельности и контроля управления операциями. Система вознаграждений закрепляла общепризнанные ценности коллективной работы и удовольствие от достижения высшей цели компании — дать каждой семье самый хороший и дружественный к пользователю компьютер. Стратегия Apple заключалась в создании запатентованной удобной в пользовании системы для дома, школы и рынка прикладной графики. Все S-факторы были хорошо пригнаны один к другому и обеспечивали взаимную поддержку на пути движения к поставленным целям.
В стиле МВА выполните анализ вашей любимой организации. Напишите на листе бумаги семь S-факторов и покопайтесь в них. Консультант по проблемам стратегии с дипломом МВА делает то же самое, что вы сейчас делаете с моделью «7S». Правда, консультационная фирма сопроводит свой анализ занимательной компьютерной графикой, положит свою работу в красивую папку и запросит с вашей компании кругленькую сумму.
Рис. 2. Модель 7S Mc Kinsey
Представленная модель позволяет проанализировать как «жесткие», более осязаемые аспекты деятельности организации, так и «мягкие», труднее формализуемые. К первым, жестким, относятся стратегии, структуры и системы. К мягким, относятся система ценностей, навыки и компетенции, персонал и стиль. Анализ перечисленных аспектов позволяют выявить сильные и слабые стороны компании, но не дает возможности проанализировать внешнее окружение.
http://www.gri.com.ua/index.php?id=36&tx_ttnews[tt_news]=10&tx_ttnews[backPid]=15&cHash=c5806fb4b9